Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 июня 2015 г. N 3-5-16/00-08-15
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<...>,
рассмотрев дело N 3-5-16/00-08-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы с предложением к продаже автомобилей "Мерседес-Бенц", Mitsubishi Outlander, Mitsubishi и Hyundai Solaris, "JAGUAR XJ" в автосалонах РОЛЬФ,
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
рекламодателя ООО "РОЛЬФ" (адрес: Ленинградское шоссе, владение 21, г. Химки, Московская область, 141408, ИНН 5047059383, ОГРН 1045009553577, КПП 504701001, дата регистрации: 29.03.2004). - <...> (доверенность б/н от 18.06.2015), <...> (доверенность б/н от 18.06.2015), установила:
На основании приказа N 182/15 от 24.03.2015 руководителя ФАС России Артемьева И.Ю. была проведена выездная плановая проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью "РОЛЬФ".
Проверкой установлено, что реклама с предложением к продаже автомобилей "Мерседес-Бенц", Mitsubishi Outlander, Mitsubishi и Hyundai Solaris, "JAGUAR XJ" в автосалонах РОЛЬФ распространялась в феврале - апреле 2015 г. в г. Москве посредством рекламных конструкций, периодических печатных изданий, печатной продукции, в сети Интернет с признаками нарушения законодательства о рекламе.
1. Реклама автосалона "Звезда Столицы Варшавка" ООО "Рольф" с предложением к продаже автомобиля "Мерседес-Бенц" на специальных условиях кредитования по ставке 9,9% годовых распространялась в марте 2015 года посредством рекламных конструкций, размещенных по адресам: МКАД 34,1 км внешнее кольцо (щит 4х12) и Варшавское шоссе, д. 127, сторона А (щит 3х6).
В рекламе крупным шрифтом сообщалось:
"Волшебство весны в "Мерседес-Бенц"! Уникальная ставка по кредиту на A-, B-, C-, CLA-, GLA-, GLK-, E-Классы. 9,9% годовых*
ЗВЕЗДА СТОЛИЦЫ ВАРШАВКА (495) 974-22-22 www.mercedes-zs.ru".
В рекламе крупным шрифтом указывается привлекательная для потребителя информация о величине процентной ставки по кредиту 9,9% годовых* (ставка отмечена знаком сноски).
В сноске мелким нечитаемым шрифтом на площади менее 1/15 от площади рекламного щита в нижней его части указаны иные условия, влияющие на стоимость кредита и возможность его получения:
"*Специальная программа кредитования "Мерседес-Бенц Банк Рус" ООО (лицензия Банка России N 3473 от 05.062012, далее - "Банк"). Для автомобилей "Мерседес-Бенц" A-, B-, C-, CLA-, GLA-, GLK-, E-Классов кредит предоставляется по ставке 9,9% при сроке кредита 12 мес. Минимальный первоначальный взнос для A-, C-, CLA-, GLA-, GLK-, E-Классов - 30% от цены автомобиля, для B-класса - 50%. Валюта кредита: Рубли РФ. Сумма кредита: от 100 000 до 10 000 000 руб. Возврат кредита: ежемесячные аннуитентные платежи. Обеспечение возврата кредита: залог приобретаемого автомобиля. Страхование автомобиля по договору КАСКО на полную стоимость автомобиля (по рискам: "Повреждение", "Угон" ("Хищение"), "Полная конструктивная гибель") в течение всего срока кредитования в любых страховых организациях, выбранных Заемщиком и соответствие которых требованиям Банка уже подтверждено. Полную стоимость кредита определяют сумма кредита, проценты по кредиту, страховая премия по договору страхования жизни Заемщика в пользу Банка (если Вы решите застраховать свою жизнь), единовременное вознаграждение за оказание услуг по дистанционному предоставлению кредита (если вы решите получить кредит вне места нахождения Банка). Договор действует с 1 по 31 марта 2015 года".
Форма и условия размещения рекламы не позволяют потребителям воспринять (прочитать) данный текст в отличие от информации о процентной ставке по кредиту, которая в рекламе приводится крупным шрифтом. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях кредита, влияющих на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федерального закона "О рекламе") не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
К условиям, определяющим стоимость кредита для заёмщика, относятся сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заёмщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.
Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.
То обстоятельство, что нормами Федерального закона "О рекламе" не установлен размер шрифта, которая должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
С учётом изложенного в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные данной рекламой финансовой услуги, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.
Следовательно, выполненные мелким нечитаемым шрифтом сведения о кредите не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом. В связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.
Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие.
Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим её восприятие (с учётом размера шрифта текста рекламы), свидетельствует о недобросовестности рекламы.
Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях по финансовым услугам, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, так как размер шрифта мелкий.
Указание в рекламе лишь отдельного условия (процентная ставка) само по себе не позволяет потребителю получить достаточные сведения о данной услуге, что способствует формированию у него неверных представлений о сумме расхода, который понесут лица, воспользовавшиеся услугой специального кредитования при покупке автомобилей "Мерседес-Бенц" A-, B-, C-, CLA-, GLA-, GLK-, E-Классов.
Кроме того, в рекламе формально присутствует наименование лица, оказывающего услуги кредитования, однако фактически данная информация отсутствует, поскольку также представлена мелким нечитаемым шрифтом в сноске, и соответственно не доводится до потребителя.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе". реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1, части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. Реклама с предложением к продаже автомобиля "Hyundai Solaris" распространялась в феврале 2015 года посредством баннера на фасаде зданий автосалона РОЛЬФ Химки.
В рекламе крупным шрифтом утверждалось:
"ЛИДЕР*(1) Гарантия 5 лет / 150 000 км*(3)
Оптимальная стоимость владения*(4)"
Страхование КАСКО 3,5%*(2) Новый Solaris
МЕНЯТЬСЯ, КАСКО 3,5%
ОСТАВАЯСЬ ЛИДЕРОМ. HYUNDAI"
Поясняющие сноски к указанным утверждениям указаны мелким нечитаемым шрифтом, форма их представления не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, и соответственно, не может рассматриваться как их наличие. В указанных сносках сообщается следующая информация:
"*(1) Согласно данным Ассоциации Европейского бизнеса за период 01.01.2011-31.12.2014 г. HYUNDAI SOLARIS стал лидером продаж в РФ среди иномарок. *(2) Ставка страхования КАСКО по программе "HYUNDAI Insurance" (Иншуранс, далее - Программа) действительна при условии приобретения новых автомобилей в салонах официальных дилеров. Срок страхования 1 год. Страхование рисков Хищения/Ущерба (при полной конструктивной или физической гибели) автомобиля при ДТП с двумя и более транспортными средствами, произошедшими в результате нарушения Правил дорожного движения застрахованным лицом, послужившим причиной ДТП (Ущерб) - 1 раз в течение срока действия договора страхования. Максимальная страховая сумма по риску Ущерб при повреждении автомобиля при ДТП с двумя и более транспортными средствами, произошедшими в результате нарушения Правил дорожного движения застрахованным лицом, послужившим причиной ДТП составляет: 30 тыс. рублей при ремонте у официального дилера HYUNDAI по направлению Страховщика или 15 тыс. рублей, при ремонте на авторизованной СТОА. Страховая компания ООО "Росгосстрах" (лицензия N 097750 от 07.12.2009), www.RGS.ru. *(3) Срок гарантии составляет 5 лет или 150 000 км пробега, в зависимости от того, что наступит раньше, с учетом ограничений, изложенных в сервисной книжке. Дата начала гарантии - дата передачи автомобиля официальным дилером первому покупателю. *(4) Согласно результатам исследования ООО "Международный институт маркетинговых и социальных исследований "ГФК-Русь" за период 15.12.2014-25.12.2014. Стоимость владения рассчитана по следующим критериям: срок эксплуатации 3 года или 90 000 км, регион - Москва, профиль водителя: 1) 28 лет, стаж вождения 7 лет; 2) 33 года, стаж вождения 10 лет. Подробная информация на www.HYUNDAI.ru Реклама."
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Вместе с тем наименование лица, оказывающего страховые услуги (страховая компания ООО "Росгосстрах"), формально указано в тексте сноски, поскольку информация представлена мелким нечитаемым шрифтом и не доводится до потребителя надлежащим образом, соответственно фактически отсутствует в рекламе.
Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
3. Реклама с предложением к продаже автомобиля "JAGUAR XJ" распространялась в журнале "CITY magazineн" N 10 за март-апрель 2015.
В рекламе сообщается следующая информация:
"JAGUAR XJ ОСТАЕТСЯ В ЦЕНЕ ВСЕГДА.
ГАРАНТИЯ ОБРАТНОГО ВЫКУПА*
Говорят, сила и красота быстротечны. Может ли быть иначе? Да, если это Jaguar XJ. Его мощный двигатель, неповторимы стиль и английское качество не утратят своей ценности даже спустя годы. И это не просто слова. Покупая новый Jaguar XJ Вы получаете гарантию на выкупную цену в размере 80% от стоимости автомобиля по контракту в течение первого года владения и 65% от контрактной стоимости - в течение второго*. Воспользуйтесь преимуществами уникальной программы гарантированного обратного выкупа для Jaguar XJ и наслаждайтесь настоящими британскими ценностями от Jaguar."
В нижней части страницы указываются контактные данные JAGUAR РОЛЬФ ЯСЕНЕВО.
Согласно данным с сайта www.jaguar.ru обратный выкуп гарантируется при условии пробега автомобиля не более 20 000 км в первый год и 40 000 км в первые два года эксплуатации. Также программа не распространяется на версию Jaguar XJ с 5-литровым двигателем Supercharged. Данные ограничения являются существенными, поскольку ограничивают возможность участия в программе обратного выкупа.
Вместе с тем, данная информация отсутствует в рекламе, что вводит потребителя в заблуждение относительно возможности обратного выкупа автомобиля.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, в рекламе Jaguar XJ с возможностью обратного выкупа усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
4. Реклама с предложением к продаже обновленного MITSUBISHI OUTLANDER с указанием ставки 5,9% распространялась в апреле 2015 г. посредством листовок (двухсторонняя, размер А5) и напольной конструкции (Rollup размер 90 см х 2 м) в дилерском центре РОЛЬФ Химки.
В рекламе содержится следующая информация:
"MITSUBISHI OUTLANDER. Новый взгляд.
Ставка 5,9%(1)",
выполненная крупным шрифтом, а также поясняющая сноска, выполненная мелким недоступным для прочтения шрифтом, следующего содержания:
"Реклама. Товар сертифицирован "РОЛЬФ Химки" офиц.дилер автомобилей Mitsubishi в России. 1) ставка 5,9% - маркетинговая ставка по программе Mitsubishi Motors Finance (Мицубиси Моторс Финанс), реализуемой совместно с АО МС Банк Рус (Лицензия ЦБ РФ N 2789 от 14.11.2014), далее - "Банк". Указанная маркетинговая ставка не является процентной ставкой по кредиту. При приобретении автомобиля в кредит с привлечением кредитных средств Банка, клиентам предоставляется скидка на автомобиль Mitsubishi Outlander со стороны официального дилера автомобилей Mitsubishi в размере, эквивалентном снижению процентной ставки по кредитному договору до значения маркетинговой ставки, при условии оформления услуги trade in. Условия кредитования: мин.сумма кредита - 150 000 руб.; макс. Сумма кредита - 85% от стоимости автомобиля, срок кредита - 12 мес., процентная ставка 19,9% годовых. Обязательно страхование по рискам ущерб и угон автомобиля (КАСКО) на полную стоимость автомобиля, выгодоприобретатель - Банк по рискам угон и утрата/полная гибель в размере непогашенной задолженности; неустойка в размере 0,1% от суммы просроченной задолженности за каждый день просрочки платежа по кредиту; обеспечение по кредиту - залог приобретаемого автомобиля. Банк вправе в течение срока действия вышеуказанных предложений вносить изменения в условия, тарифы, состав услуг и параметры продуктов по собственному усмотрению. Предложение носит информационный характер, не является публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Предложение действует с 01.04.2015 по 30.04.2015 г. Подробную информацию по телефону 8 (495) 788 99 77".
Указание в рекламе крупным шрифтом привлекательной информации о ставке в размере 5,9% дает основание полагать, что потребителям предлагается воспользоваться кредитом с процентной ставкой 5,9% годовых на покупку автомобилей Mitsubishi Outlander.
Однако, как следует из поясняющей сноски, ставка 5,9% - это маркетинговая ставка по программе Mitsubishi Motors Finance, а не ставка по кредиту для приобретения автомобиля Mitsubishi Outlander. Данная маркетинговая ставка применяется при расчете скидки, которая предоставляется клиентам при условии заключения ими кредитного договора с АО МС Банк Рус и оформления услуги trade in. При этом согласно условиям кредитования процентная ставка составляет 19,9% годовых при сроке кредита 12 месяцев.
Представленная в сноске информация является существенной для потребителей при выборе товара.
Вместе с тем текст поясняющей сноски занимает менее 1/11 площади напольной конструкции и размещен непосредственно у пола. На рекламной листовке поясняющей сноске отведено менее 1/10 площади листовки. При этом в рекламных материалах поясняющая сноска выполнена мелким нечитаемым шрифтом, и форма ее представления в листовке и в напольной конструкции не позволяют потребителям воспринять (прочитать) текст сноски.
Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию и вводятся в заблуждение относительно условий предоставления скидки и условий кредита.
Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.
То обстоятельство, что нормами Федерального закона "О рекламе" не установлен размер шрифта, которая должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
С учётом изложенного в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные данной рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой услуги.
Следовательно, выполненные мелким нечитаемым шрифтом сведения о программе Mitsubishi Motors Finance не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом. В связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги и условия предоставления скидки.
Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие.
Указание в рекламе "Ставка 5,9%" само по себе не позволяет потребителю получить достаточные сведения о предложении, что способствует формированию у него неверных представлений об условиях приобретения автомобиля в кредит и возможности получения скидки.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
К условиям, определяющим стоимость кредита для заёмщика, относятся сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заёмщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.
Ставка 5,9%, указанная в рекламе, воспринимается как ставка по кредиту, соответственно, в рекламе должны быть указаны остальные условия, влияющие на полную стоимость кредита. Вместе с тем данные условия в рекламе указаны формально и фактически отсутствуют.
Кроме того, в рекламе также формально указано наименование лица, оказывающего финансовую услугу, соответственно фактически данные сведения в рекламе отсутствуют.
Таким образом, в рекламе Mitsubishi Outlander усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1, части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
5. Контекстная реклама с предложением к продаже автомобилей Mitsubishi по сниженной цене распространялась в апреле 2015 года в сети Интернет в поисковой системе Google.
В рекламе сообщалось:
OUTLENDER у офиц. дилера РОЛЬФ - Цены ниже прайса.
Реклама Rolf-online.ru/Митсубиси+Аутлендер+Дилер
Успей купить MITSUBISHI OUTLENDER в апреле.
MITSUBISHI в Рольф реальнее - Цены ниже прайса.
Реклама www.rolf-online.ru/Мицубиси+Автосалон
Успейте купить MITSUBISHI сейчас. Звоните в Рольф.
Из рекламы следует, что каждый потребитель, желающий приобрести автомобили Mitsubishi, сможет приобрети автомобиль по сниженной цене или получить скидку.
Согласно приказу б/н б/д директора Филиала "Юг" ООО "РОЛЬФ" Виноградовой С.В. в период с 20.02.2015 по 10.04.2015 устанавливается скидка на автомобили Mitsubishi, покрывающая сумму процентов по кредитному договору. Размер максимальной скидки определяется индивидуально и не может превышать 4% от розничной рекомендованной цены в период проведения акции.
Таким образом, снижение цен на автомобили Mitsubishi не предусматривалось, а скидка будет предоставляться только тем потребителям, которые приобретают автомобили Mitsubishi при условии заключения кредитного договора.
Информация о таком условии приобретения автомобилей по ценам ниже прайса является существенной для потребителей, не намеренных привлекать заемные средства, и ее отсутствие обманывает их ожидания и искажает смысл рекламы, следовательно, реклама вводит потребителей в заблуждение относительно возможности приобретения автомобили Mitsubishi по сниженной цене.
Учитывая изложенное, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
6. Контекстная реклама с предложением к продаже автомобилей Mitsubishi и Hyundai Solaris распространялась в апреле 2015 года в сети Интернет в поисковых системах Google и Yandex.
В рекламе сообщалось:
Реальная выгода на MITSUBISHI - rolf24.ru
Реклама www.rolf24.ru/Рольф+Mitsubishi
Распродаем MITSUBISHI по базовой цене. Только сегодня. Все а/м в наличии!
Сервис MITSUBISHI Кредит 0% Контакты Акции MITSUBISHI
Mitsubishi выгоднее в РОЛЬФ ЮГ - www.rolf24.ru
Реклама www.rolf24.ru/Рольф+Mitsubishi
Звездные выгоды на все а/м Mitsubishi. Такого больше не будет . Звоните!
Сервис MITSUBISHI Контакты Акции MITSUBISHI Кредит 0%
HYUNDAI SOLARIS по спец. ценам!= / rolf24.ru
Реклама rolf24.ru Адрес и телефон м. Калужская
Все цвета и комплектации! 10 SOLARIS в наличии с ПТС! Забирайте за 1 день!
HYUNDAI в наличии. Все акции HYUNDAI. Автокредит 0%
+7 (495) 755-55-05 Пн-вс 8:00-24:00
В рекламе предлагается при покупке автомобилей воспользоваться кредитом и автокредитом с процентной ставкой 0%.
Вместе с тем в соответствии с приказом б/н б/д директора Филиала "Восток" ООО "РОЛЬФ" Виноградовой С.В. в период с 01.04.2015 по 30.04.2015 при продажах автомобилей Mitsubishi предоставляется кредит на условиях процентной ставки на срок кредита 12-36 мес. - 19,9%, 48-60 - 22,5%, минимальный первоначальный взнос 15%, максимальная сумма кредита 85% от стоимости автомобиля либо 95% в случае, если в сумму кредита включаются страховые премии, дополнительное оборудование. Кроме того, в целях увеличения продаж предусматривается процентная ставка по кредиту от 7,9% годовых.
Кредитование покупок автомобиля Hyundai Solaris осуществляется в рамках кредитной программы Хендэ Финанс (далее - "Программа") с условием остаточной стоимости на покупку нового автомобиля Hyundai Solaris (далее - "Автомобиль") у официального дилера Hyundai в России.
По условиям кредитования в рамках Программы процентная ставка составляет 14,5% или 15.5% годовых в зависимости от размера первоначального взноса 20-29,99% или 30-45% соответственно, срок кредита 24 или 36 месяцев; валюта кредита - рубли РФ, сумма кредита от 100 000 до 3 000 000 руб.; максимальная остаточная стоимость до 55% от стоимости автомобиля.
Таким образом, в рекламе сообщаются недостоверные сведения о возможности получить кредит на условиях нулевой процентной ставки, а также стоимости кредита. Кроме того, ГК РФ не предусматривает возможность предоставления кредитов на безвозмездной основе.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
С учетом изложенного в контекстной рекламе с предложением к продаже автомобилей Mitsubishi и Hyundai Solaris на условиях кредитования по процентной ставке 0% усматриваются признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Таким образом, реклама с предложением к продаже автомобилей "Мерседес-Бенц", Mitsubishi Outlander, Mitsubishi и Hyundai Solaris, "JAGUAR XJ" содержит признаки нарушения пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5, частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" .
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьями 5, 28 Федерального закона "О рекламе".
Рекламодателем указанной рекламы является ООО "РОЛЬФ" (адрес: Ленинградское шоссе, владение 21, г. Химки, Московская область, 141408, ИНН 5047059383, ОГРН 1045009553577, КПП 504701001, дата регистрации: 29.03.2004).
Руководствуясь пунктом 4 части 3 и части 7 статьи 5, частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации "О рекламе", решила:
1. Признать ненадлежащей распространявшуюся в марте 2015 года посредством рекламных конструкций рекламу автосалона "Звезда Столицы Варшавка" с предложением к продаже автомобиля "Мерседес-Бенц", поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", а именно, в данной рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях кредита, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно условий предоставления услуг.
2. Признать ненадлежащей распространявшуюся в марте 2015 года посредством рекламных конструкций рекламу автосалона "Звезда Столицы Варшавка" с предложением к продаже автомобиля "Мерседес-Бенц", поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", а именно, в рекламе отсутствует наименование лица, оказывающего услуги кредитования.
3. Признать ненадлежащей распространявшуюся в феврале 2015 года посредством банера на фасаде автосалона "Рольф" рекламу с предложением к продаже автомобиля "Hyundai Solaris", поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", а именно, в рекламе отсутствует наименование лица, оказывающего страховые услуги.
4. Признать ненадлежащей рекламу с предложением к продаже автомобиля "JAGUAR XJ" в журнале "CITY magazine" N 10 за март-апрель 2015, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", а именно, в рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях гарантии обратного выкупа, что вводит потребителя в заблуждение относительно возможности обратного выкупа автомобиля.
5. Признать ненадлежащей распространявшуюся в апреле 2015 г. посредством рекламных листовок и напольной конструкции рекламу с предложением к продаже обновленного MITSUBISHI OUTLANDER и указанием ставки 5,9%, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", а именно, в рекламе отсутствует часть существенной информации о предлагаемой финансовой услуге и условиях предоставления скидки, что вводит потребителя в заблуждение об условиях приобретения автомобиля в кредит и возможности получения скидки.
6. Признать ненадлежащей распространявшуюся в апреле 2015 г. посредством рекламных листовок и напольной конструкции рекламу с предложением к продаже обновленного MITSUBISHI OUTLANDER и указанием ставки 5,9%, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", а именно, в рекламе отсутствует наименование лица, оказывающего услуги кредитования.
7. Признать ненадлежащей распространявшуюся в апреле 2015 года в сети Интернет контекстную рекламу с предложением к продаже автомобилей Mitsubishi по сниженной цене "цены ниже прайса", поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", а именно, в рекламе отсутствует часть существенной информации о действительных условиях продажи автомобиля со скидкой, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно возможности приобретения автомобили Mitsubishi по сниженной цене.
8. Признать ненадлежащей распространявшуюся в апреле 2015 года в сети Интернет контекстную рекламу с предложением к продаже автомобилей Mitsubishi и Hyundai Solaris, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", а именно, в рекламе сообщаются недостоверные сведения о возможности получить кредит на условиях нулевой процентной ставки.
9. Выдать ООО "РОЛЬФ" предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
10. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "РОЛЬФ".
Решение изготовлено в полном объеме 24 июня 2015 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 июня 2015 г. N 3-5-16/00-08-15
Текст решения официально опубликован не был