1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации предназначены для оказания помощи должностным лицам ФСТЭК России (ее территориальных органов), осуществляющим контроль за выполнением российскими участниками внешнеэкономической деятельности (далее - участники ВЭД) требований законодательства в области экспортного контроля (далее - проверки) в части соблюдения установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) для целей экспортного контроля (далее - учет внешнеэкономических сделок).
1.2. При осуществлении контроля соблюдения установленного порядка учета внешнеэкономических сделок рекомендуется принимать во внимание следующее.
Положения Федерального закона "Об экспортном контроле" распространяются на внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, в части осуществления экспортного контроля в целях, установленных этим Федеральным законом.
Статья 23 Федерального закона "Об экспортном контроле" устанавливает обязанность российских участников ВЭД вести учет внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля, порядок и форма учета которых определены приказом ФСТЭК России от 31 марта 2010 г. N 165 "Об утверждении порядка и формы учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля".
Нарушение установленного порядка учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля, а равно нарушение установленных сроков хранения соответствующих учетных документов может квалифицироваться как нарушение законодательства в области экспортного контроля, за которое частью 2 статьи 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа, налагаемого: на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
1.3. Организованный в соответствии с приказом ФСТЭК России от 31 марта 2010 г. N 165 учет внешнеэкономических сделок позволяет должностным лицам ФСТЭК России (ее территориальных органов) при осуществлении ими проверок финансово-хозяйственной деятельности участника ВЭД на основе имеющейся у него учетной информации о реализованных им внешнеэкономических сделках сократить затраты времени на проведение предусмотренных Федеральным законом "Об экспортном контроле" мероприятий по контролю в отношении такого участника ВЭД.
Проверка соблюдения российскими участниками ВЭД порядка учета внешнеэкономических сделок, связанных с передачей иностранным лицам товаров и информации, выполнением работ либо оказанием услуг, которые потенциально пригодны либо могут быть использованы в целях, связанных с созданием оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо для подготовки и (или) совершения террористических актов, осуществляется одновременно с проверкой соблюдения законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля.
Перечень товаров, информации, работ и услуг, внешнеэкономические сделки с которыми требуют обязательного учета и проведения в ходе проверки участника ВЭД анализа с точки зрения соблюдения законодательства в области экспортного контроля, приведен в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.
1.4. Для служебного пользования.
2. Осуществление контроля за соблюдением установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок
2.1. При проведении проверочных мероприятий должностные лица ФСТЭК России (ее территориального органа) осуществляют контроль за соблюдением участниками ВЭД установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок путем проверки наличия и правильности ведения журнала учета внешнеэкономических сделок. При этом контроль проводится в следующем порядке:
наличие журнала учета внешнеэкономических сделок (далее - учетный журнал);
соблюдение установленных требований к оформлению учетного журнала;
наличие в учетном журнале требуемых записей по внешнеэкономическим сделкам, осуществленным проверяемой организацией за отчетный период;
наличие в организации документов, ссылки на которые содержатся в учетном журнале;
наличие в организации лица, уполномоченного на ведение записей в учетном журнале;
соответствие сроков хранения учетных журналов установленным.
2.2. При осуществлении контроля за соблюдением установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок принимается во внимание, что учетный журнал может вестись участником ВЭД как на бумажных носителях, так и в электронном виде при условии, что все учетные записи продублированы в целях обеспечения сохранности на электронных носителях информации и имеется возможность для выведения этих записей на бумажные носители.
2.2.1. В случае ведения участником ВЭД учетного журнала на бумажных носителях должностное лицо ФСТЭК России (ее территориального органа) осуществляет контроль за его соответствием установленной форме. Должностное лицо ФСТЭК России (ее территориального органа) убеждается в том, что учетный журнал прошнурован и пронумерован, а на его последней странице (оборотной стороне последнего листа) указано количество пронумерованных и сшитых листов и дата начала его ведения, которые удостоверены подписью руководителя участника ВЭД и заверены печатью участника ВЭД (при ее наличии). Даты начала и окончания ведения журнала могут проставляться на титульном листе, при этом датой начала ведения учтного журнала считается дата внесения первой записи в учетный журнал, датой окончания ведения учетного журнала считается дата внесения последней записи в учетный журнал. При закрытии учетного журнала на оборотной стороне последнего листа учетного журнала или под последней записью дополнительно указываются последний порядковый номер записи в учетном журнале и дата его закрытия, которые также удостоверяются подписью руководителя участника ВЭД и заверяются печатью участника ВЭД (при ее наличии).
2.2.2. При ведении участником ВЭД учетного журнала в электронном виде проверяется его соответствие установленной форме учета, наличие на электронных носителях дублирующей записи учетного журнала, а также выполнение требования о выведении его на бумажный носитель не позднее одного месяца после окончания календарного года с соблюдением требований к его оформлению.
2.3. При осуществлении проверки наличия в учетном журнале требуемых записей о внешнеэкономических сделках устанавливается факт внесения в учетный журнал информации о всех внешнеэкономических сделках, осуществленных участником ВЭД за отчетный период, посредством сравнения таких записей с информацией, полученной от таможенных органов и проверяемого участника ВЭД в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на этапе подготовки к проведению проверки такого участника ВЭД.
Проверка полноты внесения участником ВЭД записей в учетный журнал осуществляется по каждой реализованной этим участником ВЭД внешнеэкономической сделке по всем позициям, предусмотренным формой учета, и в соответствии с порядком заполнения учетного журнала.
При этом обращается внимание на следующее.
Своевременность внесения в учетный журнал соответствующих записей.
Записи вносятся по факту совершения внешнеэкономической сделки, т.е. на момент завершения внешнеэкономической операции в журнал должна быть внесена информация об учетных документах независимо от поступления денежных средств по уплате за осуществление внешнеэкономической сделки.
Правильность внесения изменений в учетный журнал.
2.4. Запись о местонахождении документов делается в тех же графах учетного журнала, в которых указаны эти документы. Должностное лицо ФСТЭК России (ее территориального органа) проверяет наличие таких документов у участника ВЭД и соответствие записей в учетном журнале реальному месту нахождения документов. При этом особое внимание рекомендуется обращать на наличие документов (копий документов), отражающих результаты идентификации предмета внешнеэкономической сделки.
2.5. При осуществлении контроля должностное лицо ФСТЭК России (ее территориального органа) удостоверяется, что участником ВЭД определено лицо, уполномоченное на ведение записей в учетном журнале. С этой целью участником ВЭД предоставляется приказ или иной документ, подтверждающий факт назначения конкретного лица для осуществления такой деятельности.
2.6. Должностным лицом ФСТЭК России (ее территориального органа) осуществляется контроль соответствия срока хранения участником ВЭД учетных журналов и учетных документов требуемому сроку, который должен составлять не менее трех лет, если более длительный срок их хранения не установлен законодательством Российской Федерации.
2.7. В случаях выявления в учетном журнале записей о конкретных внешнеэкономических сделках с товарами, информацией, работами, услугами, в отношении которых у должностного лица ФСТЭК России (ее территориального органа) возникают сомнения относительно их принадлежности к категории подлежащих экспортному контролю и при этом в учетном журнале отсутствуют сведения о полученных участником ВЭД разрешительных документах ФСТЭК России либо заключениях экспертных организаций, получивших в установленном порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля, информация о таких внешнеэкономических сделках (копия контракта, сведения о предмете внешнеэкономической сделки и иные документы, имеющие отношение к этой сделке) направляется в 5 управление ФСТЭК России.
3. Оформление результатов проверки
3.1. Результаты контроля за соблюдением участником ВЭД установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок отражаются отдельным пунктом в акте проверки, оформляемом по итогам проводимой управлением ФСТЭК России проверки выполнения российскими участниками ВЭД требований законодательства в области экспортного контроля.
3.2. При проведении контроля и оформлении результатов контроля должностные лица ФСТЭК России (ее территориального органа) принимают во внимание, что требования к порядку и форме учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля распространяются на сделки, осуществленные участниками ВЭД после вступления в силу приказа ФСТЭК России от 31 марта 2010 г. N 165 "Об утверждении порядка и формы учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля".
Начальник 5 управления |
А. Никольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по осуществлению контроля за соблюдением установленного порядка учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля (утв. Федеральной службой по техническому и экспортному контролю)
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был