Во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 10 февраля 2016 г. N ДК-П11-667 Минсельхоз России просит представить предложения по вопросу совершенствования правил ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов, а также по позиции Министерства, представленной Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации письмом от 17 декабря 2015 г. N ЕА-10-15/16168.
Информацию необходимо представить в срок до 24 февраля 2016 г. в Департамент сельского развития и социальной политики по электронному адресу: v.kalinin@mcx.ru.
Приложение: на 8 л.
|
Е.В. Гангало |
Информация
об исполнении поручения Совета Федерации от 8 июля 2015 года N 500/6 по вопросу совершенствования правил ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов, а также усиления ответственности за нарушение указанных правил
Во исполнение поручения Совета Федерации от 8 июля 2015 года N 500/6 Комитет с участием субъектов Российской Федерации проработал вопросы ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов, а также усиления ответственности за нарушение указанных правил и на основании поступивших из субъектов Российской Федерации сведений информирует Совет Федерации о следующем.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 7 июля 2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов.
Ведение похозяйственного учета органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с Порядком ведения похозяйственных книг, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.10.2010 N 345. Сведения из похозяйственных книг являются единственным источником информации о наличии и деятельности личного подсобного хозяйства.
Выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги является основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок (часть 2 статьи 25.2 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве").
Исполнение органами местного самоуправления полномочий по ведению похозяйственных книг осуществляется в соответствии с нормой пункта 13 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, возлагающей на органы местного самоуправления обязанность по выдаче гражданам документов, подтверждающих факт производства продаваемой продукции на земельном участке, предоставленном для ведения личных подсобных хозяйств (в целях освобождения от налогообложения данных доходов граждан).
Кроме того, выписка из похозяйственной книги входит в перечень документов, представляемых гражданином-заемщиком при подаче заявления о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, а также заявки в кредитное учреждение для получения кредитных ресурсов.
Учитывая серьезность вышеизложенных фактов и проведя анализ отдельных положений нормативных правовых актов, регламентирующих ведение похозяйственных книг, на практике органы местного самоуправления сталкиваются с рядом вопросов, а порой и противоречий, которые необходимо урегулировать в действующих нормативных правовых актах и исключить неоднозначность трактования отдельных норм.
Во-первых, согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. При этом сведения, содержащиеся в похозяйственных книгах являются единственным источником информации о наличии и деятельности личного подсобного хозяйства (используются как данные официальной статистики, используются при проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи и т.д.). На практике, особенно в городских округах, сотрудники органов местного самоуправления при проведении подворных обходов в целях проведения актуализации сведений похозяйственного учета постоянно сталкиваются с отказами граждан представлять какие-либо сведения, мотивируя различными причинами. Следовательно, объем сельскохозяйственной продукции, выращенный в личных подсобных хозяйствах, не является действительным.
Во-вторых, порядок ведения похозяйственных книг предусматривает их ведение на бумажных носителях и (или) в электронном виде. При ведении книг с применением программных средств и электронных носителей информации все вносимые изменения должны регистрироваться, а информация заверяться электронными цифровыми подписями членов хозяйств и должностных лиц. На практике в современных условиях ведение лицевых счетов на бумажных носителях, особенно в городских округах, представляется затруднительным, учитывая объем информации. При ведении похозяйственных книг в электронном виде с использованием электронных цифровых подписей всех членов хозяйства возникает вопрос, как обязать членов личных подсобных хозяйств изготовить электронные цифровые подписи и понести дополнительные расходы на ее изготовление.
В-третьих, согласно утвержденной форме, лицевой счет хозяйства состоит из 4 разделов: Раздел 1 "Список членов хозяйства"; Раздел 2 "Площадь земельных участков личного подсобного хозяйства, занятых посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями"; Раздел 3 "Количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел"; Раздел 4 "Сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему хозяйство".
В разделе 1 похозяйственной книги регистрируются физические лица, что является явным дублированием государственной функции Федеральной миграционной службы по предоставлению услуги регистрации по месту жительства и месту пребывания. В разделе 2 записывается площадь земельных участков, находящихся в собственности или пользовании членов хозяйства. При этом заполняя сведения о правах на землю, должны указываться реквизиты документа, подтверждающего право на земельный участок, его категория и размер. На практике же должностные лица органов местного самоуправления сталкиваются с проблемами "добровольности" предоставления сведений.
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Целесообразнее было бы данные сведения вносить в похозяйственные книги на основании официальных данных Росреестра.
В разделе 4 похозяйственной книги регистрируется сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство. Очевидно, что регистрация транспортных средств и оборудования в похозяйственных книгах дублирует регистрацию транспортных средств органами ГИБДД, Гостехнадзора и регистрацию речных судов (моторных лодок и катеров), которая происходит при приписке их к речным портам.
Предлагается целесообразным лицевой счет хозяйства дополнить разделом "Жилой фонд", в котором указывать общие сведения об объекте (дом, квартира), имя владельца, год постройки материал стен, материал кровли, общая площадь объекта, жилая площадь объекта, наличие водопровода, канализации, отопления, количество комнат, этажей.
В-четвертых, одной из основных задач муниципального управления является распоряжение муниципальным имуществом, основу которого составляет недвижимое имущество - земли, объекты капитального строительства - то, что является источником наполнения муниципальных бюджетов в виде налоговых и арендных платежей. Для эффективного планирования доходов и расходов муниципального образования необходимо обладать актуальной и достоверной информацией об объектах недвижимого имущества. В уточнении указанных данных существует прямая заинтересованность органов местного самоуправления. Однако на сегодняшний день у органов местного самоуправления отсутствует официальный инструмент для организации данного учета. Данный пробел возможно было бы устранить путем изменения подходов к ведению похозяйственного учета.
Принимая во внимание, что сведения, содержащиеся в похозяйственных книгах имеют высокую степень востребованности, предлагается увеличить пятнадцатидневный период для сбора сведений для включения их в похозяйственную книгу до тридцатидневного.
При этом представляется некорректным усиление ответственности за нарушение правил ведения похозяйственных книг, учитывая отсутствие обязанности граждан предоставлять органам местного самоуправления необходимую для их ведения информацию, а также сроки для ее представления.
На основании проведенного анализа полагаем необходимым рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации внести изменения в Приказ от 11 октября 2010 года N 345 "Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 18 февраля 2016 г. N ГЕ-10-27/1843 "О предоставлении предложений"
Текст письма официально опубликован не был