В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации и письмом Аппарата Правительства Российской Федерации по вопросу об исполнении пункта 5 поручения Президента Российской Федерации от 4 января 2015 г. N Пр-13 Минобрнауки России представляет проект доклада* Президенту Российской Федерации о мерах по созданию научно-образовательной базы в интересах контрольно-надзорных органов, в том числе обеспечивающей подготовку и регулярную переподготовку кадров, а также по вопросу об обеспечении выполнения Плана мероприятий по формированию научно-образовательной базы в интересах контрольно-надзорных органов, в том числе обеспечивающей подготовку и регулярную переподготовку (далее - План мероприятий) в 2015 году.
По пунктам 1 и 4 Плана мероприятий.
Минобрнауки России по представлению предложений от федеральных органов исполнительной власти сформирован и утвержден состав Межведомственной рабочей группы по формированию научно-образовательной базы в интересах контрольно-надзорных органов, в том числе обеспечивающей подготовку и регулярную переподготовку кадров (далее - рабочая группа). В состав рабочей группы вошли 55 представителей из 40 федеральных органов исполнительной власти и учреждений, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность, а также 13 представителей из 9 научных и образовательных организаций.
В целях получения информации об актуализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров в интересах контрольно-надзорных органов и данных о проведении повышения квалификации научно-педагогических кадров, осуществляющих исследования и реализацию программ подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров для контрольно-надзорных органов, а также в целях формирования перечня образовательных программ направлений магистратуры, специалитета, ординатуры, профиль (вариативная часть) которых формируется по заказу федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия (далее - Перечень), Минобрнауки России проведен мониторинг сведений об образовательных и научных организациях, осуществляющих подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров в интересах контрольно-надзорных органов, результаты которого были представлены на заседании рабочей группы, состоявшемся 14 декабря 2015 года.
Перечень включает образовательные программы высшего образования по 67 направлениям подготовки бакалавров, по 21 специальности, по 42 направлениям подготовки магистров, 14 программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, 46 программам ординатуры.
По пункту 2 Плана мероприятий.
По представлению 45 федеральных органов исполнительной власти Минобрнауки России сформирован перечень образовательных организаций и научных организаций, ведущих исследования по научной оценке рисков для соответствующих контрольно-надзорных органов, а также осуществляющих подготовку и профессиональную переподготовку кадров в интересах контрольно-надзорных органов, который включает в себя 176 организаций.
Также, принимая во внимание актуальность вопросов совершенствования кадровой работы в государственных органах, Минтруд России ежегодно включает направление "Повышение эффективности предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и осуществления федеральными органами исполнительной власти возложенных на них функций контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности" в перечень приоритетных направлений дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих (далее - приоритетные направления), согласованный с Администрацией Президента Российской Федерации.
В соответствии с перечнем приоритетных направлений федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации организуют обучение федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и информируют Минтруд России о результатах данного обучения.
Обучение государственных гражданских служащих Российской Федерации по направлению "Повышение эффективности предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и осуществления федеральными органами исполнительной власти возложенных на них функций контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности", определенному Минтрудом России в качестве приоритетного направления, осуществляется на системной основе начиная с 2011 года.
Так, в соответствии с рекомендациями Минтруда России обучение по вопросам, связанным с оказанием государственных услуг и осуществлением функций контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, прошли:
- в 2011 году - 3553 федеральных государственных гражданских служащих и 582 государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации;
- в 2012 году - 5111 федеральных государственных гражданских служащих и 844 государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации;
- в 2013 году - 3137 федеральных государственных гражданских служащих и 1659 государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации;
- в 2014 году - 3414 федеральных государственных гражданских служащих - и 1624 государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.
Проведенный Минобрнауки России анализ сложившейся системы научно-исследовательской деятельности и научно-методического сопровождения подготовки кадров для осуществления контрольно-надзорной деятельности показал, что на данный момент научно-исследовательская деятельность и научно-методическое сопровождение подготовки кадров ведется в десятках отраслевых научных и образовательных организаций. Так, например, в МЧС России действует ведомственная система подготовки кадров, которая включает в себя семь федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений высшего образования, 20 федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и две научные организации. Для Роспотребнадзора подготовку кадров осуществляют 16 подведомственных организаций, и т.д. Данные цифры указывают, что в Российской Федерации создана и функционирует система научно-исследовательской деятельности и подготовки кадров для осуществления контрольно-надзорной деятельности.
С другой стороны, следует отметить, что внедрением новых, риск-ориентированных технологий занимаются только подведомственные организации, работающие в системе тех органов, которые в значительной мере уже начали внедрять подобные технологии в практику контрольно-надзорной деятельности. Необходимо отметить программу повышения квалификации ФНС России, которая целиком сосредоточена на применении риск-ориентированной модели выбора объектов для проведения выездного налогового контроля - выявлении зон риска совершения налоговых правонарушений: отбор налогоплательщиков с высокими рисками совершения налоговых правонарушений и планирование контрольных мероприятий.
По результатам реализации Плана мероприятий можно сделать следующие выводы.
Минобрнауки России проведен анализ сложившейся системы научно-исследовательской деятельности и научно-методического сопровождения подготовки кадров для осуществления контрольно-надзорной деятельности.
Результаты проведенного анализа показывают, что в Российской Федерации в настоящее время создана и функционирует система научно-исследовательской деятельности и научно-методического сопровождения подготовки кадров для осуществления контрольно-надзорной деятельности.
Однако в связи с внедрением в деятельность контрольно-надзорных органов риск-ориентированной модели перед контрольно-надзорными органами стоит задача по разработке ведомственных риск-ориентированных моделей их деятельности в рамках реализации положений Федерального закона "Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации", проект которого находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации.
Для формирования ведомственных риск-ориентированных моделей деятельности контрольно-надзорных органов необходимо обеспечить использование имеющихся у них научных, образовательных ресурсов и потенциала сложившейся научно-образовательной системы подготовки кадров для осуществления контрольно-надзорной деятельности.
Минобрнауки России совместно с контрольно-надзорными органами реализует План мероприятий по формированию научно-образовательной базы в интересах контрольно-надзорных органов, в том числе обеспечивающей подготовку и регулярную переподготовку, который позволит обеспечить внедрение в деятельность контрольно-надзорных органов ведомственных риск-ориентированных моделей.
В отношении позиции Экспертного управления Президента Российской Федерации о включении в План мероприятий пункта, касающегося обучения сотрудников контрольно-надзорных органов правилам ведения Единого реестра проверок.
Минэкономразвития России на регулярной основе осуществляет консультирование контрольно-надзорных органов, которые сталкиваются с теми или иными техническими и юридическими вопросами по внесению информации в автоматизированную систему "Единый реестр проверок".
______________________________
* При данной публикации не приводится, так как положения доклада полностью изложены в тексте данного письма.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2015 г. N МОН-П-5479 "О мерах по созданию научно-образовательной базы в интересах контрольно-надзорных органов, в том числе обеспечивающей подготовку и регулярную переподготовку кадров"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", март 2016 г., N 5