Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 7
справочное
Примеры
расчетов экономической эффективности и определения затрат, связанных с применением экспедиционно-вахтового метода
Пример 1
Межрегиональное использование трудовых ресурсов на сооружении магистрального газопровода из районов Севера Тюменской области в Центр страны.
Для сооружения газопровода предполагается межрегиональное использование трудовых ресурсов из других регионов страны.
25% работников, занятых по межрегиональному использованию трудовых ресурсов из организаций, базирующихся в районах Центра, привлекается на сооружение северных участков газопровода (среднее расстояние 1800 км самолетом и 100 км вертолетом до полевого городка);
30% работников трестов, базирующихся в Европейской части, привлекаются для строительства участков трассы в Центре, Поволжье, на Урале (среднее расстояние - 600 км авиа- и железнодорожным транспортом и 50 км до полевого городка автотранспортом);
45% работников, занятых по межрегиональному использованию трудовых ресурсов, привлекаются для сооружения северных сибирских участков трассы из СМО, базирующихся на юге Тюменской области (среднее расстояние - 850 км самолетом и 100 км до полевого городка - вертолетом).
Всего на сооружении газопровода по межрегиональному и межрайонному использованию трудовых ресурсов занято 80% общей численности работников.
Для организации работ по экспедиционно-вахтовому методу предлагается развернуть систему полевых городков по всей трассе газопровода, период развертывания этой системы - 3 месяца (0,25 года).
Предлагается применение типового вахтового режима труда и отдыха со следующими параметрами:
- продолжительность вахты - 9 недель с удлиненным рабочим днём (5 дней по 10 часов, 1 день - 9 часов, 1 выходной день в неделю);
- за 1 цикл вахтового РТО работником вырабатывается 527 часов, при этом переработка составляет 158 часов;
- количество дней на вахте - 63; количество отгулов за цикл - 23 дня; на вахте предоставляется 9 дней отдыха.
Исходные данные для расчета
1. Расчет экономического эффекта от применения экспедиционно-вахтового метода
Расчет 1.1. Численность работников, занятых по экспедиционно-вахтовому методу.
Численность работников по базовому варианту организации работ:
На сопоставимый объём работы (80%):
Численность работников строительных организаций на программу работ по газопроводу:
Численность дублеров линейных ИТР - 20% к нормативу:
Численность вахтовых работников определяется с учетом дополнительного привлечения дублеров линейных ИТР:
Общая численность в вахтовых строительных организациях на программу работ составляет:
Расчет 1.2. Эффект от сокращения продолжительности строительства. Суммарный срок строительства по базовому варианту:
То же, по варианту строительства экспедиционно-вахтовым методом:
Эффект от получения дополнительной прибыли за период досрочного ввода газопровода:
Расчет 1.3. Эффект от сокращения затрат на обустройство работников.
При традиционной организации строительства СМО должны быть перебазированы в районы ведения работ, а работники этих организаций расселены в районе строительства.
Затраты на стационарное обустройство и содержание работников в районах строительства по базовому варианту определяются из расчета, что 35% работников должны быть расселены в Европейской части, 30% - в Среднем Приобье, 35% - в Приполярье. Удельные приведенные затраты - Приложение 3, табл. 1. Потребность в объектах социальной инфраструктуры - Приложение 3, табл. 2.
Приведенные затраты на расширение жилого фонда СМО в районах базирования при экспедиционно-вахтовом методе определяются из расчета, что по межрегиональному использованию привлекаются 55% работников из строительных организаций, расположенных в районах Европейской части, и 45% - с юга Тюменской области.
Общее число мест в полевых городках организаций наземного строительства:
в том числе мест в полевых городках линейного строительства:
Число мест в организациях наземного строительства:
= 10,1 - 4,03 = 6,06 тыс. мест
Капитальные вложения в создание полевых городков при организации работ экспедиционно-вахтовым методом учитываются только для размещения работников наземного строительства (т.е. только для 40% численности вахтовиков), т.к. для линейного строительства они необходимы и при традиционной организации.
Капитальные вложения в создание полевых городков наземного строительства:
= 6,06 тыс. чел. х 6,2 тыс. руб./чел. = 37,57 млн руб.
Экономический эффект от сокращения затрат на обустройство работников:
= 93,54 - 9,27 - 0,12 х 37,57 = 79,76 млн руб.
Расчет 1.4. Экономия затрат по содержанию полевых городков в линейном строительстве.
Численность проживающих в полевых городках линейного строительства при традиционной организации: 11,8 х 0,6 = 7,08 тыс. чел.
Число мест в полевых городках линейного строительства - 4,03 тыс. мест.
Затраты на 1 место - 0,7 тыс. в Средней полосе, 1,3 тыс. - в районах Западной Сибири. Средневзвешенная стоимость содержания 1 места в полевых городках на трассе газопровода:
0,65 х 0,7 тыс. руб. + 0,35 х 1,3 тыс. руб. = 0,92 тыс. руб./место
Экономия затрат в линейном строительстве:
= (7,08 - 4,03) тыс. мест х 0,92 тыс. руб./мест х 2,5 год = 7,01 млн руб.
Расчет 2. Определение текущих затрат по организации работ экспедиционно-вахтовым методом
2.1. Выплата работникам компенсаций за переработанное время (оплата работникам времени межвахтового отдыха и времени в пути)
Оплата производится в размере тарифной ставки (должностного оклада). Средняя дневная зарплата в расчете на 1 вахтового работника:
= 0,9 х 0,625 руб./час х 6,82 час./день + 0,1 х 158 руб./мес. : 25,1 дн./мес. = 4,46 руб./день.
Количество циклов РТО за период строительства ( - см. табл. 6 приложения 2):
Затраты на оплату времени межвахтового отдыха и времени вахтовых поездок составят:
= (23 + 4) дн. х 12,0 тыс. чел. х 9 циклов х 4,46 руб./дн. = 13,0 млн руб.
2.2. Затраты на аренду гостиниц в пунктах сбора и пересадок вахтового персонала
30% вахтовых работников в среднем 2 дня за 1 цикл РТО проживают в гостиницах населенных пунктов сбора и пересадок. Затраты на аренду гостиниц для этих целей составят:
= 12,0 тыс. чел. х 0,3 х 2 дн./цикл х 9 цикл. х 2 руб./дн. = 0,13 млн руб.
2.3. Аренда каналов связи между районами строительства и дислокации строительных организаций - 0,1% от стоимости СМР по 1-8 главам сметы:
= 0,001 х 1049,01 млн руб. = 1,05 млн руб.
2.4. Затраты на содержание диспетчерских служб.
Содержание централизованной диспетчерской службы вахтовых перевозок по проекту потребует организации в 10 городах специальных подразделений. Затраты на содержание этой службы определяются в 0,12% к стоимости CMP по 1-8 главам сметы.
Затраты на содержание диспетчерских служб:
= 0,0012 х 1048,01 млн руб. = 1,25 млн руб.
2.5. Затраты по привлечению дублеров линейных ИТР (для руководства сменными вахтовыми коллективами).
Численность линейных ИТР увеличивается по проекту на 20% и составит 230 человек.
Затраты заработной платы на привлечение дублеров и совместителей должностей линейных ИТР составляют:
= 230 чел. х 160 руб./мес. х 1,3 х 12 мес. х 2,5 год = 1,43 млн руб.
2.6. Затраты по оплате надбавок за подвижной характер работ
За период пребывания на вахте и в пути (до 2 дней по 1 поездке) выплачивается 75% надбавка за подвижной характер работ.
= 0,75 х 4,46 руб./дн. х (163 + 4) дн. х 9 циклов х 12 тыс. чел. = 24,20 млн руб.
При традиционном методе сметный лимит по оплате надбавок за подвижной характер работ и других аналогичных компенсаций формируется из расчета, что в среднем уровень этих надбавок составляет 40% тарифной ставки, должностного оклада.
Увеличение затрат по выплате надбавки за подвижной характер работ:
= 24,2 млн руб. - 0,40 х 4,46 руб./дн. х 11,8 тыс. чел. х 330 дн. х 2,5 год = 6,83 млн руб.
2.7. Затраты на оплату вахтовых поездок персонала.
Средневзвешенный (по различным направлениям межрегиональных перемещений трудовых ресурсов) тариф на перевозку работников самолетами и железнодорожным транспортом с учетом стоимости спецрейсов самолетов (60% авиаперевозок):
0,3 х 12 руб./чел. + (1,2 х 0,6 + 0,4) х (0,25 х 60 руб./чел. + 0,45 х 83 руб./чел. ) = 37 руб./чел.
Затраты по перевозке вахт самолетом и железной дорогой составят: 37 руб./чел. х 12 тыс. чел. х 9 циклов х 2 поездки = 7,99 млн руб.
Стоимость аренды вертолетов.
Стоимость летного часа вертолета МИ-8 - 740 руб.
Вместимость - 22 пассажира, скорость - 150 км/час.
Потребность в летных часах за период строительства:
Затраты на перевозку вертолетами:
6,55 тыс. час. х 740 руб./час. = 4,85 млн руб.
Суммарные затраты по авиа- и железнодорожным перевозкам вахт:
7,99 + 4,85 = 12,84 млн руб.
Стоимость доставки автотранспортом
Автотранспортом доставляются на расстояние 50 км вахтовики, работающие на объекте в пределах центральной зоны - 30% общей численности.
Тариф на перевозку 1 пассажира - 1 руб. 5 коп.
Затраты на автоперевозки вахт:
12 тыс. чел. х 0,3 х 1,05 руб./чел. х 9 цикл. х 2 поездки = 0,07 млн руб.
Затраты на вахтовые перевозки:
= 12,84 + 0,07 = 12,91 млн руб.
Дополнительные затраты по организации работ экспедиционно-вахтовым методом в составе сметной стоимости
Дополнительные затраты в составе сметной стоимости, входящие в вахтовую надбавку:
млн руб.,
или к стоимости СMP по 1-8 главам сметы 2,1%.
Затраты по командированию работников на вахту:
= 12,91 млн руб., или 1,53% к сметной стоимости СМР
Сметный лимит на выплату надбавки за подвижной характер работ:
= 24,2 млн руб., или 2,9% к сметной стоимости СМР по 1-8 главам
2.8. Затраты по содержанию полевых городков.
Число мест в полевых городках наземного строительства:
= 6,06 тыс. мест
Затраты по содержанию полевых городков в организациях наземного строительства:
= 6,06 тыс. мест х 0,92 тыс. руб./место х 2,5 г. = 13,94 млн руб.
Суммарные затраты по организации работ экспедиционно-вахтовым методом:
= 13,94 + 13,0 + 0,13 + 1,05 + 1,25 + 1,43 + 6,83 + 12,91 = 50,54 млн руб.
Экономический эффект от применения экспедиционно-вахтового метода на сооружении магистрального газопровода:
Пример 2. Сооружение комплекса объектов обустройства газового промысла
Сооружение комплекса объектов предлагается организовать вахтовым методом взамен ежедневных поездок персонала. Расстояние между объектами и поселком - 66 км, на трудовые поездки тратится 2 часа.
Исходные данные
Стоимость вводимых фондов по комплексу сооружаемых объектов - 19662 тыс. руб.
Сметная стоимость СМР - 10112 тыс. руб., в том числе по 1-8 главам - 8595,2 тыс. руб., из них условно-постоянные расходы - 1214 тыс. руб.
Численность работников при традиционном методе работ - 218 чел., в том числе линейных ИТР - 25 чел., из них руководящий персонал - 10 чел.
Сроки строительства по нормативу - 18 месяцев, в том числе подготовительный период, предусмотренный в норме, на социально-бытовую подготовку - 2 мес.
Для организации работ вахтовым методом предполагается использование вахтового РТО со следующими параметрами:
1. Продолжительность вахты - 2 недели с одним выходным днем и удлинением рабочей смены до 10 час.
2. Общая продолжительность вахтового цикла составит 16 дней, в том числе на вахте - 14 дней, 108 рабочих часов, 27 часов переработки.
3. Период межвахтового отдыха - 4 дня.
Вблизи от сооружаемых объектов в течение 1,5 месяца предполагается развернуть полевой городок.
1. Эффективность вахтового метода
Численность работников, занятых по вахтовому методу:
Вводится должность главного инженера участка и 2-х прорабов. Итого чел.
Численность работников, обслуживающих полевой городок, определяется по формуле:
Численность вахтовых работников на объекте составит:
= 218 + 3 + 10 = 231 чел.
1.1. Определение экономического эффекта от сокращения продолжительности строительства
Ежедневные потери времени в пути и в выработке за счёт транспортной усталости работников при использовании ежедневных трудовых поездок составляют 10%.
Продолжительность сооружения объектов по базовому варианту составляет 18 месяцев или 1,5 года.
Сокращение подготовительного периода связано с меньшей емкостью вахтового поселка по сравнению с временным (создание которого предусмотрено нормой).
Число мест в полевом городке при экспедиционно-вахтовом методе составит:
Сокращение числа мест в полевом городке:
218 : 196 = 1,1 раз
Продолжительность строительства по варианту использования вахтового метода:
Эффект от получения дополнительной прибыли за период досрочной эксплуатации комплекса:
= 0,12 х 10112 х (1,5 - 1,35) = 182,02 тыс. руб.
Экономия условно-постоянных расходов СМО:
= 1214 х (1 - 16 : 16,2) = 15,0 тыс. руб.
Суммарный эффект от сокращения продолжительности строительства объектов обустройства промысла вахтовым методом:
1.2. Затраты по организации ежедневных трудовых поездок
Число трудовых поездок при традиционной организации работ при пятидневной рабочей неделе за период строительства составит:
18 мес. х 20,9 дн./мес. х 2 поездки = 752
Тариф на поездку 1 работника 1 руб. 27 коп. (табл. 2 Прил. 6).
Суммарные затраты на организацию ежедневных трудовых поездок:
= 752 х 1,27 руб./чел. х 218 чел. = 208,19 тыс. руб.
1.3. Сопутствующий экономический эффект от изменения параметров социального развития
1.3.1. Эффект от повышения стабильности трудовых коллективов
Базовый уровень текучести рабочих кадров - 27%.
Планируемое сокращение этого уровня в результате применения вахтового метода составляет 15%.
Доля рабочих в общей численности работников на объекте - 90%.
Число работников, оставшихся в организации, в результате улучшения условий труда, ликвидации ежедневных поездок:
= 231 чел. х 0,9 х 0,27 х 0,15 х 1,33 г. = 11 чел.
Выработка в год - 20 тыс. руб на 1 работника.
Сокращение потерь в выработке увольняющихся и вновь принятых рабочих:
= 11 чел. х 20,0 тыс. руб./чел. год х 1,35 год х 0,074 х 0,07 = 1,54 тыс. руб.
Стоимость подготовки кадров в расчете на 1 рабочего составляет 210 руб.; сокращение затрат на подготовку кадров:
= 210 руб./чел. х 11 чел. = 2,3 тыс. руб.
Итого эффект от повышения стабильности трудовых коллективов:
= 1,54 + 2,3 = 3,84 тыс. руб.
1.3.2. Эффект от повышения производительности труда при использовании научно-обоснованных режимов труда и отдыха
Применение принципа сменяемости работников в районах строительства и научно-обоснованных РТО позволит повысить выработку в среднем на 10%. Эффект от повышения производительности труда в этом случае составит:
= 20,0 тыс. руб. х 1,35 год х 0,074 х 0,1 х 231 чел. = 46,16 тыс. руб.
1.3.3. Эффект от повышения квалификации кадров
Планируется, что средний тарифный разряд вновь принимаемых рабочих (20 чел.) повысится от 5 до 5,2. Эффект от роста производительности труда квалифицированных рабочих:
= 20 чел. х 20 тыс. руб. х 1,35 год х 0,074 х (5,2 - 5) х 0,13 =1,04 тыс. руб.
Итого экономический эффект от улучшения социальных результатов при использовании экспедиционно-вахтового метода:
2. Затраты по организации работ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.