Постановление Верховного Суда РФ от 15 февраля 2016 г. N 74-АД16-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,
рассмотрев жалобу защитника Попова С.К. действующего на основании доверенности в интересах Попова М.К., на вступившие в законную силу постановление министра финансов Республики Саха (Якутия) от 5 марта 2015 г. N 1/15.14-2015/27, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 мая 2015 г., решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2015 г. и постановление председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2015 г., вынесенные в отношении Попова М.К. занимавшего должность председателя Сельскохозяйственного потребительского кооператива "Манчаары" (далее - СХПК "Манчаары", кооператив) с 6 марта 2007 г. по 14 сентября 2014 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением министра финансов Республики Саха (Якутия) от 5 марта 2015 г. N 1/15.14-2015/27, оставленным без изменения решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 мая 2015 г., решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2015 г. и постановлением председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2015 г., Попов М.К., занимавший должность председателя СХПК "Манчаары" с 6 марта 2007 г. по 14 сентября 2014 г., признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Попов С.К. просит об отмене постановления должностного лица и судебных актов, вынесенных по настоящему делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2011 г. N 678 утвержден Порядок расходования и учета субвенций, предоставляемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства (в редакции постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 декабря 2013 г. N 484) (далее - Порядок расходования и учета субвенций).
Данным Порядком установлены правила расходования, учета и отчетности субвенций, предоставляемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства.
Согласно пункту 2.7.3.3 Порядка расходования и учета субвенций за счет средств субвенций по направлению "Обеспечение производства и переработки продукции скотоводства" потребительскому перерабатывающему кооперативу, имеющему поголовье крупного рогатого скота, субсидии предоставляются на возмещение части затрат по содержанию коров и по закупу сырого молока у сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка расходования и учета субвенций уполномоченным органом по финансированию (администрированию) субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства является Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия).
Получателями субвенций на осуществление государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства являются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) (муниципальные образования) (пункт 1.4 Порядка расходования и учета субвенций).
В силу пункта 2.3 указанного Порядка между Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) и муниципальными образованиями должно быть подписано утвержденной формы соглашение об обязательствах сторон, включающее показатели эффективности использования субвенций. Обязательным условием заключения соглашения является наличие нормативного правового акта муниципального образования, устанавливающего порядок и условия предоставления из местного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям средств на поддержку сельскохозяйственного производства.
4 февраля 2014 г. между Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) и Муниципальным районом "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия) заключено соглашение N 01-07/10, согласно которому муниципальное образование взяло на себя обязательство обеспечить целевое и эффективное использование субвенций перечисленных Министерством.
Дополнительным соглашением от 28 мая 2014 г. N 01-07/907 установлены плановые показатели по производству продукции.
Постановлением районной администрации Муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия) от 17 февраля 2014 г. N 28-п утверждены Правила предоставления субсидий из бюджета муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" на поддержку сельскохозяйственного производства (далее - Правила предоставления субсидий), разработанные в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2011 г. N 01-04/0827-н.
В соответствии с пунктом 1.3 названных Правил целью предоставления субсидий является стимулирование роста производства продукции животноводства.
18 февраля 2014 г. между муниципальным районом "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия) и СХПК "Манчаары" заключено соглашение о предоставлении субсидии на возмещение части затрат по производству и переработке продукции животноводства в 2014 году (далее также соглашение).
Как следует из материалов дела, на основании указанного соглашения и дополнительного соглашения от 2 июня 2014 г., заключенного между муниципальным районом "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия) и СХПК "Манчаары", муниципальным районом перечислено кооперативу 102 585 906 рублей средств субсидии на возмещение части затрат по производству и переработке продукции животноводства.
Предметом соглашения от 18 февраля 2014 г. является предоставление субсидии СХПК "Манчаары" за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2011 г. N 678 (в редакции постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 декабря 2013 г. N 484) на возмещение части затрат по производству и переработке продукции животноводства.
В соответствии с пунктом 2.2.5 данного соглашения СХПК "Манчаары" обязуется производить своевременный расчет со сдатчиками молока денежными средствами за поставленное сырое молоко.
В период с 2 по 13 февраля 2015 г. на основании приказа Министра финансов Республики Саха (Якутия) от 14 января 2015 г. N 01-05/002-к Министерством финансов Республики Саха (Якутия) в отношении СХПК "Манчаары" проведена выездная проверка соблюдения условий предоставления субсидий, целевого и эффективного использования средств, выделенных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на поддержку производства и переработки продукции скотоводства.
В ходе проверки установлено, что средства субсидии перечислены СХПК "Манчаары" на общую сумму 102 585 906 рублей, сдатчиками (поставщиками) молока сдано СХПК "Манчаары" 5 323 тонны молока, СХПК "Манчаары" фактически выплачено сдатчикам молока 71 167 673 рубля, остаток предоставленной субсидии составил 31 418 233 рубля, который использован СХПК "Манчаары" не по целевому назначению, а именно, на оплату электроэнергии, газа, лизинговых платежей, кредитов. В результате чего на 1 января 2015 г. образовалась кредиторская задолженность перед сдатчиками молока.
Результаты проверки зафиксированы в соответствующем акте от 13 февраля 2015 г.
Распорядителями финансово-кредитных средств и ответственными за финансово-хозяйственную деятельность СХПК "Манчаары" являлся председатель кооператива Попов М.К. с правом первой подписи, главный бухгалтер Гаврильева С.И. с правом второй подписи.
13 февраля 2015 г. должностным лицом Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в отношении Попова М.К., занимавшего должность председателя СХПК "Манчаары" с 6 марта 2007 г. по 14 сентября 2014 г., составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно данному протоколу Поповым М.К., занимавшим должность председателя СХПК "Манчаары" с 6 марта 2007 г. по 14 сентября 2014 г., в нарушение пункта 2.7.3.3 Порядка расходования и учета субвенций, предоставляемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2011 г. N 678, и пункта 2.2.5 соглашения от 18 февраля 2014 г. допущено нецелевое использование средств субсидии на возмещение части затрат по обеспечению производства продукции скотоводства (сырого молока) на сумму 31 418 233 рубля, которые направлены на оплату электроэнергии, газа, лизинговых платежей, кредитов кооператива.
В рамках рассмотрения дела не установлена вина в части использования денежных средств в размере 13 565 892 рубля, являющихся бесспорными банковскими взысканиями, наложенными банком согласно части платежных документов, которые Попов М.К. не подписывал и не давал распоряжений о направлении соответствующих средств на указанные в них цели. Также не установлена вина в отношении использования денежных средств в размере 3 080 504 рубля на оплату за сено, сенаж, силос, перевозку сена, строительство силосной ямы, данные расходы признаны соответствующими цели получения субсидии.
В остальной части Попов М.К., занимавший должность председателя СХПК "Манчаары" с 6 марта 2007 г. по 14 сентября 2014 г., привлечен постановлением министра финансов Республики Саха (Якутия) от 5 марта 2015 г. к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нецелевое использование бюджетных средств на сумму 14 771 836 рублей 10 копеек.
Судебные инстанции с выводами, изложенными в данном постановлении, согласились.
Вместе с тем, состоявшиеся по делу акты нельзя признать законными.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как следует из постановления министра финансов Республики Саха (Якутия) и судебных актов, Попов М.К., являвшийся председателем СХПК "Манчаары" с 6 марта 2007 г. по 14 сентября 2014 г., привлечен к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение пункта 2.7.3.3 Порядка расходования и учета субвенций и пункта 2.2.5 соглашения от 18 февраля 2014 г.
При этом указанным Порядком расходования и учета субвенций урегулированы межбюджетные правоотношения только между уполномоченным органом - Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) и получателем субвенций (муниципальным образованием) - в данном случае муниципальным районом "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия).
Соглашением от 18 февраля 2014 г. регулируются правоотношения между получателем субвенций (муниципальным образованием) - муниципальным районом "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия) и получателем бюджетных средств (субсидий) СХПК "Манчаары".
Пунктом 2.7.3.3 указанного выше Порядка расходования и учета субвенций предусмотрено, что потребительскому перерабатывающему кооперативу, имеющему поголовье крупного рогатого скота, субсидии предоставляются на возмещение части затрат по содержанию коров и по закупу сырого молока у сельскохозяйственных товаропроизводителей с обязательным условием ведения раздельного учета поступления сырого молока от сельскохозяйственных товаропроизводителей и собственного производства молока.
Вместе с тем соглашение от 18 февраля 2014 г. не содержит обязательного условия о предоставлении субсидии на возмещение части затрат только по содержанию коров и по закупу сырого молока у сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Пунктом 2.1.2 данного соглашения предусмотрено, что субсидии предоставляются на возмещение части затрат по производству и переработке продукции животноводства.
Названными выше Правилами предоставления субсидии, в соответствии с которыми СХПК "Маанчаары" была предоставлена субсидия, также не предусмотрено, что субсидия предоставляется исключительно на возмещение части затрат по содержанию коров и по закупу сырого молока у сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Согласно данным Правилам целью предоставления субсидий является стимулирование роста производства продукции животноводства, в том числе, по направлению "Обеспечение производства и переработки продукции животноводства" субсидии предоставляются на возмещение затрат на производство и переработку продукции.
С учетом указанных положений и установленных по делу обстоятельств нельзя признать достаточно обоснованным вывод должностного лица и судебных инстанций о виновности занимавшего должность председателя СХПК "Манчаары" Попова М.К. в совершении вмененного административного правонарушения только за нарушение пункта 2.2.5 соглашения от 18 февраля 2014 г.
В настоящей жалобе защитник заявляет, что расходы на электроэнергию, газ, другие платежи и средства, направленные на строительство и ремонт коровников, хозяйственных объектов переработки сырья, приобретение спецтехники, являются расходами на содержание коров, то есть направлены на возмещение затрат по производству и переработке продукции животноводства, соответствуют целям, указанным в соглашении от 18 февраля 2014 г., являются целевым использованием средств субсидии.
Аналогичные доводы были приведены в ходе производства по делу. Относительно кредитов защитник пояснял, что они являлись целевыми, были получены на модернизацию и развитие производства.
Из соглашения от 18 февраля 2014 г. и названных выше актов, на основании которых СХПК "Манчаары" получена субсидия, не следует, что она была предоставлена только в целях оплаты молока, поставленного сельскохозяйственными товаропроизводителями, и содержания коров. Согласно условиям данного соглашения субсидия предоставлена СХПК "Манчаары" на возмещение части затрат по производству и переработке продукции животноводства, что оставлено без должного внимания при рассмотрении дела и жалоб на постановление о назначении административного наказания.
Указанные выше доводы в ходе производства по делу фактически не исследованы. Не учтено то обстоятельство, что транспортные средства (машина вакуумная, машина силососная, рефрижератор с холодильным оборудованием, молоковозы), находящиеся в пользовании кооператива по договорам финансовой аренды (лизинга), на которые затрачена часть средств, используются кооперативом в своей производственной деятельности по производству и переработке продукции животноводства. Мотивы, по которым расходы на электроэнергию, газ и другие платежи не признаны, связанными с затратами по производству и переработке продукции животноводства, и соответствующими целям субсидии, в обжалуемых актах не приведены.
Дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, что не позволяет признать состоявшиеся в отношении Попова М.К. акты законными и обоснованными.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, с учетом изложенного и положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невозможно сделать бесспорный вывод о виновности Попова М.К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление министра финансов Республики Саха (Якутия) от 5 марта 2015 г. N 1/15.14-2015/27, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 мая 2015 г., решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2015 г. и постановление председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2015 г., вынесенные в отношении Попова М.К., занимавшего должность председателя СХПК "Манчаары" с 6 марта 2007 г. по 14 сентября 2014 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены указанные постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
жалобу защитника Попова С.К., действующего на основании доверенности в интересах Попова М.К., удовлетворить.
Постановление министра финансов Республики Саха (Якутия) от 5 марта 2015 г. N 1/15.14-2015/27, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 мая 2015 г., решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2015 г. и постановление председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2015 г., вынесенные в отношении Попова М.К., занимавшего должность председателя СХПК "Манчаары" с 6 марта 2007 г. по 14 сентября 2014 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 15 февраля 2016 г. N 74-АД16-1
Текст постановления официально опубликован не был