Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Конкурсные процедуры и консалтинг" (далее - Заявитель) на действия Министерства энергетики Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание информационно-аналитических услуг по подготовке рекомендаций по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд Минэнерго России (номер извещения 0173100008315000189) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчик при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Неправомерное указание даты окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации.
2. Установленный в документации объект описания закупки противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 30.12.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 750 000 рублей;
4) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 22.01.2015.
1. Пунктом 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом 1.12 Информационной карты Конкурсной документации установлено: "Дата окончания срока предоставления участникам конкурса разъяснений положений документации "13" января 2016 г".
На Официальном сайте опубликовано разъяснение, согласно которому датой окончания срока направления запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации следует считать 14.01.2016.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанная в Конкурсной документации дата окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений документации является технической ошибкой.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Конкурсная документация содержит дату окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации, не соответствующую дате, указанной в разъяснении, опубликованном на Официальном сайте.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 3 Технического задания Конкурсной документации задачи, решаемые в процессе оказания услуг:
- анализ эффективности бюджетных расходов Минэнерго России в 2014-2015 гг. в части закупок товаров, работ, услуг для нужд Минэнерго России;
- подготовка на основании указанного анализа предложений по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов исходя из специфики особенностей закупочной деятельности Минэнерго России;
- обзор изменений в нормативно-правовом регулировании сферы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд применительно к закупочной деятельности Минэнерго России;
- разработка предложений по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд Минэнерго России с учетом специфики закупок Минэнерго России.
На Официальном сайте опубликовано разъяснение, согласно которому на момент подготовки ответа на запрос о разъяснении положений Конкурсной документации Минэнерго России издано 54 нормативных акта в части реализации Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в ходе проведения закупки Заказчиком разрабатываются нормативные акты в части реализации Закона о контрактной системе.
Изучив Конкурсную документацию, заслушав пояснения Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что требования к описанию объекта закупки, установлены в соответствии с потребностями Заказчика и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Конкурсные процедуры и консалтинг" обоснованной в части неправомерного указания даты окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы от 21.01.2016 по делу N К-71/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 января 2016 г. N К-71/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был