Определение Верховного Суда РФ от 1 марта 2016 г. N 305-ЭС14-8620
Судья Верховного Суда Российской Федерации Попов В.В.,
изучив кассационную жалобу Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области на решение от 28.05.2015 по делу Арбитражного суда города Москвы N А40-32731/14, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.11.2015 по тому же делу
по иску мэрии городского округа Тольятти (г. Тольятти, далее - мэрия) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (г. Москва) и Министерству (г. Самара) социально-демографической и семейной политики Самарской области о взыскании убытков
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства Самарской области, Правительство Самарской области, Министерство управлениями финансов Самарской области установил:
мэрия обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 1 572 198 рублей убытков, выраженных в стоимости квартир, предоставленных по договору социального найма гражданам, страдающим хроническими заболеваниями, входящими в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.05.2014 заявленные требования удовлетворены.
Арбитражный суд Московского округа постановлением от 17.10.2014 решение суда первой инстанции отменил, дело направил на новое рассмотрение в этот же суд.
При новом рассмотрении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Правительство Самарской области, Министерство управления финансами Самарской области, Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области привлечено судом к участию в деле в качестве соответчика.
Решением от 28.05.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18.11.2015, исковые требования удовлетворены в отношении Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за счет казны Самарской области, в требованиях к Российской Федерации отказано.
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, а также на нарушение оспариваемым судебным актом его прав и законных интересов в результате неправильного применения и толкования судами норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба по изложенным в ней доводам может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что требования мэрии связаны с предоставлением Дубянской О.В. вне очереди на основании решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 15.02.2011 по договору социального найма от 13.12.2012 N 66А-2012 двухкомнатной квартиры общей площадью 43,9 кв. м, рыночная стоимость которой составляет 1 572 198 рублей.
Полагая, что расходы, понесенные в связи с исполнением судебного акта, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, мэрия обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также законов, подлежащих применению по данному делу, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска за счет федерального бюджета.
При этом суды исходили из того, что обеспечение жильем инвалидов и их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случае, если они встали на учет до 01.01.2005. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Источник финансирования затрат, связанных с предоставлением после 01.01.2005 жилья инвалидам и приравненным к ним категориям граждан, определен статьями 49, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что расходы по предоставлению жилых помещений указанным категориям инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, не относятся к расходам Российской Федерации; обеспечение жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Суды, применив положения статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установили, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области как главный распорядитель средств бюджета Самарской области, направляемых на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы жилищной политики в отношении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области.
Данные функции закреплены в Положении о Министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области, утвержденном Постановлением Правительства Самарской области от 25.09.2014 N 599 "О внесении изменений в отдельные Постановления Правительства Самарской области", в котором, указано, что к ведению данного министерства относится в том числе обеспечение реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, в том числе нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Иное толкование заявителем положений закона не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Доводы жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки судов, что не свидетельствует о допущенных ими нарушениях норм материального и процессуального права.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, указанные в жалобе доводы не подтверждают и не являются достаточным основанием для пересмотра судебного акта в кассационном порядке.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
в передаче кассационной жалобы Министерства социально- демографической и семейной политики Самарской области для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.В. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 1 марта 2016 г. N 305-ЭС14-8620 по делу N А40-32731/2014
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11419/14
13.08.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30319/15
28.05.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-32731/14
17.10.2014 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11419/14
01.08.2014 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-34394/14
26.05.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-32731/14