Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы граждан И.В. Андреевой и О.В. Степаненко к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане И.В. Андреева и О.В. Степаненко оспаривают конституционность Федерального закона от 2 июля 2013 года N 154-ФЗ "О внесении изменения в статью 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым пункт 4 указанной статьи был изложен в новой редакции, предусматривающей единовременную денежную компенсацию материального ущерба в связи с утратой имущества, в частности расположенных в зонах отчуждения и отселения строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 года.
Как следует из представленных материалов, письмом Департамента строительства и архитектуры Брянской области от 25 июля 2013 года И.В. Андреевой и О.В. Степаненко было сообщено о приостановлении решения комиссии Департамента о выплате заявительницам компенсации за утраченное имущество в виде квартир, находящихся в зоне отселения, право собственности на которые возникло у них на основании договоров дарения в январе 2013 года. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения определением суда апелляционной инстанции, было отказано в удовлетворении заявления И.В. Андреевой и О.В. Степаненко о признании бездействия Департамента строительства и архитектуры Брянской области незаконным и об обязании включить их в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество. При этом суды руководствовались в том числе пунктом 4 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 года N 154-ФЗ.
По мнению заявительниц, оспариваемый Федеральный закон противоречит статьям 4, 7, 8, 10, 15, 18 и 42 Конституции Российской Федерации, поскольку создает правовой пробел и правовую неопределенность в понимании содержащихся в нем положений, а также допускает их произвольное толкование применительно к гарантиям, установленным для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, провозглашая в соответствии с целями социального государства право каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением (статья 42), относит установление механизма возмещения вреда, обусловленного радиационным воздействием, к компетенции законодателя, который вправе вносить изменения в способы возмещения вреда, уточнять критерии его дифференциации или адресности, в частности, исходя из изменения параметров радиационного воздействия, в том числе с учетом снижения интенсивности облучения, обусловленного как естественными процессами, так и предпринятыми государством мерами по преодолению негативных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П и от 24 октября 2012 года N 23-П; Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2014 года N 2636-О и N 2671-О, от 23 апреля 2015 года N 881-О и др.).
Федеральный законодатель, действуя в пределах дискреционных полномочий и учитывая социальное предназначение единовременной денежной компенсации в связи с утратой имущества, расположенного в зонах отчуждения и отселения, Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 154-ФЗ изменил условия предоставления данной выплаты, в частности применительно к жилым помещениям, и предоставил право на ее получение только тем гражданам, которые имели такое имущество по состоянию на 1 января 1994 года.
Само по себе такое изменение направлено на усиление адресности социальной защиты граждан, пострадавших вследствие воздействия радиации в связи с чернобыльской катастрофой, в равной мере распространяется на всех лиц, выезжающих на новое место жительства из населенных пунктов, расположенных на территории, в наибольшей степени подвергшейся радиоактивному загрязнению, не содержит неопределенности, а потому оспариваемый Федеральный закон не может расцениваться как нарушающий конституционные права заявителей, указанные в жалобе.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Андреевой Ирины Викторовны и Степаненко Оксаны Викторовны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 января 2016 г. N 169-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Андреевой Ирины Викторовны и Степаненко Оксаны Викторовны на нарушение их конституционных прав Федеральным законом "О внесении изменения в статью 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Текст Определения официально опубликован не был