Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Проект
Президенту
Российской Федерации
В.В. ПУТИНУ
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Поручение Президента Российской Федерации от 8 февраля 2013 г. N Пр-217
Уважаемый Владимир Владимирович!
В соответствии с вашим поручением Правительство Российской Федерации проработало вопрос об обеспечении объективной оценки уровня повышения средней заработной платы педагогических работников и докладывает.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ N 597), распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы (далее - Программа).
Согласно Программе средняя заработная плата по категориям работников, определенных Указом N 597 и Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" (далее - Указ N 761), за соответствующий период сопоставляется со средней заработной платой в субъекте Российской Федерации за тот же период.
В настоящий момент расчет фактического уровня средней заработной платы педагогических работников по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации производится в соответствии с методикой расчета фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами N 597 и 761, по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации (далее - Методика), приведенной в приложении 5 к Программе.
Проект Программы в установленном порядке направлялся на рассмотрение в субъекты Российской Федерации, кроме того, он обсуждался на выездных совещаниях, организованных Минтрудом России в федеральных округах с представителями отдельных категорий работников, определенных указами N 597 и 761. Также проект Программы, включая Методику, обсуждался на заседаниях рабочей группы N 2 Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, на заседаниях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и на заседаниях подгрупп по мониторингу достижения целевых показателей в сфере культуры, здравоохранения и образования рабочей группы Комиссии при Президенте Российской Федерации по мониторингу достижения показателей социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации, а также непосредственно на заседаниях рабочей группы указанной Комиссии.
Расчет фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников осуществляется на основе официальной статистической информации о средней заработной плате указанных категорий работников, полученной по результатам организованного в соответствии с приказом Росстата от 30 октября N 574 федерального статистического наблюдения государственных и муниципальных учреждений социальной сферы и науки, итоги которого формируются за I квартал, первое полугодие, 9 месяцев и год (начиная с отчета за I квартал 2013 года).
Согласно Методике расчет средней заработной платы по отдельной категории работников по субъекту Российской Федерации производится на основании агрегирования по всем учреждениям социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание) и науки государственной и муниципальной форм собственности, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, данных о фонде начисленной заработной платы и численности работников данной категории.
Среднемесячная заработная плата по субъекту Российской Федерации исчисляется в соответствии с действующим порядком путем деления суммы фонда начисленной заработной платы работников списочного состава и внешних совместителей, фонда начисленной заработной платы работников, заключивших гражданско-правовые договоры, и других работников несписочного состава на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и лиц, выполнивших работы по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде.
Средняя заработная плата по отдельным категориям работников за соответствующий период сопоставляется со средней заработной платой в субъекте Российской Федерации за тот же период. В качестве такого периода в 2013-2018 годах установлен календарный год. Например, средняя заработная плата социальных работников за 2013 год сопоставляется со средней заработной платой в субъекте Российской Федерации за 2013 год.
Во всех субъектах Российской Федерации проводится планомерная разъяснительная работа по методике расчета средней заработной платы со специалистами и представителями педагогических коллективов. Все рекомендации, направленные на реализацию Указа N 597, содержат в себе формулировки "средняя заработная плата педагогических работников". Расчет средней заработной платы категорий работников, определенных указами N 597 и 761, осуществляется в общем порядке аналогично расчету средней заработной платы для целей статистических наблюдений.
В связи с изложенным Правительство Российской Федерации считает нецелесообразным внесение в настоящий момент изменений в действующую Методику расчета в 2013 году. По итогам года будет проведен детальный анализ полученных сведений по формам статистического наблюдения о численности и оплате труда отдельных категорий работников социальной сферы, образования, науки и здравоохранения, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы, и в случае необходимости Правительство Российской Федерации вернется к рассмотрению указанного вопроса.
Вопрос о порядке и условиях оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, в том числе вопрос повышения оплаты труда, относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с законодательством о разграничении расходных полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации определение размера оплаты труда работников государственных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных учреждений, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления и осуществляется ими самостоятельно в рамках средств соответствующих бюджетов.
При этом необходимо учитывать, что на лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В соответствии со статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Согласно действующей редакции статьи 317 Трудового кодекса Российской Федерации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных районах или местностях.
Кроме того, по результатам обработки поступившей информации от субъектов Российской Федерации установлено, что дифференциация средней заработной платы педагогических работников в разных муниципальных образованиях обусловлена и другими объективными причинами: наличие муниципалитетов, добившихся снижения неэффективных расходов на образование и принявших в предыдущие годы необходимые оптимизационные меры и способных направлять на оплату труда педагогических работников высвобождающиеся в ходе этих мер средства; наличие различий в квалификационном составе педагогических работников муниципального образования.
С учетом изложенного различия в размере заработной платы педагогических работников в различных муниципальных образованиях в пределах одного субъекта Российской Федерации обусловлены особенностями действующего трудового законодательства, учитывающего региональные особенности в подходах к оплате труда и решения органов местного самоуправления. В связи с этим при исполнении Указа N 597 Правительство Российской Федерации не считает целесообразным устанавливать оплату труда педагогических работников во всех муниципалитетах в пределах одного субъекта Российской Федерации на одном уровне, что не противоречит его положению.
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
<< Назад |
||
Содержание Письмо Министерства образования и науки РФ от 30 апреля 2013 г. N МОН-П-1546 "О проекте доклада президенту Российской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.