Решение Верховного Суда РФ от 27 января 2016 г. N АКПИ15-1397
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12 мая 2016 г. N АПЛ16-118 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.
при секретаре Поляковой К.А.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по административному исковому заявлению ООО "М-ТЕКС"
о признании недействующим подпункта "д" пункта 13 Правил реализации материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. N 837, установил:
согласно подпункту "д" пункта 13 Правил реализации материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва, при проведении торгов обязательным требованием к участникам торгов является отсутствие просроченной задолженности перед организациями системы государственного резерва.
ООО "М-ТЕКС" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта "д" пункта 13 Правил реализации материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", изданы с превышением полномочий Правительства Российской Федерации и устанавливают не предусмотренные законодательством Российской Федерации требования к хозяйствующим субъектам.
В суде представитель ООО "М-ТЕКС" Еремеев В.А. поддержал заявленные требования, пояснив, что административный истец направил в Росрезерв заявки на участие в закрытых аукционах по реализации материальных ценностей, но ему было отказано в связи с имеющейся задолженностью перед организациями системы государственного резерва.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральному агентству по государственным резервам (поручение от 26 ноября 2015 г. N РД-П4-7965).
Представители административного ответчика Правительства Российской Федерации Шведов А.В., Самарин Е.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя ООО "М-ТЕКС" Еремеева В.А., представителей Правительства Российской Федерации Шведова А.В., Самарина Е.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", регулируя отношения в области формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного материального резерва, предусматривает, что порядок реализации материальных ценностей, выпускаемых из государственного резерва, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 15 статьи 13).
Во исполнение предписаний федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. N 837 утверждены Правила реализации материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва, которые устанавливают порядок реализации материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва.
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 27 августа 2012 г., N 35.
Государственный резерв в соответствии с Федеральным законом "О государственном материальном резерве" является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных данным Федеральным законом, и составляет имущество казны Российской Федерации. В состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации (в том числе мобилизационный резерв), запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (статья 1).
Средства, уплачиваемые покупателями материальных ценностей, выпускаемых из государственного резерва, зачисляются в доход федерального бюджета (пункт 2 статьи 8 Федерального закона "О государственном материальном резерве").
Правительство Российской Федерации в соответствии со статьей 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" осуществляет управление федеральной собственностью, к которой относится государственный материальный резерв.
Установив основания и порядок выпуска материальных ценностей из государственного резерва, Федеральный закон "О государственном материальном резерве" отнес к компетенции Правительства Российской Федерации определение правил реализации материальных ценностей, выпускаемых из государственного резерва, требование которых к участникам торгов об отсутствии просроченной задолженности перед организациями системы государственного резерва относится ко всем хозяйствующим субъектам.
Доводы административного истца о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта в нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" ограничивают права ООО "М-ТЕКС" на участие в торгах путем отказа Росрезерва в принятии заявок, являются несостоятельными.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Законодательство Российской Федерации использует такую правовую форму, как "отсутствие просроченной задолженности", при регулировании бюджетных отношений, отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, вопросов занятости населения.
Так, Бюджетный кодекс Российской Федерации в качестве условия предоставления государственных гарантий предусматривает отсутствие у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией (статья 115.2).
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в статье 31 предусматривает, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено предоставление работодателю сертификата при условии отсутствия задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (статья 22.2).
В соответствии с положениями статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги представляют собой особый способ заключения договора, при котором договор заключается с лицом, предложившим наиболее высокую цену или лучшие условия исполнения договора. Процедура проведения торгов основана на состязательности хозяйствующих субъектов.
При наличии у потенциального претендента просроченной задолженности перед организациями системы государственного резерва на дату подачи заявки на участие в торгах у последних возникает неоправданный финансовый риск, связанный с неоплатой товара в случае, если такой потенциальный претендент станет участником и победителем торгов.
Издание высшим исполнительным органом государственной власти нормативного правового акта, предусматривающего требования к участникам торгов по реализации материальных ценностей, выпускаемых из государственного резерва, об отсутствии просроченной задолженности перед организациями системы государственного резерва, основано на использовании имеющихся в российском законодательстве правовых формах, отвечает балансу интересов сторон при проведении торгов, исходит из требований добросовестности, разумности и справедливости.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления ООО "М-ТЕКС" о признании недействующим подпункта "д" пункта 13 Правил реализации материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. N 837, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Судьи Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
|
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 27 января 2016 г. N АКПИ15-1397
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12 мая 2016 г. N АПЛ16-118 настоящее решение оставлено без изменения