Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Требования к профессиональным компетенциям специалистов, осуществляющих реализацию моделей раннего выявления и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей
Руководитель Службы ранней помощи
Требуемый уровень образования
Базовое: высшее образование (педагогическое, психологическое, медицинское), или высшее образование в социальной сфере.
Дополнительное: повышение квалификации - курс по ранней помощи
Направления работы
1. Обеспечение формирования единой идеологии и соблюдения специалистами Службы ранней помощи основных принципов ранней помощи.
2. Управление деятельностью службы:
- планирование направлений деятельности;
- организация текущей деятельности;
- организация мониторинга для оценки эффективности деятельности службы и принятия обоснованных управленческих решений;
- развитие программ службы.
3. Организация и обеспечение деятельности по взаимодействию службы с другими организациями и учреждениями (государственными и негосударственными организациями, СМИ и др.).
4. Планирование и организация работы по профессиональному развитию и повышению квалификации сотрудников службы.
5. Планирование и обеспечение технического и методического оснащения деятельности службы.
Психолог (специальный психолог, педагог-психолог, клинический психолог)
Требуемый уровень образования
Базовое: высшее психологическое, либо высшее образование и профессиональная переподготовка по специальности "специальная психология", "психология", "клиническая психология". Дополнительное: повышение квалификации в области раннего детского развития и ранней помощи.
Компетенции
1. Владеет знаниями в области онтогенеза и дизонтогенеза детской психики, семейной и детской психологии, психологии развития детей раннего возраста.
2. Знает нормативы развития ребенка первых лет жизни и кризисные периоды развития.
3. Знает факторы риска для развития ребенка. Умеет оценивать историю развития ребенка с точки зрения факторов риска, способен оценить степень возможного психологического стресса, который испытывает семья или ребенок.
4. Умеет оценивать особенности социально-эмоционального развития ребенка и особенности взаимодействия в паре родитель-ребенок.
5. Владеет навыками работы с семьей, находящейся в стрессовой или кризисной ситуации.
6. Владеет навыками ведения групповой работы (групповая работа с парами родитель-ребенок, групповая работа с родителями).
7. Может выступать в качестве консультанта для других специалистов, работающих с семьями в программах ранней помощи.
8. Умеет работать с ребенком/группой детей с нарушениями развития или риском их возникновения и с его семьей.
9. Владеет специальными диагностическими методиками для комплексной оценки развития ребенка.
10. Умеет проводить обследование ребенка, осуществлять качественный анализ результатов обследования, составлять заключение и рекомендации к коррекционно-развивающей работе.
11. Умеет разрабатывать индивидуальную программу ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи
Учитель-дефектолог (специальный педагог)
Требуемый уровень образования
Базовое: высшее педагогическое образование в области специальной (коррекционной) педагогики.
Дополнительное: повышение квалификации в области раннего детского развития и ранней помощи.
Компетенции
1. Знает закономерности познавательного (когнитивного) развития ребенка в раннем возрасте.
2. Владеет различными методами оценки познавательного (когнитивного) развития детей раннего возраста, формализованными методами наблюдения и умением проведения собственной экспертной оценки.
3. Умеет проводить функциональную оценку в различных областях развития, в том числе, развитие моторики, зрения, слуха, самообслуживания, определять проблемы и возможности ребенка.
4. Знает особенности развития детей раннего возраста с нарушениями в двигательной сфере, нарушениями зрения, слуха, нарушениями когнитивного, речевого и социально-эмоционального развития, а также с множественными нарушениями.
5. Знает системы дополнительной и альтернативной коммуникации и умеет их использовать в работе с детьми раннего возраста.
6. Умеет проводить групповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие коммуникации и речи, на обучение когнитивным, двигательным и социальным навыкам, навыкам самообслуживания детей, с использованием игр и игровых ситуаций.
7. Владеет навыками ведения групповой работы (групповая работа в диаде родитель-ребенок, группа родителей).
8. Может выступать в качестве консультанта для других специалистов, работающих с детьми и семьями в программах ранней помощи.
9. Умеет разрабатывать индивидуальную программу ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи
Учитель-логопед (специалист по ранней коммуникации)
Требуемый уровень образования
Базовое: высшее педагогическое образование в области специальной (коррекционной) педагогики;
Дополнительное: повышение квалификации в области раннего детского развития и ранней помощи.
Компетенции
1. Знает закономерности речевого онтогенеза и дизонтогенеза, развития коммуникации в раннем возрасте, в том числе невербальной коммуникации, признаки нарушений доречевого и раннего речевого развития.
2. Владеет методами логопедического обследования, ребенка младенческого и раннего возраста, различными способами оценки развития коммуникации детей раннего возраста, формализованными методами наблюдения и умением проведения собственной экспертной оценки.
3. Знает системы альтернативной коммуникации (жесты, пиктограммы и т.д.) и умеет их использовать в работе с детьми раннего возраста.
4. Знает основные этапы моторного функционирования челюстно-лицевой области (язык, губы, щеки, нижняя челюсть).
5. Умеет оценивать состояние артикуляционного аппарата, выявлять нарушения в его функционировании, в том числе при приеме пищи; знает особенности работы с детьми раннего возраста, имеющими нарушения в функционировании артикуляционного аппарата.
6. Умеет оценивать функции голосообразования и дыхания; знает особенности работы с детьми, имеющими нарушения в данной области.
7. Умеет проводить групповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие коммуникации и речи, обучение когнитивным, двигательным и социальным навыкам, навыкам самообслуживания детей, с использованием игр и игровых ситуаций.
8. Владеет навыками ведения групповой работы (групповая работа в диаде родитель-ребенок, группа родителей).
9. Может выступать в качестве консультанта для других специалистов, работающих с детьми и семьями в программах ранней помощи.
10. Умеет разрабатывать индивидуальную программу ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи.
Инструктор по адаптивной физической культуре
Требуемый уровень образования
Базовое: высшее педагогическое.
Дополнительное: повышение квалификации в области раннего детского развития и ранней помощи и адаптивной физической культуры
Компетенции
1. Владеет методами оценки функционального состояния ребенка и окружающей его обстановки:
- умеет представлять результаты оценки нарушений и ограничений жизнедеятельности ребенка по рубрикации Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (ICIDH-2), окончательная версия которой была принята Всемирной Организацией Здравоохранения в 2001 году;
- умеет проводить экспертную оценку навыков крупной и мелкой моторики ребенка;
- умеет проводить экспертную оценку двигательного поведения ребенка;
- умеет проводить функциональную оценку нарушений мышечной системы,
- умеет проводить оценку мышечного тонуса;
- умеет проводить оценку распределения веса в различных положениях тела;
- умеет проводить оценку баланса тела;
- умеет проводить оценку контроля за позой;
- умеет проводить оценку объема активных и пассивных движений;
- умет регистрировать результаты оценки.
2. Умеет формулировать конкретные краткосрочные и долгосрочные цели вмешательства, которые ориентированы на проблемы ребенка, потребности ребенка и семьи и направлены на улучшение функционирования ребенка. Планирует и реализует программу индивидуальных занятий с ребенком.
3. Умеет выбирать необходимые приемы индивидуально для каждого ребенка, включая приемы, направленные на обучение новым двигательным навыкам, развитию равновесия и мелкой моторики.
4. Умеет включать конкретные приемы адаптивной физической культуры в игру ребенка, конструируя необходимые игровые ситуации.
5. Умеет обучать родителей необходимым приемам адаптивной физической культуры.
6. Умеет составлять для каждого ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями программу физического развития, направленную на профилактику вторичных осложнений, и обучать родителей правильным приемам обеспечения полного объема движений и использованию необходимого оборудования.
7. Умеет оценить эффективность программы физического развития
8. Умеет подбирать необходимые вспомогательные средства, специальное оборудование и приспособления.
9. Умеет адаптировать вспомогательные приспособления так, чтобы они соответствовали росту, весу и возможностям ребенка, самостоятельно изготавливать простейшие приспособления и при необходимости обучать этому родителей ребенка.
Специалист по социальной работе/Социальный педагог
Требуемый уровень образования
Базовое: высшее образование в области социальной работы (социальной педагогики) или профессиональная переподготовка в этой области.
Дополнительное: повышение квалификации в области раннего детского развития и ранней помощи.
Компетенции
1. Знает законодательство в области образования, социальной защиты и здравоохранения.
2. Умеет собирать и анализировать информацию о реальных потребностях семьи в социальной помощи, о возможностях различных учреждений и организаций в оказании помощи.
3. Умеет на основе анализа информации составить индивидуальный план помощи семье и ребенку.
4. Владеет навыками профессионального общения.
5. Умеет организовывать взаимодействие со службами социальной защиты для обеспечения реализации прав и гарантий ребенка и семьи.
7. Умеет осуществлять информирование семьи о деятельности государственных и общественных организаций, оказывающих необходимую помощь и услуги (просветительская работа).
Врач-педиатр (педиатр развития)
Требуемый уровень образования
Базовое: высшее медицинское образование специализация по педиатрии или неонатологии.
Дополнительное: повышение квалификации в области раннего детского развития и ранней помощи.
Компетенции
1. Имеет знания в области детской неврологии и генетики (4-месячная специализация по детской неврологии, повышение квалификации по медицинской генетике).
2. Знает, какие методики можно использовать для оценки развития ребенка первых лет жизни, применяет стандартизованные инструменты для оценки развития, умеет интерпретировать результаты
3. Умеет проводить скрининговое обследование зрения и слуха и оценивать полученные результаты. Знает, в каких случаях нужно направлять ребенка на более углубленное обследование зрения и слуха. Знает, какие виды обследования проводят специалисты, оценивающие зрение и слух. Умеет интерпретировать результаты осмотра окулиста и аудиологического обследования.
4. Может осуществлять методическую и организационную поддержку при организации скрининговых программ в учреждениях здравоохранения.
5. Умеет провести педиатрический и неврологический осмотр ребенка. Умеет оценивать физическое развитие ребенка.
6. Знает факторы риска развития ребенка, умеет оценивать анамнез с точки зрения факторов риска.
7. Знает, в каких случаях ребенок нуждается в программе ранней помощи, и какие специалисты могут заниматься с ребенком.
8. Имеет представление о методах оценки, которые применяют в своей работе специалисты службы ранней помощи, и о мероприятиях, которые ими проводятся.
9. Обладает знаниями о том, в каких дополнительных медицинских обследованиях нуждается ребенок для постановки диагноза или для мониторинга (КТ, ЭЭГ, анализы). Знает, куда можно направить ребенка на дополнительное обследование. Устанавливает связи с региональными медицинскими учреждениями (генетический центр, сурдоцентр и др.)
10. Знает, в каких обязательных обследованиях нуждаются дети с определенной патологией (например, дети с синдромом Дауна, Прадера-Вилли и др.). Если ребенок занимается в Службе ранней помощи, то контролирует периодическое проведение данных обследований.
11. Обладает знаниями о современных медицинских препаратах, которые используются для лечения детей с проблемами в развитии. Знает о влиянии препаратов на развитие ребенка.
12. Проводит профилактические программы для детей группы биологического риска - недоношенные дети, дети с фенилкетоноурией и др.
При необходимости, в команду Службы ранней помощи могут быть включены детский невролог и врач-психиатр.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.