Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина Н.И. Седалищева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Н.И. Седалищев оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации":
подпунктов "д", "ж" пункта 5 статьи 40, согласно которым под использованием преимуществ должностного или служебного положения в данном Федеральном законе понимается сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок, а также агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;
пункта 8 статьи 48, согласно которому лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности.
В жалобе также оспаривается конституционность Закона Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года 385-З N 783-III "О Реестре государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)", как не включающего в реестр должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) должность народного депутата Республики Саха (Якутия), и части 1 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 1994 года З N 7-I "О статусе народного депутата Республики Саха (Якутия)", согласно которой в течение срока своих полномочий народный депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности Республики Саха (Якутия), государственные должности государственной службы Республики Саха (Якутия), а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из представленных материалов, решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 8 сентября 2014 года, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, отказано в удовлетворении заявления об отмене регистрации кандидата на должность Главы Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова, поданного кандидатом Э.Б. Березкиным, представителем которого в суде являлся Н.И. Седалищев.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения в их системной взаимосвязи устанавливают, что осуществление полномочий народного депутата Республики Саха (Якутия) не означает замещение должности государственной службы Республики Саха (Якутия), и тем самым предоставляют право на предвыборную агитацию в средствах массовой информации лицам, замещающим государственную и муниципальную выборную должность, в том числе в период нахождения их в краткосрочном отпуске, и проведение предвыборной агитации кандидата на мероприятиях, организованных органом государственной власти Республики Саха (Якутия). В связи с этим заявитель просит признать оспариваемые законоположения, как нарушающие его права избирателя, не соответствующими статьям 3 (части 1-3), 11 (часть 2), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Кроме того, заявитель просит признать не соответствующим статье 120 Конституции Российской Федерации решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 8 сентября 2014 года.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В соответствии со статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" жалоба гражданина в Конституционный Суд Российской Федерации на нарушение его конституционных прав и свобод признается допустимым средством защиты лишь при условии, что эти права и свободы затрагиваются оспариваемым в жалобе законом, примененным в конкретном деле заявителя, рассмотрение которого завершено в суде; при этом к жалобе должна быть приложена копия официального документа, подтверждающего применение оспариваемого закона при разрешении конкретного дела заявителя.
Между тем приложенные к жалобе копии судебных постановлений по делу об отмене регистрации кандидата на должность Главы Республики Саха (Якутия) не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих применение в деле заявителя оспариваемых законоположений, поскольку в данном деле он действовал не в своих интересах, а как представитель другого лица, а именно гражданина Э.Б. Березкина.
Что же касается требования заявителя о проверке конституционности решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия), то разрешение данного вопроса не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации).
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Седалищева Николая Иннокентьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2016 г. N 332-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Седалищева Николая Иннокентьевича на нарушение его конституционных прав подпунктами "д", "ж" пункта 5 статьи 40 и пунктом 8 статьи 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законом Республики Саха (Якутия) "О Реестре государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)", частью 1 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) "О статусе народного депутата Республики Саха (Якутия)" и решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия)"
Текст Определения официально опубликован не был