Письмо Ассоциации российских банков от 11 марта 2016 г. N А-01/5-136
Ассоциация российских банков в очередной раз обращается по просьбе банков - членов АРБ, связанной с несовершенством действующего правового регулирования в части налогообложения доходов при прекращении обязательств по кредитам физических лиц.
Принимая во внимание непростую финансовую обстановку, в целях создания экономических стимулов, способствующих благополучному урегулированию задолженности по кредитам физических лиц, в том числе в рамках процедуры банкротства, представляется актуальным реформирование правил налогообложения.
Ассоциация российских банков просит рассмотреть следующие предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ).
1. С 1 октября 2015 года вступила в силу новая редакция Главы X Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) - "Банкротство гражданина". В соответствии с положениями пункта 3 статьи 213.28 Закона N 127-ФЗ после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 396-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2016 года был урегулирован вопрос налогообложения НДФЛ доходов, возникающих у заемщика - физического лица в рамках процедуры банкротства, при реструктуризации или при полном или частичном прекращении обязательств по ипотечным жилищным кредитам.
Так, согласно пункту 62 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежат налогообложению НДФЛ (освобождаются от налогообложения НДФЛ) доходы в виде суммы задолженности перед кредиторами, от исполнения требований по уплате которой налогоплательщик освобождается в рамках проведения процедур, применяемых в отношении его в деле о банкротстве гражданина, в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии со статьей 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, и долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Долги физических лиц, обязательство по которым прекращено в рамках процедуры банкротства, не указаны в качестве безнадежных долгов. Судебные акты о завершении реализации имущества физического лица в рамках процедуры банкротства не могут быть отнесены к актам государственных органов, поскольку в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" суды не относятся к органам государственной власти.
В этой связи предлагаем внести дополнение в статью 266 НК РФ, включив в число безнадежных долгов, приравненных к внереализационным расходам, учитываемым при расчете налога на прибыль организации, долги физических лиц, обязательства по которым прекращены вследствие освобождения должника - физического лица, признанного банкротом, от исполнения требований кредитора, после вынесения арбитражным судом определения о завершении реализации имущества налогоплательщика в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).
2. С конца 2014 года в связи с финансовым кризисом в стране остро стоит проблема ипотечных заемщиков и их семей, которые оказались неспособными исполнять обязательства по заключенным кредитным договорам.
Для урегулирования данного вопроса было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 20.04.2015 N 373 "Об основных условиях реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и увеличении уставного капитала Открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 373), в рамках исполнения которого Агентством по ипотечному жилищному кредитованию была разработана программа помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации. Однако данная мера может решить проблемы не всех заемщиков.
В этой связи многие российские банки придерживаются индивидуального подхода к каждому заемщику и при наличии обстоятельств, объективно свидетельствующих о невозможности исполнения заемщиком своих обязательств по кредитному договору, прощают такому заемщику часть задолженности, в том числе в случае, если заемщик согласен реализовать заложенное имущество, но его рыночной стоимости недостаточно для полного погашения задолженности по кредитному договору. Для многих семей такой алгоритм взаимоотношений с банком является одним из наиболее действенных и, по сути, единственно возможным в сложной материальной ситуации, поскольку он позволяет сохранить свою репутацию, кредитную историю и избежать судебных процессов. Кроме того, у заемщика в таком случае не остается задолженности перед кредитором после продажи залоговой недвижимости.
В соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом от 29.12.2015 N 396-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2016 года был урегулирован вопрос налогообложения НДФЛ доходов, возникающих у заемщика - физического лица при реструктуризации или при полном или частичном прекращении обязательств по ипотечным жилищным кредитам.
Согласно пункту 65 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ (освобождаются от налогообложения НДФЛ) доходы в виде суммы задолженности по ипотечному жилищному кредиту (займу) и материальной выгоды в следующих случаях:
- при реструктуризации ипотечного жилищного кредита (займа) в соответствии с программой помощи отдельным категориям заемщиков, утвержденной Постановлением Правительством Российской Федерации N 373, в размере, не превышающем в совокупности с материальной выгодой, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 212 НК РФ (если такая материальная выгода возникла при указанной реструктуризации), предельной суммы возмещения по каждому такому кредиту установленному указанной программой;
- при прекращении обязательства по ипотечному жилищному кредиту предоставлением отступного в виде передачи в собственность кредитной организации, находящейся на территории Российской Федерации, имущества, заложенного по такому кредиту, в части, не превышающей размера требований к налогоплательщику-должнику по кредитному договору, обеспеченных ипотекой;
- при частичном прекращении обязательства по ипотечному жилищному кредиту, выданному в период до 1 октября 2014 года кредитной организацией, находящейся на территории Российской Федерации, налогоплательщику, не являющемуся взаимозависимым лицом с такой кредитной организацией.
Таким образом, на сегодняшний день заемщики - физические лица полностью освобождены от негативных налоговых последствий, связанных с реструктуризацией или прекращением обязательств по ипотечному кредиту, поскольку в соответствии с новым законодательным регулированием доходы, возникающие по вышеуказанным основаниям, не подлежат налогообложению НДФЛ.
Однако сами банки, которые идут навстречу заемщику и прощают ему задолженность, несут дополнительные убытки, так как сумма задолженности по кредиту, обязательства по которому полностью или частично прекращены, не может рассматриваться в качестве обоснованных расходов банка в соответствии со статьями 252, 291 НК РФ и не вычитается из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций.
Для решения данного вопроса считаем, что убытки банка от списания задолженности по ипотечному кредиту по основаниям, указанным в пункте 65 статьи 217 НК РФ, необходимо включить в пункт 2 статьи 291 НК РФ как расходы банков, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций.
С учетом изложенного просим поддержать предложения банковского сообщества, направленные на усовершенствование правил налогообложения при банкротстве физических лиц, при реструктуризации либо при полном или частичном прекращении обязательств по ипотечным кредитам.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 11 марта 2016 г. N А-01/5-136
Текст письма официально опубликован не был