Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 октября 2015 г. N 3-5-39/00-08-15
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
< >
рассмотрев дело N 3-5-39/00-08-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространении рекламы лекарственного препарата Париет, распространявшейся ООО "Джонсон & Джонсон" с сентября 2014 года по октябрь 2015 на телеканалах НТВ, 5 канал, Первый канал, REN-TV, TB-3 Россия, Ю-ТВ, Пятница, 2X2, Disney, Россия - 1, Матч ТВ, СТС, Домашний, Перец, СТС Love, НТВ, ТНТ, ТВЦ, Звезда,
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ООО "Джонсон & Джонсон" (юридический адрес: ул. Крылатская, д. 17, корп. 2, г. Москва, 121614, ОГРН 1027725022940; ИНН 7725216105, КПП 773101001, дата регистрации 23.12.2002) - <...> (доверенность N 2947 от 27.03.2015);
заинтересованных лиц:
АО "Телекомпания НТВ" (юридический адрес: Тверской бул., д. 9, корп. 1, г. Москва, 123104, ОГРН 1027739667218; ИНН 7703191457, КПП 770301001, дата регистрации 19.03.1998) - <...> (доверенность N 223-2014 от 15.12.2014);
ГТРК "Петербург-5 канал" (юридический адрес: ул. Итальянская, д. 27, г. Санкт-Петербург, 191011, ОГРН 1027809218700; ИНН 7808034564, КПП 784101001, дата регистрации 13.01.1993) - не явился, установила:
Реклама лекарственного препарата Париет распространялась ООО "Джонсон & Джонсон" с сентября 2014 года по октябрь 2015 на телеканалах НТВ, 5 канал, Первый канал, REN-TV, ТВ-3 Россия, Ю-ТВ, Пятница, 2X2, Disney, Россия - 1, Матч ТВ, СТС, Домашний, Перец, СТС Love, НТВ, ТНТ, ТВЦ, Звезда.
В рекламном ролике лекарственного препарата Париет схематично показывается, как препарат борется с изжогой, возникающей после еды, и демонстрируется упаковка препарата Париет с дозировкой 10 мг.
Согласно данным Государственного реестра лекарственных средств лекарственный препарат "Париет" имеет регистрационный номер П N011880/01, в состав препарата входит активное вещество рабепразол натрий, препарат относится к фармакотерапевтической группе средств, понижающих секрецию желез желудка - протонного наноса ингибитор, препарат выпускается в форме таблеток с дозировкой 10 мг и 20 мг.
Согласно инструкции по применению лекарственного препарата "Париет", утвержденной при регистрации препарата в 2011 г., условие отпуска из аптек препарата в дозировках 10 мг и 20 мг совпадали - по рецепту.
Согласно инструкции по применению лекарственного препарата "Париет", утвержденной в 2014 г., условие отпуска из аптек препарата в дозировке 10 мг изменилось, и препарат в данной дозировке отпускается без рецепта. Отпуск препарата в дозировке 20 мг не изменился - по рецепту.
Продвигается лекарственный препарат Париет на российский рынок компанией ООО "Джонсон & Джонсон", являющейся владельцем регистрационного удостоверения данного препарата.
Рецептурная и безрецептурная дозировка препарата Париет (РЛС Париет 20 мг и ЛС Париет 10 мг) имеют общее регистрационное удостоверение П N011880/01 и обращаются на российском рынке под одним наименованием и в упаковках, дизайн которых обладает сходством.
Упаковки обоих дозировок препарата обладают общими характерными чертами - сходная цветовая гамма, идентичный шрифт для обозначения наименования, а общая композиция, стиль и манера исполнения обоих упаковок очевидно близки.
Упаковки различаются только оттенками используемого цвета, пометкой о массе содержащегося активного вещества и другими мелкими деталями, которые не влияют на общее восприятие упаковок.
С учетом изложенного можно заключить о том, что в целом отдельные отличия упаковок препарата Париет в дозировка 10 мг и 20 мг не способны должным образом индивидуализировать препарат в дозировках, отпускаемых по рецептам и без рецепта врачей, и соответственно не влияют на различительную способность названий товаров и их упаковок при восприятии потребителями их рекламы. В связи с этим лекарственный препарат Париет в дозировке 10 мг в рекламе ассоциируются с препаратом Париет в дозировке 20 мг.
Формированию ассоциации потребителями препарата Париет в дозировке, отпускаемой без рецепта, с его рецептурной дозировкой способствуют как сходство дизайна упаковок и идентичное наименование, так и аналогичные показания к применению и совпадающие цели применения обоих дозировок препарата - лечение заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ).
Усиливается эффект такой ассоциации тем, что у рекламируемого препарата Париет в дозировке, отпускаемой без рецепта, места реализации полностью совпадают с местами реализации препарата Париет в дозировке, отпускаемой по рецепту: и в том, и в другом случае это аптечные сети.
Учитывая изложенное, реклама лекарственного средства Париет с содержанием активного вещества 10 мг вызывает прочные ассоциативные связи с лекарственным препаратом Париет, содержащим 20 мг активного вещества и отпускаемым по рецепту врача.
Согласно пункту 16 Письма Президиума ВАС N 37 от 25.12.98 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, рассматривается как реклама этого товара.
Таким образом, распространявшаяся с сентября 2014 года по октябрь 2015 на телеканалах НТВ, 5 канал, Первый канал, REN-TV, ТВ-3 Россия, Ю-ТВ, Пятница, 2X2, Disney, Россия - 1, Матч ТВ, СТС, Домашний, Перец, СТС Love, НТВ, ТНТ, ТВЦ, Звезда реклама лекарственного препарата Париет в дозировке, отпускаемой без рецепта врача, призвана формировать, поддерживать интерес и способствовать реализации препарата Париет в дозировке, отпускаемой по рецепту врача, и является рекламой последнего.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недобросовестной рекламой признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.
Согласно части 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 2 статьи 5 и части 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьей 24 Федерального закона "О рекламе".
Рекламодателем указанной рекламы является ООО "Джонсон & Джонсон" (юридический адрес: ул. Крылатская, д. 17, корп. 2, г. Москва, 121614, ОГРН 1027725022940; ИНН 7725216105, КПП 773101001, дата регистрации 23.12.2002).
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 7 - 9 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Рекламораспространителем указанной рекламы является АО "Телекомпания НТВ" (юридический адрес: Тверской бул., д.9, корп.1, г. Москва, 123104, ОГРН 1027739667218; ИНН 7703191457, КПП 770301001, дата регистрации 19.03.1998).
В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечена компания ГТРК "Петербург - 5 канал" (юридический адрес: ул. Итальянская, д. 27, г. Санкт-Петербург, 191011, ОГРН 1027809218700; ИНН 7808034564, КПП 784101001, дата регистрации 13.01.1993).
Однако определение о возбуждении дела N 3-5-39/00-08-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, направленное в адрес ГТРК "Петербург - 5 канал", было возвращено ФАС России компанией ОАО "Телерадиокомпания "Петербург" с сообщением о том, что ГТРК "Петербург-5 канал" в здании по указанному адресу не располагается.
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц ГТРК "Петербург - 5 канал" прекратило свою деятельность путем ликвидации юридического лица 07.06.2011.
Изложенное обстоятельство не препятствует рассмотрению дела, поскольку рекламодатель ООО "Джонсон & Джонсон" в силу частей 3 - 4 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" обязан прекратить распространение ненадлежащей рекламы, включая все средства и способы, которыми она распространялась.
Руководствуясь пунктом 3 части 2 статьи 5, частью 8 статьи 24, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу лекарственного препарата Париет, распространявшуюся ООО "Джонсон & Джонсон" с сентября 2014 года по октябрь 2015 на телеканалах НТВ, 5 канал, Первый канал, REN-TV, ТВ-3 Россия, Ю-ТВ, Пятница, 2X2, Disney, Россия - 1, Матч ТВ, СТС, Домашний, Перец, СТС Love, НТВ, ТНТ, ТВЦ, Звезда..
2. Выдать ООО "Джонсон & Джонсон" предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
3. Выдать АО "Телекомпания НТВ" предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Джонсон & Джонсон".
Решение изготовлено в полном объеме 26 октября 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 октября 2015 г. N 3-5-39/00-08-15
Текст решения официально опубликован не был