Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2016 г. N 224-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бирюковой Татьяны Михайловны, Саблиной Елены Владимировны и Саблиной Нэлли Степановны на нарушение их конституционных прав статьей 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В России законодательно закреплена так называемая презумпция согласия на изъятие органов и (или) тканей у трупа для трансплантации. В силу нее такое изъятие не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия извещено о том, что при жизни человек либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие органов и (или) тканей после смерти.

В Конституционный Суд РФ обратились близкие родственники умершей, узнавшие об изъятии у нее органов для трансплантации. Заявители ссылались на то, что закон не обязывает медиков информировать близких родственников потенциального посмертного донора о планируемом изъятии у него органов. Об этом родным не сообщают даже при наличии такой возможности, когда они непосредственно находятся в больнице.

Конституционный Суд РФ не принял жалобу к рассмотрению, указав при этом следующее.

Ранее перед ним уже ставился вопрос о проверке той же нормы (определение было вынесено еще в 2003 г.). Тогда он, в частности, подчеркнул, что оспариваемая презумпция способствует развитию донорства и трансплантации, спасению жизни как можно большего числа людей. При этом граждане могут зафиксировать в той или иной форме (в т. ч. нотариально) и довести до сведения медучреждения свое несогласие на изъятие у них органов и (или) тканей после смерти.

Существует две модели. Первая - это система четко выраженного согласия на посмертное изъятие органов и (или) тканей, т. е. презумпция несогласия. Второй вариант основан на презумпции согласия на такое изъятие (неиспрошенное или предполагаемое согласие).

Как раз последняя модель избрана российским законодателем. Она не является исключением в мировой практике и в целом основана на общепризнанных принципах и нормах международного права.

Во всяком случае из международно-правовых актов не следует, что право ближайших родственников возражать против трансплантации органов умершего является автономным и может осуществляться по их усмотрению. Родственники могут согласиться или возражать против трансплантации органов покойного в той степени, в какой это выражает его волю.

Также Конституционный Суд РФ обратил внимание, что в Правительство РФ внесен проект Закона о донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации. При его разработке было уделено серьезное внимание позиции граждан и экспертного сообщества, высказанной при его публичном обсуждении.

 

Определение Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2016 г. N 224-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бирюковой Татьяны Михайловны, Саблиной Елены Владимировны и Саблиной Нэлли Степановны на нарушение их конституционных прав статьей 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека"

 

Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)