1. Комиссия заказчика должна оценивать заявки на участие в закупке в соответствии с порядком оценки, утвержденным заказчиком в составе документации.
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении открытого запроса предложений в электронном виде на право заключения договора оказания услуг по страхованию транспортных средств.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия УФАС России установила следующее.
Согласно представленным материалам и информации на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) 09.12.2014 размещено извещение о проведении Закупки. Окончание срока подачи заявок - 16.12.2014. Подведение итогов - 26.12.2014.
Согласно протоколу заседания комиссии по закупкам по оценке и сопоставлению заявок на участие в запросе предложений от 26.12.2014 N 528 победителем Закупки признано ОАО "С", второе место присвоено ООО "Р", Заявителю присвоено третье место.
В соответствии с пунктом 17 информационной картой Закупочной документации установлен перечень документов, включаемых участником процедуры закупки в состав заявки на участие в запросе предложений:
Документы, подтверждающие соответствие требованиям, предъявляемым к участникам запроса предложений:
1. Документы, указанные в п. 6.2 настоящей документации, в том числе:
1.1. лицензия на осуществление страхования;
1.2. лицензия на страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта);
1.3. лицензия на страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;
1.4. правила страхования транспортных средств (ОСАГО, КАСКО).
2. Справка на бланке организации по обособленным подразделениям участника запроса предложений на территории РФ, имеющим возможность выдачи, изменения, расторжения полисов страхования, рассмотрения требований потерпевшего о страховой выплате и ее осуществлении от имени страховщика (участника процедуры закупки) по форме 1 к Заявке на участие в запросе предложений - Приложение 1.
3. Бухгалтерский баланс страховой организации (бухгалтерского баланса страховщика (форма N 1 - страховщик) с отметкой службы Банка России по финансовым рынкам о приеме за последний отчетный период (за который на момент подачи заявки на участие в запросе предложений истек срок ее предоставления в соответствующий орган), заверенная копия отчета о финансовых результатах страховщика (форма N 2 - страховщик) с отметкой службы Банка России по финансовым рынкам о приеме за последний отчетный период (за который на момент подачи заявки истек срок ее предоставления в соответствующий орган) или, в случае представления отчетности в в электронном виде, с приложением квитанции о приеме.
В соответствии с пунктом 18 информационной картой Закупочной документации установлен следующий состав заявки на участие в запросе предложений, порядок размещения документов в составе заявки на участие в запросе предложений:
1. Заявка на участие в запросе предложений (Приложение 1).
2. Анкета (Приложение 2).
3. Техническое предложение на оказание услуг по страхованию транспортных средств, добровольной гражданской ответственности и обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с требованиями документации о проведении запроса предложений со ссылкой на пункты Правил страхования.
4. Свидетельство, выданное российским рейтинговым агентством ЭКСПЕРТ РА, о присуждении рейтинга надежности по страхованию иному, чем страхование жизни (при наличии).
5. Документы, подтверждающие выполнение требований к уставному капиталу Страховщика в соответствии с Приказом Минфина РФ от 23.05.2011 N 63н.
6. Справка на бланке организации о совокупной величине собранной премии по данным статистики за 2013 г. по рынку страховых услуг, опубликованных на официальном сайте ЦБ РФ.
7. Документы, указанные в пункте 16 Информационной карты запроса предложений, подтверждающие соответствие участника процедуры закупки установленным требованиям.
Участник процедуры закупки вправе приложить иные документы, которые, по его мнению, подтверждают соответствие данного участника процедуры закупки установленным требованиям.
В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Пунктом 27 информационной карты Закупочной документации определен порядок оценки заявок на участие в запросе предложений:
Рейтинг заявки на участие в запросе предложений представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям с учетом значимости (веса) данных критериев.
Рейтинг заявки на участие в запросе предложений i-го участника запроса предложений определяется по формуле:
Ri =БЦi * VЦ + БКi * VК,
где V - значимость (вес) соответствующего критерия/100%,
БЦi, БКi, - оценка (балл) соответствующего критерия.
Совокупная значимость всех критериев равна 100%.
Максимальная оценка в баллах по критериям, указанным в пункте 26 Информационной карты - 100 баллов.
Оценка по критерию "Цена договора (страховой тариф)".
Размер страхового тарифа (% на 1 год) в части страхования транспортных средств по рискам "Хищение", "Ущерб" (КАСКО) на основании Технического задания (Приложение 3) из расчета неограниченного количества водителей (мультидрайв) на каждое транспортное средство.
Представленный участником запроса предложений страховой тариф (в % на 1 год) не подлежит изменению в течение срока действия Договора (2015 г.).
,
Где: - БЦi - оценка по критерию "Страховой тариф" i-го участника запроса предложений, баллы;
Цi - предложение участника запроса предложений о размере страхового тарифа, указанное в заявке на участие в запросе предложений i-го участника запроса предложений, %
Цmin - минимальное предложение участника запроса предложений о размере страхового тарифа, указанное в заявке на участие в запросе предложений, из представленных участниками запроса предложений, %.
Оценка по критерию "Квалификация участника запроса предложений"
Критерий "Квалификация участника запроса предложений" - K, состоит из семи подкритериев "Рейтинг надежности" (P), "Срок работы" (С), "Размер уставного капитала" (У), "Собранная премия" (П), "Количество обособленных подразделений" (О), "Чистая прибыль" (Ч), "Уровень убыточности портфеля" (Т).
Подкритерий "Собранная премия" - (П), оценивается исходя из представленных участниками запроса предложений документов в составе заявки на участие в запросе предложений в соответствии с пп. 6 п. 18 Информационной карты запроса предложений.
Предмет оценки: совокупная величина собранной страховой премии по данным статистики за 2013 год по рынку страховых услуг, опубликованных на официальном сайте ЦБ РФ (http://cbr.ru/sbrfr/? PrtId=insuranсe_industry).
,
Где: - БПi - оценка по подкритерию "Собранная премия" i-го участника запроса предложений, баллы;
Пi - совокупная величина собранной страховой премии по данным статистики за 2013 год по рынку страховых услуг, указанная в заявке на участие в запросе предложений i-го участника запроса предложений, рубли.
Пmax - максимальная совокупная величина собранной страховой премии по данным статистики за 2013 год по рынку страховых услуг, указанная в заявке на участие в запросе предложений, из представленных участниками запроса предложений, рубли.
Совокупная величина собранной страховой премии по данным статистики за 2013 год по рынку страховых услуг не опубликованная на официальном сайте ЦБ РФ (http://cbr.ru/sbrfr/? PrtId=insuranсe_industry) в расчет подкритерия (П) не принимается.
Подкритерий "Обособленные подразделения" - (О), оценивается исходя из представленных участниками запроса предложений документов в составе заявки на участие в запросе предложений в соответствии с пп. 2 п. 17 Информационной карты запроса предложений.
Предмет оценки: количество обособленных подразделений на территории РФ, имеющих возможность выдачи, изменения, расторжения полисов страхования, рассмотрения требований потерпевшего о страховой выплате и ее осуществлении от имени страховщика (участника запроса предложений).
,
Где: - БОi - оценка по подкритерию "Обособленные подразделения" i-го участника запроса предложений, баллы;
Оi - количество обособленных подразделений на территории РФ, указанное в заявке на участие в запросе предложений i-го участника запроса предложений, ед.
Оmax - максимальное количество обособленных подразделений на территории РФ участника запроса предложений, указанное в заявке на участие в запросе предложений, из представленных участниками запроса предложений, ед.
Подкритерий "Чистая прибыль" - (Ч), оценивается исходя из представленных участниками запроса предложений документов в составе заявки на участие в запросе предложений в соответствии с пп. 3 п. 17 Информационной карты запроса предложений (Форма N 2-С "Отчет о прибылях и убытках страховой организации" за январь- декабрь 2013 г., строка 3000).
Предмет оценки: размер оплаченного уставного капитала, в рублях.
,
Где: - БЧi - оценка по подкритерию "Чистая прибыль" i-го участника запроса предложений, баллы;
Чi - чистая прибыль за 2013 год, указанная в заявке на участие в запросе предложений i-го участника запроса предложений, рубли.
Чmax - максимальная величина чистой прибыли за 2013 год, указанная в заявке на участие в запросе предложений, из представленных участниками запроса предложений, рубли.
Согласно подпункту 4 пункта 27 информационной карты Закупочной документации подкритерий "собранная премия" критерия "Квалификация", оценивается исходя из представленных участниками запроса предложений документов в составе заявки на участие в запросе предложений в соответствии с подпунктом 6 пункта 18 Информационной карты Закупочной документации.
На заседании Комиссия, согласно пояснениям Заказчика, установила, что ОАО "С" в составе своей заявки (согласно подпункту 6 пункта 18 Информационной карты Закупочной документации) представило Справку, в которой содержится информация о совокупной величине собранной премии по данным статистики за 2013 год в объеме 90 410 548 тыс руб. Также в составе заявки данного участника представлена Форма статистической отчетности N 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховщика", подтверждающая данные, содержащиеся в справке ОАО "С", а также документы, подтверждающие направление актуализированных данных в ЦБ РФ.
Кроме того, Заказчик пояснил, что при проверке наличия на сайте ЦБ РФ, опубликованной информации о совокупной величине собранной ОАО "С" премии, было выявлено, что значение "совокупной премии" ОАО "С", представленное на сайте ЦБ РФ выше, чем представленное в заявке на участие в запросе предложений и составляет 90 896 089 тыс. руб., что на 485,5 млн. руб. больше.
Согласно подпункту 5 пункта 27 информационной карты Закупочной документации подкритерий "Обособленные подразделения" критерия "Квалификация" оценивается исходя из представленных участниками запроса предложений документов в составе заявки на участие в запросе предложений в соответствии с подпунктом 2 пункта 17 Информационной карты Закупочной документации.
Комиссией, согласно пояснениям Заказчика, установлено, что в составе заявки ООО "Росгосстрах" представлена информация о наличии 2 980 обособленных подразделений. Проверка достоверности предоставленной ООО "Р" информации об обособленных подразделениях на территории РФ, имеющим возможность выдачи, изменения, расторжения полисов страхования, рассмотрения требований потерпевшего о страховой выплате и ее осуществления от имени страховщика в количестве 2 980 подразделений осуществлялась путем выборочной проверки (звонка) по контактным данным, представленным в указанной справке.
Согласно подпункту 6 пункта 27 информационной карты Закупочной документации подкритерий "Чистая прибыль" критерия "Квалификация" оценивается исходя из представленных участником запроса предложений документов в составе заявки на участие в запросе предложений в соответствии с подпунктом 3 пункта 17 Информационной карты запроса предложений - заверенная копия отчета о финансовых результатах страховщика (Форма N 2-С "Отчет о прибылях и убытках страховой организации" за январь-декабрь 2013 г., строка 3000) с отметкой службы Банка России по финансовым рынкам о приеме за последний отчетный период (за который на момент подачи заявки истек срок ее представления в соответствующий орган), или, в случае ее представления в электронном виде, с приложением квитанции о приеме.
Согласно пояснениям Заказчика достоверность предоставленных ООО "Р" сведений, подтверждается соответствующей квитанцией о регистрации электронного документа. Использование при проведении оценки иных данных, не представленных участниками запроса предложений в составе заявки на участие в запросе предложений - недопустимо.
На заседании Комиссия установила, что в составе заявки ООО "Р" представлен отчет о финансовых результатах страховщика за 9 месяцев 2014 года, согласно которому чистая прибыль составляет 3 549 020 тыс руб.
Таким образом, Заказчик производил оценку и сопоставление заявок в соответствии с Закупочной документацией, с использованием информации и данных, представленных в составе заявок участников закупки. Учитывая изложенное, жалоба заявителя была признана необоснованной.
Заявитель не согласился с решением УФАС России и обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "На заседании Комиссии Московского УФАС России организатор торгов пояснил, что при оценки заявки ОАО "СОГАЗ" установлено, что данные, размещенные на сайте Центрального банка Российской Федерации, являются устаревшими, и согласно опубликованным на сайте Центрального банка Российской Федерации сведениям совокупный размер извлеченной ОАО "СОГАЗ" страховой премии составляет 90 896 089 руб. (по сумме граф 1/3 и 1/13), что на 485,5 млн. больше, чем указало ОАО "СОГАЗ" в заявке.
На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что действия ОАО "СОГАЗ" по указанию в составе заявки актуальных сведений, показатели которых не превышают, а наоборот, уменьшают оцениваемый показатель, не могут быть признаны как предоставление недостоверных данных.
Относительно ссылки ОСАО "Ингосстрах" на то, что сведения представленные ООО "Росгосстрах" по подкритерию "Обособленные подразделения" критерия "Квалификация участника запроса предложений" также являются недостоверными, суды указали на то, что размещенная ООО "Росгосстрах" на официальном сайте информация не опровергает и не противоречит данным, указанным обществом в заявке.
Довод заявителя о том, что ООО "Росгосстрах" представлены недостоверные данные по подкритерию "Чистая прибыль" критерия "Квалификация участника запроса предложений", также был отклонен судами, поскольку в составе заявки ООО "Росгосстрах" в соответствии с подпунктом 3 пункта 17 информационной карты представлен бухгалтерский баланс страховщика за последний отчетный период - 30 сентября 2014 г., а также заверенная копия отчета о финансовых результатах страховщика за 9 месяцев 2014 года по форме N 2-С. В графе 5 строки 3000 представленного отчета указаны данные о чистой прибыли ООО "Росгосстрах", а именно 3 401 009 руб., что соответствует сведениям, указанным обществом в составе заявки на участие в запросе предложений.
Таким образом, при подаче заявки ООО "Росгосстрах" правомерно предоставил данные, указанные в отчетах за последний отчетный период (9 месяцев 2014 года), а отчет, используемый ОСАО "Ингосстрах", не подлежал применению в силу подпункт 3 пункта 17 информационной карты запроса предложений.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.12.2015 г. по делу N А40-35829/2015)
2. В документации о закупке заказчик не вправе устанавливать требование о сроке давности регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя как участника закупки.
В Московское УФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на проверку средств измерений (далее - Закупка).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 9.1.3.5 Положения о закупках относительно требований о предоставлении информации и документов о правоспособности участника закупки в документации о закупке могут быть следующие требования по предоставлению информации и документов:
1) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), банковские реквизиты, номер контактного телефона и иные контактные данные и реквизиты, а в случаях, установленных законодательством - сведения о согласии физического лица на обработку его персональных данных в соответствии с требованиями законодательства РФ;
2) полученную не ранее чем за 30 дней (а если были изменения - то не ранее внесения таких изменений в соответствующий реестр) до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении закупки выписку из единого государственного реестра юридических лиц или копию такой выписки (для юридических лиц) либо выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), нотариально заверенные копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный апостилированный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за 30 дней до дня размещения на официальном сайте или сайте заказчика извещения о проведении закупки;
3) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки, в том числе подписание заявки (документы, подтверждающие полномочия лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа и, при необходимости, оригинал или нотариально заверенную копию доверенности, если заявка подписывается по доверенности);
4) копии учредительных документов участника закупки (для юридических лиц);
5) если в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнение договора требует каких-либо специальных разрешений (лицензий, допусков, членства в саморегулируемых общественных организациях и т.д.) - копии соответствующих подтверждающих документов;
6) копию уведомления о возможности применения участником упрощенной системы налогообложения (для участников, применяющих ее);
7) подтверждение по форме, установленной в документации о закупке, о ненахождении участника закупки в процессе ликвидации (для юридического лица), об отсутствии в отношении участника закупки решения арбитражного суда о признании его несостоятельным (банкротом) согласно пункту 8.5.2б), 8.5.2в) об отсутствии ареста имущества участника закупки, наложенного по решению суда, административного органа, о неприостановлении деятельности участника закупки согласно п. 8.5.2 г).
8) решение об одобрении крупной сделки либо копия такого решения, если для участника предполагаемый договор подпадает под требование законодательства Российской Федерации, учредительных документов юридического лица под одобрение крупной сделки, либо письмо о том, что данная сделка для такого участника не является крупной;
9) решение об одобрении сделки с заинтересованностью либо копия такого решения, если для участника предполагаемый договор подпадает под требование законодательства Российской Федерации, учредительных документов юридического лица об одобрении сделки с заинтересованностью, либо письмо о том, что данная сделка для такого участника не является сделкой с заинтересованностью;
10) сведения антикоррупционного характера, в том числе о цепочке собственников и конечных бенефициарах;
11) иные документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в документации о закупке.
Таким образом, требования к участникам, устанавливаемые в документации о закупке должны являться подтверждением соответствия участника каким- либо требованиям. Согласно подпункту 1 пункта 1.2.1 Закупочной документации каждый участник закупки должен соответствовать следующим обязательным требованиям, в частности: Быть зарегистрированным в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в установленном в Российской Федерации порядке (для российских участников) не менее 3-х лет или быть зарегистрированным в качестве субъекта гражданского права и иметь все необходимые разрешения для ведения деятельности по месту нахождения, месту выполнения работ (оказания услуг) в соответствии с законодательством государства и законодательством Российской Федерации не менее 3-х лет (для нерезидентов РФ).
Данное требование подтверждается резидентами РФ - юридическими лицами:
1. Копией Устава;
2. Копией Свидетельства о государственной регистрации;
3. Копией свидетельства о внесении записи о поставщике в Единый государственный реестр юридических лиц;
4. Копией Свидетельства о постановке на налоговый учет;
5. Копией информационного письма об учете в Статрегистре Росстата;
6. Заверенной печатью и подписью поставщика копию протокола (иного документа), подтверждающего полномочия единоличного исполнительного органа;
7. Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от даты не позднее 1 (одного) месяца от даты подачи документов;
8. Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (форма КНД-1110018).
Резидентами РФ - индивидуальными предпринимателями:
1. Копией документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2. Копией паспорта индивидуального предпринимателя.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя Заказчик не смог представить обоснование включения в Закупочную документацию требования о регистрации участника в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в установленном в Российской Федерации порядке (для российских участников) не менее 3-х лет, а также для подтверждения каких сведений установлено данное требование, что в свою очередь не соответствует Положению о закупках Заказчика, в соответствии с которым, целью установления требований к участникам закупки должно являться подтверждения соответствия. Включение в состав документации о Закупке ранее названного требования ведет к ограничению круга участников закупки. Кроме того, установление ранее названного требования не может свидетельствовать о наличии у участника закупки достаточной квалификации для оказания услуг по договору.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Предоставленное Заказчику право самостоятельно формировать требования к участникам, не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства. Любое отступление от названных требований должно иметь под собой объективную документальную подтвержденность. В связи с чем, Комиссия приняла решение о признании довода обоснованным.
Заказчик, не согласившись с решением комиссии УФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "При этом основными целями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", которым регулируется закупочная деятельность Заказчика, являются, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).
В силу п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 названного Закона заказчики при закупке товаров, работ и услуг руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки.
Фактический недопуск на торги лиц, зарегистрированных в качестве юридического лица менее 3-х лет, объективно приводит к нарушению принципа отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений, поскольку лишает существенную часть потенциальных участников возможности принятия участие в конкурентной процедуре, что, в свою очередь, ведет к нарушению принципа равенства участников гражданских правоотношений (ч. 1 ст. 1 ГК РФ).
Вместе с тем, заявителем не представлено мотивированного пояснения, как рассматриваемое ограничение конкуренции на торгах способствует соблюдению принципов добросовестности и разумности в контексте ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Более того, рассматриваемое требование с учетом предмета закупки, не гарантирует обеспечение подбора исключительно квалифицированного контрагента.
Таким образом, установление требования о давности регистрации участника торгов в качестве юридического лица не менее 3-х лет, ограничивает конкуренцию, поскольку предусматривает участие в конкурентной процедуре лиц, существующих на рынке продолжительное время, исключая при этом вновь созданные организации, способные выполнить работы/оказать услуги по договору. Такое требование не позволяет выявить участника закупки, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, не способно обеспечить равноправие, справедливость, отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, что свидетельствует о нарушении положений ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.10.2015 г. по делу N А40-100624/2015)
3. Включение в состав документации о Закупке требования, устанавливающего предельное количество возможных участников закупки, ведет к необоснованному ограничению количества участников закупки.
В Московское УФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на оказание услуг по страхованию имущества.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 4.4.1.1. Закупочной документации участник должен подготовить предложение, включающее:
a) Письмо об участии в предварительном квалификационном отборе по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Документации по предварительному квалификационному отбору (подраздел 6.1);
b) Техническое предложение на участие в предварительном квалификационном отборе по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Документации по предварительному квалификационному отбору (подраздел 6.2);
c) Документы, подтверждающие соответствие Участника требованиям настоящей Документации по предварительному квалификационному отбору (подраздел 4.5.2). Согласно подпункту "j" пункта 4.5.2.1 Закупочной документации участник должен включить в состав Предложения следующие документы, подтверждающие его соответствие требованиям пункта 4.5.1.2, а именно оригинал или заверенную участником копию выписки из реестра акционеров на текущую дату (список акционеров, справка о составе акционеров и т.д.), подготовленные уполномоченным лицом по состоянию на текущую дату (для АО), список участников на текущую дату (для ООО), оформленные в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с подпунктом "t" пункта 4.5.2.1 Закупочной документации участник должен включить в состав предложения справку о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), по форме в соответствии с подразделом 6.6 с подтверждением соответствующими документами, заверенными нотариально. Данные документы должны быть предоставлены вместе с Предложением Участника в бумажном виде, в отдельном запечатанном конверте с надписью "Документы Участника о цепочке собственников".
Согласно пункту 4.8.5 Закупочной документации по результатам рассмотрения Комиссия по предварительному квалификационному отбору имеет право отклонить Предложения, которые:
a) не отвечают требованиям к оформлению Документации по предварительному квалификационному отбору;
b) поданы Участниками, которые не отвечают требованиям настоящей Документации по предварительному квалификационному отбору;
c) содержат предложения, по существу не отвечающие техническим, или договорным требованиям настоящей Документации по предварительному квалификационному отбору;
d) содержат очевидные арифметические или грамматические ошибки. Комиссия, изучив заявку Заявителя, установила, что участником в составе предложения на участие в Закупке представлен конверт, содержащий сведения о цепочке собственников (включая бенефициаров), согласие на обработку персональных данных, нотариально заверенная копия списка аффилированных лиц на 31.30.2015 г., заверенный отчет об акционерах Форма-13, информационное письмо об отсутствии ежеквартального отчета.
Таким образом, в составе заявки СОАО "В" представлено документ, содержащий сведения о составе акционеров общества. При этом, данное обстоятельство Заказчиком не оспаривается. В связи с чем, довод Заказчика о непредставлении Заявителем копии выписки из реестра акционеров на текущую дату (список акционеров, справка о составе акционеров и т. д.), подлежит отклонению. Подпункт "j" и "t" пункта 4.5.2.1 Закупочной документации содержат дублирующееся требование о предоставлении в составе предложения участника списка владельцев ценных бумаг. При этом, документы, указанные в пункте подпунктом "t" пункта 4.5.2.1 Закупочной документации, в частности конверт со сведениями о цепочке собственников, входят в состав предложения участника.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок. Таким образом, отклонение заявки Заявителя ввиду отсутствия в составе предложения выписки из реестра акционеров, неправомерно.
На основании изложенного, Комиссия приняла решение о признании довода Заявителя обоснованным.
Кроме того, комиссия установила, что согласно пункту 4.9.1 Закупочной документации Закупочная комиссия на своем заседании проводит ранжирование Предложений по степени предпочтительности для Заказчика.
В соответствии с пунктом 4.9.2 Закупочной документации закупочная комиссия определит Участников, прошедших предварительный квалификационный отбор, как Участников, Предложения которых заняли места с 1 (первого) по 5 (пятое) в ранжировке Предложений по степени выгодности квалификации, опыта, репутации Участника и качества исполнения Договора, заключаемого с Заказчиком, но не менее 3 (трех) предложений.
Таким образом, только пять участников закупки могут признаны прошедшими предварительный квалификационный отбор.
Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Таким образом, документация о закупке должна содержать требования к участникам закупки. При этом, лица соответствующие установленным документацией требованиям подлежат признанию в качестве участников соответствующей закупки.
Включение в состав документации о Закупке требования пункта 4.9.2, устанавливающего предельное количество возможных участников закупки, ведет к необоснованному ограничению круга участников закупки и не имеет под собой объективную документальную подтвержденность.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлен запрет на необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупок. Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Предоставленное Заказчику право самостоятельно формировать требования документации о закупке, не освобождают его от обязанности при формировании документации соблюдать иные требования действующего законодательства.
Учитывая изложенное, Комиссия приняла решение о признании довода Заявителя обоснованным.
Заказчик, не согласившись с решением Московского УФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, оставил решение УФАС России в силе.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.10.2015 г. по делу N А40-121383/2015)
4. Отказ победителя закупки от заключения договора является основанием для признания участника закупки уклонившимся от подписания договора и включения его в реестр недобросовестных поставщиков.
12.01.2015 в Московское УФАС России поступило обращение Заказчика о проведении проверки факта уклонения ООО "Т" от заключения договора на поставку материалов и комплектующих к оборудованию ИТ (компьютерная и оргтехника)" для нужд филиала Заказчика.
Комиссия УФАС рассмотрела материалы дела и установила следующие обстоятельства.
На Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридически лиц www.zakupki.gov.ru 05.11.2014 размещена закупочная документация. Подведение итогов - 19.12.2014. Начальная (максимальная) цена договора: Начальная (максимальная) цена предмета запроса предложений (договора, отдельного лота) составляет: Лот N 4 - 1 062 240,90 руб. (без учета НДС), Лот N 5 - 3 978 555, 08 руб. (без учета НДС), Лот N 10 - 3 758 864,35 руб. (без учета НДС).
В соответствии с выпиской из протокола N 106 заседания комиссии по подведению итогов Закупки от 04.12.2014 установлено следующее:
- Признана лучшей заявка ООО "Т", представленная на открытый одноэтапный запрос предложений без проведения предварительного отбора N 2998 на определение лучших условий поставки Лот 10 - Материалы и комплектующие к оборудованию ИТ (компьютерная и оргтехника) для нужд филиала Заказчика на сумму 3 487 681,61 руб. (без учета НДС). Срок исполнения договора (в части поставки) в соответствии со сроками, указанными в техническом задании, являющимися неотъемлемым приложением к документации о запросе предложений N 2998, в том числе проекта договора, являющегося неотъемлемым приложением к документации о запросе предложений N 2998;
- Признана лучшей заявка ООО "Т", представленная на открытый одноэтапный запрос предложений без проведения предварительного отбора N 2998 на определение лучших условий поставки Лот 5 - Материалы и комплектующие к оборудованию ИТ (компьютерная и оргтехника) для нужд филиала Заказчика на сумму 3655 269,60 руб. (без учета НДС). Срок исполнения договора (в части поставки) в соответствии со сроками, указанными в техническом задании, являющимися неотъемлемым приложением к документации о запросе предложений N 2998, в том числе проекта договора, являющегося неотъемлемым приложением к документации о запросе предложений N 2998;
- Признана лучшей заявка ООО "Т" представленная на открытый одноэтапный запрос предложений без проведения предварительного отбора N 2998 на определение лучших условий поставки Лот 4 - Материалы и комплектующие к оборудованию ИТ (компьютерная и оргтехника) для нужд филиала Заказчика на сумму 979 046,70 руб. (без учета НДС).
Заказчик письмами от 05.12.2014 исх. N 23931 (Лот N 4) , исх No23836/12 (Лот N 5), исх. N 23834/12-14 (Лот N 10) уведомило ООО "Т" о признании его заявки на участие в открытом одноэтапном запросе предложений N 2998 по Лотам NN 4,5,10 - лучшей.
10.12.2014 ООО "Т" направлялись в адрес организатора письма, в которых Общество просило согласовать замену некоторого подлежащего поставке оборудования на аналогичное с характеристиками, являющимися не хуже характеристик оборудования, предусмотренного Техническим заданием документации о закупке N 31401664515 по причине прекращения производства данного вида товара и начала производства его альтернативы с улучшенными характеристиками.
11.12.2014 исх. N 2014-1004 ООО "Т" обязуется поставить оборудование, вместе с тем, в связи с отсутствием его производства на территории Российской Федерации и необходимостью его импортирования, со значительным ростом валютного курса Общество, обращаясь к Заказчику, просит рассмотреть возможность увеличения договорной цены в рамках лимитов, указанных в Открытом одноэтапном запросе предложений N 2998 от 05.11.2014.
В соответствии с письмом от 14.12.2014 исх. N 2014-806 (заявка) участник извещает организатора об изучении закупочной Документации и принятии им установленных требований и условий запроса предложений, предлагает заключить Договор поставки Продукции на условиях и в соответствии с коммерческим предложением, являющимся неотъемлемым приложением к письму и составляющим вместе с ним заявку. Заявка имеет правовой статус оферты и действует до 19.02.2015.
Заказчиком в адрес ООО "Т" сопроводительным письмом исх. N 24679/12-14 от 15.12.2014 посредством почтовой связи направлены подписанные оригиналы договора поставки по лоту N 4; сопроводительным письмом исх. N 24650/12-14 от 12.12.2014 посредством почтовой связи направлены подписанные со стороны организатора оригинальные экземпляры договора поставки по лоту N 5; сопроводительным письмом исх. N 24678/12-14 от 15.12.2014 посредством почтовой связи направлены подписанные со стороны организатора оригинальные экземпляры договора поставки по лоту N 10.
В ответ на указанные выше уведомления о признании заявки лучшей от ООО "Т" поступило письмо исх. N 2014-1019 от 16.12.2014, согласно которому ООО "Т" заявило об отказе от заключения договора поставки Продукции (по предмету Закупки) в связи со значительным ростом курсов иностранных валют.
По результатам рассмотрения обращения комиссией дано заключение от 02.02.2015 года N 03/33-18 и издан приказ от 20.02.2015 года N 88/15, пунктами 9-11 которого сведения об ООО "Т" включены в реестр недобросовестных поставщиков.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Общества с заявлением в арбитражный суд.
Общество не согласившись с решением УФАС России, обжаловало его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Согласно п. 2.26.3 Закупочной документации проект договора, направленный организатором (ООО "ППТК") для подписания, является обязательным для участника, представившего Заявку на участие в Закупке, признанную лучшей. Участник представивший лучшую Заявку на участие в Закупке, в течение 5 (пяти) календарных дней после получения им подписанного договора от организатора должен представить организатору оригинал подписанного с его стороны Договора.
В соответствии с п. 2.26.5 Закупочной документации, в случае если участник представивший заявку на участие в запросе предложений, признанную лучшей, в срок, предусмотренный документацией о запросе предложений, не представил организатору оригинал подписанного договора или представил договор с протоколом разногласий или оговорками, организатор вправе признать такого участника уклонившимся от заключения договора; комиссия вправе пересмотреть решение об итогах запроса предложений.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что ООО "ТелеСвязь" нарушило требования Закупочной документации, в то время, как Заказчик исполнил свои обязательства в полном объеме.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на своей риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В настоящем случае, как усматривается из материалов дела, ООО "ТелеСвязь", подавшее заявку на участие в Закупке, осуществляет такими действиями свою предпринимательскую деятельность, самостоятельно несет финансовые риски, в том числе риски, связанные с действиями по обмену валют. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2015 г. по делу N А40-72485/15)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен обзор судебной практики по закупкам отдельными видами юрлиц.
Рассмотрены вопросы содержания документации о закупке. Заказчик не вправе устанавливать в ней требование о сроке давности регистрации юрлица и ИП как участника закупки. Включение в состав документации требования о предельном количестве возможных участников закупки ведет к необоснованному ограничению их числа.
Комиссия заказчика должна оценивать заявки на участие в закупке в соответствии с порядком оценки, утвержденным заказчиком в составе документации.
Указано, что отказ победителя закупки от заключения договора является основанием для признания его уклонившимся от подписания договора и включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, март 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.