Расчеты эффективности и затрат при экспедиционно-вахтовом методе в нефтегазовом строительстве
РД 102-67-87
(утв. Миннефтегазстроем СССР 3 июля 1987 г.)
Дата введения 1 января 1988 г.
1. Определение экономической эффективности экспедиционно-вахтового метода строительства
1.1. Общие положения
1.1.1. Экспедиционно-вахтовый и вахтовый методы предусматривают выполнение работ на площадках, удаленных от базы строительной организации (СМО) и места постоянного проживания работников, на основе периодического выезда трудовых коллективов на объекты строительства.
Вахтовый метод применяется при незначительном удалении объектов строительства от базы строительной организации и базируется на внутрирайонном использовании трудовых ресурсов и кратких (как правило, от 2 до 4 недель) сроках вахты.
Экспедиционно-вахтовый метод предусматривает выполнение работ на строительных площадках, значительно удаленных от места дислокации СМО, основан на межрайонном и межрегиональном использовании трудовых ресурсов и удлиненных вахтовых циклах (рекомендуемые сроки вахты - от 1 до 4 месяцев).
Далее по тексту для отражения специфики нефтегазового строительства применяется единый термин - экспедиционно-вахтовый метод, за исключением случаев, когда требуется выделить особенности вахтовой формы организации строительства.
1.1.2. Расчеты экономической эффективности экспедиционно-вахтового метода строительства проводятся в целях:
- обоснования целесообразности переходу от традиционной к экспедиционно-вахтовой организации строительства;
- выбора наиболее экономичного варианта организации строительства экспедиционно-вахтовым методом;
- определения рациональных объемов применения этого метода при обосновании методов эффективной реализации инвестиционных программ;
- оценке эффективности заданий по плану новой техники.
1.1.3. Технико-экономические расчёты, обосновывающие эффективность экспедиционно-вахтового метода, проводятся, как правило, проектными организациями при разработке проекта организации строительства на основе данных, представляемых подрядной организацией согласно приложению 1.
Решение о применения метода принимается по критерию народнохозяйственной эффективности; для оценки влияния экспедиционно-вахтового метода организации, на экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности строительной организации, применяются методы хозрасчетной эффективности (раздел 1.5).
1.1.4. Народнохозяйственный эффект определяется по разнице приведенных затрат по вариантам экспедиционно-вахтовой и традиционной формы организации строительства. В расчет включаются только те составляющие эффекта и затрат, которые изменяются в связи с применением экспедиционно-вахтового метода.
1.1.5. В общую сумму эффекта от применения экспедиционно-вахтового метода включается сопутствующий экономический эффект от улучшения параметров социального развития.
При равной экономической эффективности вариантов предпочтение отдается варианту использования экспедиционно-вахтового метода, т.к. по сравнению с традиционной организацией он обеспечивает лучшие социальные результаты.
1.1.6. Основными факторами экономической эффективности экспедиционно-вахтового метода являются:
- сокращение продолжительности строительства;
- экономия затрат на обустройство работников в районе строительства;
- сокращение потерь от текучести кадров;
- использование кадров высокой квалификации.
К социальным результатам применения этого метода относятся:
- увеличение фонда свободного времени работников и возможность его использования в базовых городах с развитой социальной инфраструктурой;
- ограничение сложностей пионерного периода строительства, сохранение для работников и членов их семей преимуществ проживания в комфортных условиях базовых и опорных населенных пунктов;
- создание условий для рационального использования трудовых ресурсов (работников и членов их семей) в соответствии с полученной профессией и квалификацией.
1.2. Экономическая эффективность в наземном строительстве
1.2.1. В качестве базовых могут приниматься 2 основных варианта традиционной организации строительства наземных объектов, сопоставимых с экспедиционно-вахтовой организацией по социальным условиям:
- для ближнего плеча (при расположении объекта на расстоянии ежедневной транспортной доступности - от пункта дислокации СМО) - ежедневные трудовые поездки работников к сооружаемому объекту (участку) строительства (I базовый вариант);
- для экспедиционно-вахтовой схемы организации строительства (при значительном удалении района работ от пункта дислокации СМО или ее подразделения, когда невозможна ежедневная доставка работников к рабочим местам) - формирование новой или передислокация действующей СМО (ее подразделений) в новый район строительства со стационарным обустройством работников и их семей в этом районе (II базовый вариант).
1.2.2. Общий народнохозяйственный эффект от применения вахтового метода взамен организации ежедневных трудовых поездок (по сравнению с I базовым вариантом) определяется на основе следующей формулы:
, (1)
где - эффект сокращения продолжительности строительства;
- экономия транспортных расходов по организации ежедневных трудовых поездок;
- сопутствующий экономический эффект от действия социальных факторов;
- приведенные затраты по организации работ вахтовым методом.
1.2.3. Общий народнохозяйственный эффект от применения экспедиционно-вахтового метода на удаленных объектах (по сравнению со II базовым вариантом) рассчитывается по формуле:
, (2)
где - эффект сокращения продолжительности строительства;
- экономия приведенных затрат в обустройство работников СМО и их семей.
1.2.4. Экономический эффект сокращения продолжительности строительства образуют 2 составляющие:
- дополнительная прибыль за период досрочного функционирования объектов (при вводе объектов производственного назначения) - ;
- экономия условно-постоянных расходов строительной организации - .
1.2.5. Дополнительная прибыль от досрочного функционирования объектов производственного назначения рассчитывается:
, (3)
где П - годовая прибыль от функционирования введенного объекта;
,
- продолжительность строительства соответственно при традиционной и экспедиционно-вахтовой организации работ, лет;
- сокращение продолжительности строительства при использовании экспедиционно-вахтового метода, лет.
При отсутствии информации о размерах прибыли допускается определение этой составляющей эффекта на основе данных о стоимости введенных фондов (по сметной цене объекта):
, (4)
где - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений -
- стоимость основных фондов, введенных в эксплуатацию.
Эта составляющая эффекта определяется только при сокращении продолжительности сооружения целевого объекта или комплекса объектов, сданных в эксплуатацию и подготовленных к производству продукции. При использовании экспедиционно-вахтового метода на отдельных участках строительства или при выполнении отдельных видов и комплексов работ предварительно оценивают влияние сокращения периода строительства по этому методу на общую продолжительность сооружения объекта.
1.2.6. Экономия условно-постоянных расходов строительно-монтажных организаций определяется следующим образом:
, (5)
где Н - условно-постоянные расходы СМО в расчете на объем работ, выполняемых с применением экспедиционно-вахтового метода.
При отнесении к условно-постоянным расходам в укрупненных расчетах можно применять следующие нормативы (СН 509-78):
1% статьи "Материалы";
15% статьи "Эксплуатация машин и механизмов";
50% статьи "Накладные расходы".
При отсутствии данных о сметной стоимости строительно-монтажных работ (СМР) для определения размера данных статей допустимо использование данных о фактической структуре прямых затрат за прошлый период (форма 2-о#, табл. 3, графа 3, строка 201-203) и нормах накладных расходов.
Экономия условно-постоянных расходов за счет сокращения основного периода строительства в варианте привлечения дополнительной численности работников не возникает, эта составляющая экономического эффекта не включается в суммарный эффект от сокращения продолжительности экспедиционно-вахтового строительства. Учету подлежит экономия условно-постоянных расходов строительных организаций только за период сокращения подготовительного периода.
1.2.7. Сокращение продолжительности строительства при использовании вахтового метода взамен организации ежедневных поездок (I базовый вариант) связано с сокращением потерь рабочего времени на перевозку работников к объекту, снижением негативного влияния на производительность труда транспортной усталости работников, и, в случае привлечения дополнительной численности для организации подменных вахт, применением интенсивных режимов труда.
Продолжительность строительства по I базовому варианту равна нормативной .
Здесь и далее по тексту нумерация приводится в соответствии с источником
1.14. При сохранении на участке (объекте) строительства базовой численности работников , (6)
где ,
- время подготовительного периода соответственно при традиционном и экспедиционно-вахтовом строительстве;
- коэффициент, учитывающий потери на ежедневные трудовые поездки работников в общем фонде рабочего времени и сокращение выработки в результате транспортной усталости работников (приложение 2).
Эти показатели определяются в проекте организации строительства.
При организации подменных вахт с соответствующим увеличением численности работников на объекте (участке) строительства:
, (7)
где - коэффициент интенсификации рабочего времени на вахте.
Коэффициент интенсификации определяется следующим образом:
, (8)
где - нормативная продолжительность рабочей недели, установленная законодательством - 41 час;
- время работы на вахте за календарную неделю по принятому вахтовому режиму труда и отдыха, час.
В случае, если вахтовым РТО предусмотрена различная часовая продолжительность рабочих недель на вахте, можно рассчитывать по формуле:
, (9)
где - время работы на вахте в течение 1 цикла вахтового РТО, час;
- нормативная продолжительность времени работы за календарный срок пребывания работников на вахте в течение 1 цикла вахтового РТО, час;
- время переработки за 1 цикл РТО, час.
1.2.9. Эффект от сокращения продолжительности строительства экспедиционно-вахтовым методом по сравнению со II базовым вариантом определяется по суммарному снижению срока строительства - как основного, так и подготовительного (необходимого для создания производственной и социально-бытовой базы СМО) периода. В этом случае общая продолжительность строительства по базовому варианту определяется как:
, (10)
где - период создания стационарной базы строительной организации в новом районе строительства (жилого поселка или комплекса, базы стройиндустрии);
- коэффициент совмещения сроков сооружения производственных и жилых объектов.
Продолжительность строительства по варианту экспедиционно-вахтового метода при привлечении дополнительной численности:
, (11)
при сохранении неизменной численности работников:
, (11 а)
1.2.10. Экономия затрат на обустройство работников строительных организаций связана с сохранением при экспедиционно-вахтовом методе района базирования СМО и использованием для размещения и социально-бытового обслуживания работников в районе строительства мобильных зданий. По базовому варианту организации строительства предусматривается создание стационарных населенных пунктов в районе ведения работ.
Эта составляющая эффекта определяется по разнице приведенных затрат на создание и эксплуатацию жилого и культурно-бытового фонда:
, (12)
где - приведенные затраты на создание и эксплуатацию стационарного жилого и культурно-бытового фонда в районе строительства;
- приведенные затраты на развитие и содержание жилого и культурно-бытового фонда в районе базирования СМО;
- капитальные вложения в создание вахтовых поселков строителей (полевых городков).
1.2.11. Приведенные затраты по стационарному обустройству работников в районе строительства рассчитываются по формуле:
, (13)
где - численность работников строительных организаций на программу работ при традиционной организации строительства;
- стоимость 1 кв. м жилой площади в районе строительства;
- стоимость эксплуатации 1 кв. м жилой площади в районе строительства;
- норматив жилой площади на 1 человека;
- нормативный коэффициент семейности (в соответствии со СНиП-II-60-75**, равный 2,5);
- удельный вес жилого фонда в социально-бытовой инфраструктуре стационарных населенных пунктов;
- удельный вес обслуживающей группы населения в стационарных населенных пунктах.
В расчетах могут быть использованы нормативные показатели капитальных вложений, затрат на эксплуатацию и приведенных затрат по сооружению и содержанию жилья и других объектов социальной инфраструктуры по основным регионам строительства (приложение 3, таб. 1) и потребности в площади зданий социально-бытовой инфраструктуры для обустройства 1 работника -
(приложение 3, табл. 2).
В этом случае формула (13) может быть упрощена:
.
1.2.12. Численность работников по базовому варианту определяется в целом по строительной организации на программу работ на объекте:
, (14)
где О - объем строительно-монтажных работ в целом по объекту или участку строительства, на котором планируется внедрение экспедиционно-вахтового метода;
В - выработка на 1 работника, занятого на СМР и в подсобных производствах;
- нормативный срок строительства (или продолжительность выполнения работ по графику);
- доля работников на СМР и в подсобных производствах в общей численности работников СМО.
1.2.13. Приведенные затраты в развитие жилого и культурно-бытового фонда СМО в районе ее дислокации:
, (15)
где ,
- соответственно удельные капитальные вложения и затраты на эксплуатацию 1 кв. м площади в районе базирования СМО;
- численность работников строительной организации на программу экспедиционно-вахтового строительства по объекту (участку);
- доля работников, не обеспеченных жилой площадью (для укрупненных расчетов эта доля может приниматься равной 25%)
Коэффициент для сложившихся населенных пунктов, в которых базируются СМО, принимается более высоким (см. приложение 3, табл. 2). В упрощенном виде формула (15):
.
1.2.14. Показатель определяется следующим образом:
, (16)
где - численность вахтовых работников на объекте (участке);
- доля вахтовиков в общей численности работников СМО на программу экспедиционно-вахтового строительства (для укрупненных расчетов можно принять 0,5).
Численность вахтовиков рассчитывается по формула#:
, (17)
где - численность работников по обслуживанию вахтовых поселков определяется в ПОС, для укрупненных расчетов показатель (определяется по нормативу в приложении 3);
- численность дублеров линейных ИТР, привлекаемых для руководства сменными вахтами в период отсутствия штатных руководителей (см. 2.5.).
При привлечении дополнительной численности работников и создании подменных вахт исходная численность увеличивается пропорционально коэффициенту интенсификации
.
1.2.15. Капитальные вложения в создание полевых городков затрачиваются на приобретение инвентарных зданий, сооружений и конструкций для оснащения полевого городка
и строительно-монтажных работ по устройству городков
:
, (18)
где - норматив оборота мобильных инвентарных зданий (приложение 3).
Для укрупненных расчетов можно использовать при определении среднеотраслевые нормативы стоимости капитальных вложений в расчете на 1 место в полевом городке или на 1 кв. м площади инвентарных зданий (приложение 4):
, (19)
где - удельный нормативный показатель стоимости капитальных вложений в создание полевого городка на 1 место;
- число мест в полевом городке.
1.2.16. Расчетная численность мест в полевом городке определяется на основе суммарной численности вахтовиков:
, (20)
где - коэффициент резерва мобильного жилья и социальной инфраструктуры в полевых городках;
- коэффициент заполнения полевых городков при использовании суммированного учета рабочего времени.
Коэффициент заполнения учитывает принцип сменяемости трудовых коллективов на вахте при использовании суммированного учета рабочего времени и скользящего графика сменности (часть работников при использовании экспедиционно-вахтовых режимов труда и отдыха постоянно отсутствует в полевом городке, так как находится на межвахтовом отдыхе) и рассчитывается по формуле:
, (21)
где - общая продолжительность 1 цикла РТО (включая время нахождения на вахте, в пути и в межвахтовом отдыхе);
- время работы на вахте в течение 1 цикла РТО.
1.2.17. Экономия текущих расходов на организацию ежедневных трудовых поездок определяется по тарифам на суммарное расстояние до объекта (тарифы - см. приложение 6 настоящих указаний)
, (22)
где - число рабочих дней за период строительства;
- сумма тарифов на проезд одного работника от места сбора до объекта строительства;
2 - число поездок в день.
В случае использования собственного транспорта определяется по себестоимости его эксплуатации.
Составляющие и методика определения сопутствующего экономического эффекта от улучшения социальных параметров применения экспедиционно-вахтового метода приводятся в разделе 1.4. настоящего документа. Методика определения текущих затрат, связанных с применением этого метода, - во 2 разделе документа.
1.3. Экономическая эффективность экспедиционно-вахтового метода в линейном строительстве
1.3.1. За базовый вариант для организации работ экспедиционно-вахтовым методом в линейном строительстве на основе межрегионального использования трудовых ресурсов принимается создание новой или передислокация действующей строительно-монтажной организации со стационарным обустройством работников и их семей в новом районе строительства.
На сооружении линейных объектов нефтегазового строительства фактически используются интенсивные режимы труда и отдыха (средняя продолжительность смены - 10,5 часов), поэтому эффект от сокращения продолжительности основного периода строительства за счет применения интенсивных экспедиционно-вахтовых РТО не рассчитывается. Эффект от повышения производительности труда в линейном строительстве за счет упорядочения режимов труда учитывается при определении сопутствующего экономического эффекта от улучшения социальных параметров.
1.3.2. Экономическая эффективность применения экспедиционно-вахтового метода в линейном строительстве на основе межрегионального использования трудовых ресурсов определяется следующим образом:
, (23)
где - экономический эффект от сокращения продолжительности подготовительного периода (времени на обустройство работников СМО в районе строительства) при межрегиональном использовании трудовых ресурсов;
- экономия затрат на обустройство работников, занятых на сооружении линейных объектов, и их семей в районе строительства;
- затраты по организации работ экспедиционно-вахтовым методом в линейном строительстве;
- экономия затрат по содержанию полевых городков в линейном строительстве;
- экономия капитальных вложений на создание полевых городков.
Экономический эффект от сокращения продолжительности строительства в период социально-бытовой подготовки рассчитывается по тем же составляющим и формулам, что и аналогичные показатели в наземном строительстве. Используются формулы 3-6.
1.3.3. Экономия затрат на обустройство работников в районе строительства определяется по формуле:
. (24)
При расчете и
используются формулы 13 и 15.
1.3.4. Экономия капитальных вложений и затрат на содержание полевых городков в линейном строительстве при использовании экспедиционно-вахтового метода связана с бессемейным проживанием работников в районе строительства: при традиционной организации линейного строительства до 20-25% проживающих в полевых городках линейных строительных организаций Миннефтегазстроя составляют неработающие члены семей работников.
Экономия капитальных вложений по созданию полевых городков рассчитывается по формуле:
, (33)
где - численность неработающих членов семей работников, проживающих в городках линейных организаций;
- число мест в полевых городках при экспедиционно-вахтовом методе с учетом резерва мобильного жилья.
Экономия затрат на содержание полевых городков в линейном строительстве:
, (34)
где - удельные показатели расходов на эксплуатацию 1 места в полевом городке (
и
в расчетах эффективности можно принимать на уровне нормативных показателей - приложение 3).
1.3.5. Численность занятых по экспедиционно-вахтовому методу в линейном строительство определяется на основе исходной базовой численности работников при традиционной организации работ :
. (35)
Численность мест в полевых городках линейного строительства при экспедиционно-вахтовом методе организации работ определяется аналогично вариантам наземного строительства, с учетом резерва мобильного жилья на пиковый период строительства и при нарушении сменности вахтового персонала.
1.3.6. Экономия эффективности применения вахтового метода при внутрирайонном использовании трудовых ресурсов (на "ближнем плече") в линейном строительстве не определяется: базовый вариант организации строительства (предусматривающий постоянное проживание работников на трассе, зачастую с семьями, во временных поселках, с неразвитой социальной инфраструктурой) не обеспечивает сопоставимости с вариантом организации работ на основе вахтового метода по социальным условиям, т.е. не выполняется одно из важнейших требований методической корректности расчетов эффективности. Решение о применении этого метода принимается при условии улучшения в этом случае параметров социального развития коллективов организаций нефтегазового строительства.
1.4. Сопутствующий экономический эффект от улучшения социальных результатов
1.4.1. Социальные результаты применения экспедиционно-вахтового метода, вызывающие сопутствующий экономический эффект, следующие:
- рост квалификационного уровня работников;
- повышение работоспособности и сокращение заболеваемости в результате упорядочения режимов труда и регулярной сменяемости персонала;
- повышение стабильности трудовых коллективов.
Экономический эффект от действия первых двух факторов связан с ростом производительности труда работников и определяется по формуле:
, (26)
где - темп прироста производительности труда за счет действия i-го социального фактора (расчетные нормативы
по каждому из факторов, действующих при экспедиционно-вахтовой организации строительства, приводятся в приложении 5);
- норматив плановых накоплений (прибыли) в составе сметной стоимости СМР, равный 0,074;
В - производительность труда по базовому варианту.
1.4.2. Суммарный экономический эффект от повышения стабильности трудовых коллективов включает следующие составляющие:
- сокращение затрат на обучение и подготовку кадров;
- экономия расходов на привлечение дополнительной численности работников на замену уволившимся;
- сокращение потерь в выработке работников за период до увольнения и адаптации в новом коллективе.
1.4.3. Число работников, оставшихся в строительной организации в результате сокращения текучести рабочих кадров при внедрении экспедиционно-вахтового метода, определяются:
, (27)
где - базовая численность рабочих;
- базовый коэффициент текучести рабочих кадров, %;
- снижение уровня текучести при использовании экспедиционно-вахтового метода, %.
1.4.4. Сокращение затрат на обучение и подготовку кадров:
, (28)
где - стоимость подготовки 1 рабочего (приложение 5).
1.4.5. Потери валовой выработки при смене рабочих кадров связаны с более низким по сравнению со средним уровнем производительности труда увольняющихся (со дня подачи заявления) и вновь принятых рабочих (за период адаптации в новом коллективе). Экономический эффект от снижения этих потерь определяется по формуле:
, (29)
где - коэффициент сокращения валовой выработки в период до увольнения и после приема на работу (приложение 5);
- время снижения производительности труда при смене рабочих кадров (приложение 5).
1.5. Хозрасчетная экономическая эффективность
1.5.1. Хозрасчетный эффект является частью народнохозяйственного и состоит в улучшении показателей производственно-хозяйственной деятельности и в получении строительной организацией прибыли за счет:
- выполнения дополнительных объемов строительно-монтажных работ;
- сокращения сроков строительства, ускоренного ввода объектов и комплексов работ;
- повышения производительности труда;
- сокращения условно-постоянных расходов;
- снижения транспортных расходов;
- сокращения затрат на обустройство работников.
1.5.2. Выполнение дополнительных объемов работ является результатом роста выработки при использовании вахтовых режимов труда и отдыха (РТО), сокращения потерь времени в пути и повышения работоспособности при ликвидации ежедневных поездок работников.
Эффект от действия этого фактора рассчитывается по формуле:
, (30)
где - суммарный коэффициент прироста производительности труда в результате применения научно-обоснованных РТО, сокращения потерь в пути и повышения работоспособности при ликвидации ежедневных поездок.
1.5.3. Экономию условно-постоянных расходов определяют но формуле (5).
В хозрасчетный эффект включается экономия условно-постоянных расходов СМО в результате ускорения строительства, которая проявляется на уровне подрядной строительной организации.
В доход строительной организации включается также часть прибыли организации-заказчика за период досрочной эксплуатации объекта. Обе составляющие определяются за период фактического сокращения срока строительства.
1.5.4. Сокращение транспортных расходов при замене ежедневных поездок вахтовыми можно определить по формуле:
, (31)
где - количество циклов вахтовых РТО за период строительства (расчет - формула - 33, раздел 1);
- число рабочих дней за период строительства (определяется в ПОС).
2. Определение затрат подрядных строительных организаций по выполнению работ экспедиционно-вахтовым методом
2.1. Общие положения
2.1.1. Затраты, связанные с применением экспедиционно-вахтового метода строительства, определяются при разработке сметной документации и обосновании договорных цен, в расчетах экономической эффективности, в планировании.
2.2.2. В договорную цену и смету на строительство объектов нефтяной и газовой промышленности включаются следующие виды затрат подрядных строительно-монтажных организаций по выполнению работ экспедиционно-вахтовым методом:
1. Оплата работникам установленных компенсаций за работу сверх нормативного времени на вахте (времени межвахтового отдыха) - .
2. Аренда (содержание) гостиниц в местах сбора и пересадок вахтового персонала - .
3. Аренда (содержание) каналов связи между районами строительства и дислокации строительной организации - .
4. Оплата труда дублеров линейных инженерно-технических работников (ИТР) - .
5. Содержание диспетчерских служб для организации вахтовых поездок персонала - .
6. Расходы по командированию работников на вахту (оплата вахтовых поездок) - .
7. Выплата работникам установленных компенсаций за подвижной характер работ - .
В расчетах экономической эффективности затратами по выполнению работ экспедиционно-вахтовым методом учитываются также расходы по эксплуатации вахтовых поселков (полевых городков) - .
2.1.3. Статьи затрат по п.п. 1-6 учитываются и возмещаются в составе вахтовой надбавки, которая определяется в процентах к сметной стоимости СМР по 1-8 главам сметы. Средства на эти цели включаются в 9 главу сводной сметы "Прочие работы и затраты" по графам 7 и 8 без начисления накладных расходов и плановых накоплений и включения в объем строительно-монтажных работ.
Расчет затрат выполняется проектной организацией при разработке ПОС на основе данных подрядных строительных организаций (согласно перечню в приложении 1 настоящих Руководящих указаний).
2.1.4. При наличии данных о применении экспедиционно-вахтового метода на аналогичных объектах за прошлый период (год или несколько лет) вахтовая надбавка может быть определена по фактическим затратам на эти цели, отнесенным к сопоставимому объему работ, выполненное этим методом.
При отсутствии опыта применения этого метода подрядной организацией или недостатке информации о затратах размер вахтовой надбавки обосновывается сметным расчетом, методические рекомендации по расчету отдельных статей приводятся далее по тексту. Возмещение этих затрат заказчиком производится ежемесячно в процентах к выполненному объему работ экспедиционно-вахтовым методом, в соответствии с общим порядком расчетов по договорным ценам на строительство предприятий, зданий и сооружений.
2.1.5. Затраты по эксплуатации временных поселков в настоящее время учитываются в сметах на строительство объектов нефтяной и газовой промышленности (по накладным расходам). В 9 главу сметы включаются только дополнительные затраты, связанные с повышением уровня комфортности вахтовых поселков (полевых городков), повышенные нормы накладных расходов.
2.1.6. Затраты по командированию работников на вахту определяются при разработке ПОС специальным расчетом на основе данных подрядных строительных организаций о количестве вахтовых работников по базовым городам и вахтовых РТО. При этом затраты по командированию учитываются: по строительным работам - в полном объеме, по монтажным и специальным работам - в размерах, превышающих затраты по командированию в составе накладных расходов в связи с увеличением частоты и дальности вахтовых поездок, с использованием авиатранспорта. Затраты на эти цели включаются в 9 главу сметы.
По договоренности подрядчика и заказчика средства на вахтовые перевозки могут возмещаться сверх договорной цены по фактически произведенным затратам в пределах сметного лимита.
Для объектов, незначительно удаленным от базы СМО, пересматривается сметный лимит средств на перевозку работников на расстояние свыше 3 км в связи с уменьшением затрат на эти цели при использовании вахтовых поездок.
2.1.7. Средства на возмещение затрат по выплате компенсаций за подвижной характер работ должны учитывать увеличение установленного норматива надбавки при вахтовом методе (75% тарифной ставки, должностного оклада взамен 30-40% надбавки при традиционных методах организации строительства). Общая сумма затрат по выплате надбавки за подвижной характер работ при экспедиционно-вахтовом методе определяется на основании фактических данных за предыдущий год, отнесенных к сопоставимому объему СМР, а в случаях, если организация не применяла экспедиционно-вахтовый метод в предыдущем году - размер средств может быть установлен расчетно (пп. 2.26-2.27). Затраты на эти цели включаются в 9 главу сводной сметы.
В расчет экономической эффективности включается только увеличение размера компенсаций за подвижной характер работ при экспедиционно-вахтовом методе по сравнению с базовым вариантом.
2.2. Эксплуатация полевых городков
2.2.1. Затраты по эксплуатации вахтовых поселков строителей (полевых городков) учитываются в расчетах экономической эффективности; в сметы и договорные цены включаются только дополнительные затраты, связанные с повышением уровня комфортности вахтовых поселков и обеспечением более высокого уровня обслуживания в них.
2.2.2. Для определения размера затрат по эксплуатации полевых городков в нефтегазовом строительстве можно использовать данные учета по статьям накладных расходов "Убытки от эксплуатации жилых домов непостоянного типа" и "Обеспечение санитарно-бытовых и культурно-бытовых условий строительства". При этом рассчитываются удельные показатели затрат по содержанию полевых городков на 1 проживающего в год или к стоимости СМР
. В расчетах эффективности допускается применение укрупненных отраслевых нормативов затрат в расчете на 1 место в полевом городке (приложение 4).
В этом случае суммарные затраты определяются следующим образом:
, (30)
. (31)
2.3. Выплата компенсаций за переработанное время на вахте (оплата времени межвахтового отдыха)
2.3.1. При использовании экспедиционно-вахтового метода при суммированном учёте рабочего времени за каждые 7 часов переработки на вахте предоставляются дни отдыха (отгулы), оплачиваемые в размере тарифной ставки (должностного оклада). В этом же размере предусматривается оплата дней в пути (из района постоянного проживания работников на вахту и обратно), но не более 2 дней по 1 поездке.
2.3.2. Затраты на оплату компенсаций за переработку на вахте и времени в пути определяются в соответствии с принятыми режимами труда и отдыха. При одинаковой продолжительности вахт в течение всего срока строительства эта сумма определяется по формуле:
, (32)
где - время переработки (отгулов) за 1 цикл вахтового РТО;
- время вахтовых поездок за 1 цикл вахтового РТО;
- количество циклов РТО за период строительства;
- средняя заработная плата вахтовых работников в расчете на 1 рабочий день (по тарифам и должностным окладам) при нормативной продолжительности смены 7 часов.
2.3.3. Количество циклов РТО можно рассчитать по следующей формуле:
, (33)
где - нормативное число рабочих часов за период применения экспедиционно-вахтового метода;
- время работы на вахте в рабочих часах за 1 цикл РТО.
2.3.4. При использовании типовых РТО для упрощения расчетов можно применять стабильные параметры режимов в расчете на год (приложение 3, табл. 4):
- количество циклов РТО - ;
- время межвахтового отдыха - ;
- время вахтовых поездок - ;
- время работы на вахте в днях - .
В этом случае формулу (32) для типовых PTО и режимов со стабильными параметрами РТО можно представить в виде:
. (34)
2.4. Содержание (аренда) каналов связи
2.4.1. Затраты по содержанию (аренде) каналов связи между районами работ и дислокации строительных организаций (ее подразделений) частично учитываются в сметах на сооружение нефтегазовых объектов:
- в накладных расходах - по разделу "Административно-хозяйственные расходы";
- для линейных объектов - в сметном нормативе на содержание временной связи в составе 9 главы сводной сметы.
При использовании экспедиционно-вахтового метода в составе дополнительных затрат по организации работ этим методом подлежат включению (учету) дополнительные расходы СМО на эти цели. Потребность в этих затратах связана с усложнением функций аппарата управления в условиях территориального разделения производства, со значительным удалением района строительства от базы организации и арендой дополнительных каналов связи для организации авиаперевозок вахтовиков.
2.4.2. При использовании (аренде) каналов Минсвязи в состав дополнительных затрат включается сумма арендной платы по установленным тарифам и ставкам на этот вид услуг связи.
Потребность в аренде каналов связи определяется в ПОС.
2.4.3. При организации собственных линий связи объекта (вахтового поселка) с населенным пунктом дислокации строительной организации составляется калькуляция по текущим расходам на содержание пунктов УКВ, радиорелейной и телефонной связи на объектах (участках) строительства, в полевых городках, месте дислокации СМО (ее подразделений), эксплуатации воздушных и кабельных коммуникаций.
2.5. Оплата труда дополнительно привлекаемых линейных ИТР
2.5.1. Потребность в привлечении дополнительной численности ИТР связана с необходимостью выполнения функций руководства и управления сменными вахтовыми коллективами в период межвахтового отдыха штатных руководителей при использовании суммированного учета рабочего времени и режима сменяемости работников.
Конкретное число единиц линейных ИТР, дополнительно привлекаемых для организации производства в сменных вахтах, а также число совместителей, определяется проектной документацией. При этом в проектах организации строительства и проектах производства работ должны быть заложены прогрессивные организационные решения, предусматривающие:
- укрупнение участков, бригад, других производственных единиц, с соответствующим сокращением подразделений, для управления которыми установлены штатные должности линейных ИТР;
- введение единиц дублеров-совместителей должностей линейных ИТР (например, бригадиров-мастеров) с установлением соответствующих доплат и распределением функций между основными руководителями и их дублерами.
2.5.2. Затраты при использовании экспедиционно-вахтового метода складываются из суммы заработной платы дополнительно привлекаемых ИТР для руководства сменными вахтами (с учетом всех премиальных выплат) и доплат за совмещение должностей линейных ИТР.
2.6. Аренда (содержание) гостиниц в пунктах сбора и пересадок вахтового персонала
2.6.1. Затраты на эти цели определяются на основе уточненных схем вахтовых перевозок персонала, вахтовых РТО и графиков сменяемости работников на объекте (участке) строительства.
При аренде действующих гостиниц в пунктах сбора и пересадок вахтового персонала затраты рассчитываются исходя из объема перевозок работников, время сбора и ожидания рейсов в местах пересадок, установленных тарифов за проживание работников и бронирование мест в гостиницах различного класса:
, (35)
где - тариф за размещение 1 человека в гостинице 1-го населенного пункта;
- тариф по бронированию мест в гостинице 1-го населенного пункта;
- удельный вес работников, проживающих за пределами пункта дислокации СМО, в общей численности вахтовых работников;
,
- время сбора (ожидания) и пересадок вахтового персонала в сутках (округляется до целых величин в большую сторону) за 1 цикл РТО.
2.6.2. При невозможности размещения персонала в действующих гостиницах в пунктах сбора и пересадок калькулируются и включаются в состав вахтовой надбавки затраты на содержание собственных гостиниц.
2.7. Содержание диспетчерских служб
2.7. При организации собственной диспетчерской службы, обслуживающей вахтовые перевозки, суммарные затраты на их содержание включают следующие статьи:
- заработная плата работников диспетчерских служб, обслуживающих вахтовые перевозки;
- затраты на социальное страхование работников этих служб;
- арендная плата за предоставление помещения в аэропортах для размещения диспетчерских служб;
- стоимость коммунальных услуг.
При перевозке вахтового персонала рейсовыми самолетами и вертолетами затраты на эти цели в расчет не включаются, т.к. стоимость услуг диспетчерской службы Аэрофлота учтена в тарифах на авиабилеты.
2.8. Доставка работников на вахту
2.8.1. Расходы по доставке работников при экспедиционно-вахтовом методе организации работ включают стоимость доставки работников на вахту от места постоянного проживания и обратно авиационным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом.
Затраты на ежедневные поездки от вахтового поселка до места работы (объекта) учитываются сметным расчетом (лимитом) на перевозку работников на расстояние свыше 3 км.
2.8.2. Строительно-монтажная организация реализует и оплачивает вахтовые поездки работников от места постоянного проживания до полевого городка и обратно. При использовании для организации вахтовых поездок работников СМО рейсового транспорта затраты на оплату проезда определяются по формуле:
, (36)
где 2 - коэффициент, учитывающий необходимость поездки работников в два конца;
- тариф (стоимость проездного билета) на проезд 1 пассажира (приложение 6).
2.8.3. При аренде авиатранспорта обычно используются данные по стоимости летного часа его эксплуатации. Объем транспортной работы (в летных часах) определяется следующим образом:
, (37)
где l - расстояние до полевого городка от пункта дислокации СМО ее подразделения (устанавливается по транспортным схемам доставки вахтового персонала);
- скорость вахтового транспортного средства, км/час;
- вместимость транспортного средства, чел.
В случае использования арендованного авиатранспорта:
, (38)
где - стоимость летного часа;
- надбавка за спецрейс.
2.8.4. При использовании собственных транспортных средств СМО для вахтовых перевозок в расчет закладывается планово-расчетная цена машино-часа эксплуатации.
В укрупненных расчетах затраты на организацию вахтовых поездок при использовании собственных транспортных средств принимаются равными стоимости их эксплуатации, рассчитываемой по формуле:
, (39)
где - сметная стоимость машино-часа эксплуатации вахтового транспортного средства (определяется по Ценнику N 3);
- объем транспортной работы при организации вахтовых поездок, час.
2.9. Выплата компенсаций за подвижной характер работ
2.9.1. В качестве компенсаций за экспедиционно-вахтовый режим работы рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим (включая работников, занятых в обслуживающих и прочих хозяйствах), работающим на вахте, выплачивается взамен суточных надбавка за подвижной характер работ в размере 75% тарифной ставки, но не более 5 рублей в сутки.
Указанная надбавка начисляется работникам за календарные дни пребывания на вахте в пути из мест постоянного проживания и обратно, но не более 2 дней по каждой поездке, в процентах к тарифной ставке (должностному окладу) из расчета 7-часового рабочего дня.
2.9.2. Размер компенсаций работникам за подвижной характер работ при экспедиционно-вахтовом методе организации работ определяется по формуле:
, (40)
где 0,75 - коэффициент к тарифной ставке (должностному окладу), установленный для определения надбавки за подвижной характер работ при вахтовом методе.
Время работы на вахте и вахтовых поездок в год - приложение 3.
В расчет экономической эффективности включается только увеличение этих затрат в связи с переходом на вахту (для нефтегазового строительства установлены соответствующие компенсации за подвижной характер работ при традиционной организации строительства):
, (41)
где - установленный коэффициент выплат за подвижной характер работ или аналогичных компенсаций взамен суточных.
Условные обозначения
- суммарный эффект от применения экспедиционно-вахтового метода.
- эффект от сокращения продолжительности строительства.
- сокращение затрат на социальную инфраструктуру.
- сопутствующий экономический эффект от улучшения социальных результатов.
- экономический эффект от использования труда высококвалифицированных работников и применения научно-обоснованных режимов труда и отдыха (РТО).
- сокращение затрат на подготовку работников.
- сокращение потерь производительности труда в результате роста стабильности трудовых коллективов.
- экономия транспортных расходов при замене ежедневных трудовых поездок вахтовыми.
- экономия затрат по сооружению вахтовых поселков.
- экономия затрат по содержанию вахтовых поселков.
- экономия условно-постоянных расходов строительной организации.
- экономия от выполнения дополнительных объемов работ.
- приведенные затраты по организации работ экспедиционно-вахтовым методом.
- текущие затраты по организации работ экспедиционно-вахтовым методом.
- капитальные вложения в создание вахтовых поселков (полевых городков).
- приведенные затраты по созданию и эксплуатации стационарного жилого и культурно-бытового фонда строительной организации в районе строительства.
- то же, в развитие и содержание жилого фонда в районе базирования CMО.
- затраты на содержание (аренду) гостиниц в пунктах сбора и пересадок вахтового персонала.
- затраты по оплате труда линейных ИТР, привлекаемых для руководства сменными вахтовыми коллективами.
- затраты по командированию работников на вахту.
- затраты на оплату работникам надбавки за подвижной характер работ при вахтовом методе.
- затраты на оплату работникам времени межвахтового отдыха.
- средний дневной заработок 1 работника (по тарифным ставкам и должностным окладам).
- затраты по содержанию вахтовых поселков.
- затраты на оплату вахтовых поездок.
- тариф на перевозку 1 пассажира.
- затраты по содержанию организации работ экспедиционно-вахтовым методом в линейном строительстве.
- нормативная продолжительность строительства.
- продолжительность строительства при использовании экспедиционно-вахтового метода.
- продолжительность строительства при традиционной организации строительства.
- продолжительность строительства по экспедиционно-вахтовому методу в годах.
- время подготовительного периода, используемого для организации вахтовых поселков.
- общее сокращение продолжительности строительства в результате применения экспедиционно-вахтового метода.
- сокращение продолжительности строительства за счет применения интенсивных режимов труда.
- сокращение подготовительного периода строительства.
- общая продолжительность одного полного цикла вахтового режима труда и отдыха (РТО).
,
- продолжительность вахты соответственно в течение 1 цикла РТО и за год работы экспедиционно-вахтовым методом.
,
- количество дней межвахтового отдыха (отгулов) соответственно за 1 цикл РТО и за год.
,
- время вахтовых поездок соответственно за 1 цикл РТО и за год.
- коэффициент резерва мобильного фонда в полевых городках.
- коэффициент интенсификации труда на вахте.
- коэффициент заполнения вахтовых поселков.
- коэффициент оборота инвентарных зданий.
- базовый коэффициент текучести рабочих кадров.
,
- количество циклов РТО соответственно за год и за период работы экспедиционно-вахтовым методом.
,
- доля соответственно линейных ИТР и рабочих в общей численности работников на строительной площадке.
В - выработка на 1 занятого на СМР и ПП при традиционной организации.
- численность вахтовых работников.
- численность работников на строительной площадке по базовому варианту организации работ.
- численность работников на программу экспедиционно-вахтового строительства.
- численность работников строительной организации на программу строительства при традиционных методах работ.
- число мест в вахтовых поселках (полевых городках).
- численность дополнительно привлекаемых линейных ИТР для руководства сменными вахтовыми коллективами в период отдыха основного персонала.
- численность обслуживающего персонала вахтовых поселков.
- численность работников, оставшихся в организации в результате снижения текучести рабочих кадров.
- базовая численность рабочих.
Литература
1. Инструкция по определению эффективности использования новой техники, изобретений и рационализаторских предложений. СН 509-78. М.: Стройиздат, 1978.
2. Инструкция по определению экономической эффективности капитальных вложений в строительстве. СН 423-71. М., Стройиздат, 1971.
3. Методика оценки эффективности капитальных вложений в непроизводственную сферу. М.: Экономика, 1984.
4. Методические рекомендации по организации пионерного комплекса при рассредоточенном строительстве объектов в неосвоенных районах Северной зоны с учётом опыта применения вахтового и экспедиционных методов организации строительства. М.: Стройиздат, 1984.
5. Методические указания по внедрению вахтового метода организации строительства, М.: Стройиздат, 1982.
6. Методические указания по планированию социального развития коллективов строительно-монтажных организаций Миннефтегазстроя, М., 1983.
7. Методические указания по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению сводных сметных расчётов и смет. М.: Стройиздат, 1985.
8. Нормативы численности линейных работников в строительстве. М., ВНИИПИтруда в строительстве, 1981.
9. Об утверждении положения о возмещении расходов, связанных с подвижным характером работ в строительстве. Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20 июля 1974 г. N 170-18. В сборнике "Законодательство о капитальном строительстве", вып. У. М.: Юридическая литература, 1981.
10. О мерах по совершенствованию хозяйственного механизма в строительстве. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 августа 1986 г. N 971.
11. О дополнительных затратах, связанных с применением вахтового метода организации работ. Письмо Миннефтегазстроя N 18-05-07/1009 от 14.11.85.
12. Положение об экспедиционно-вахтовом (вахтовом) методе организации работ при строительстве объектов нефтяной и газовой промышленности. М.: Миннефтегазстрой, 1982.
13. Положение о полевом городке (вахтовом поселке) организаций Министерства строительства объектов нефтяной и газовой промышленности. РД 102-019-83. М.: Миннефтегазстрой, 1984.
14. СНиП 1.04.03-85. Нормы продолжительности и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений. М.: Стройиздат, 1985.
15. СНиП 3.01-85. Организация строительного производства. М.: ЦИТП Госстроя, 1985 - 56 с.
16. Справочник по сметному делу в строительстве. М.: Стройиздат, 1977.
17. Типовая методика определения эффективности капитальных вложений. Экономическая газета, 1981 г., N 2-3.
18. Типовое положение о вахтовом методе организации работ. Утверждено постановлением Госкомтруда СССР от 3 декабря 1981 г. N 333/21-100. Экономическая газета, 1982 г., N 21.
19. Указания по определению эксплуатационных затрат при оценке проектных решений жилых и общественных зданий. BCH-11-73. Госгражданстрой. М.: Стройиздат, 1974.
20. Улучшение условий жизнедеятельности в полевых городках в нефтегазовом строительстве. Научно-исследовательский отчет по теме 8107. М.: НИПИЭСУнефтегазстрой, 1981.
Заместитель Министра |
А.П. Весельев |
Согласовано
Заместитель Министра |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Расчеты эффективности и затрат при экспедиционно-вахтовом методе в нефтегазовом строительстве РД 102-67-87 (утв. Миннефтегазстроем СССР 3 июля 1987 г.)
Текст документа приводится по изданию Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности (Москва, 1987 г.)
Дата введения 1 января 1988 г.
Руководящий документ разработан на основе следующих нормативных документов: Типовой методики определения экономической эффективности капитальных вложений (утверждена Госпланом СССР 15 сентября 1980 г.), Инструкции по определению экономической эффективности капитальных вложений в строительстве (СН 423-71), Методических указаний по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (утверждены Госстроем СССР 12 апреля 1984 г.) и последующих разъяснений Госстроя СССР