Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Л.В. Амельченко к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Л.В. Амельченко оспаривает конституционность статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которая устанавливает возмещение вреда и меры социальной поддержки для граждан, указанных в пункте 6 части первой его статьи 13, а именно эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенных (переселяемых), в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы.
Как следует из представленных материалов, в период с 1956 по 1957 годы заявительница 1947 года рождения проживала в селе Ветродуйка Красноармейского района Челябинской области, подвергшемся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, откуда ее семья добровольно выехала ранее официальной даты эвакуации. Проживая в городе Кургане, она согласно статье 6 Федерального закона от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" пользовалась мерами социальной поддержки, предусмотренными для граждан, эвакуированных из зоны отчуждения. В 2010 году после переезда заявительницы на постоянное место жительства в город Одинцово Московской области ей стали предоставляться меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" для граждан, переселенных или добровольно выехавших из зоны отселения.
Усматривая в этом нарушение своих прав, Л.В. Амельченко обратилась в суд с соответствующими требованиями к органам социальной защиты, в удовлетворении которых ей было отказано со ссылкой в том числе на оспариваемую норму, которая, по мнению заявительницы, вступает в противоречие со статьями 2, 39 (части 1 и 2) и 42 Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривает предоставление гражданам, добровольно выехавшим из зоны отчуждения, мер социальной поддержки в том же объеме, в каком они устанавливаются гражданам, эвакуированным из данной зоны.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Положения статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 года N 154-ФЗ), гарантирующие гражданам, проживавшим на территориях зоны отчуждения и зоны отселения, которые в наибольшей степени подверглись радиоактивному загрязнению, возмещение вреда и меры социальной поддержки, направлены на защиту прав и законных интересов таких лиц, а потому сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы заявительницы, не относящейся к лицам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы.
Как следует из представленных Л.В. Амельченко документов, она имеет предусмотренный пунктом 3 части первой статьи 1 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" статус гражданина, добровольно выехавшего из населенного пункта, подвергшегося радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
Согласно статье 6 названного Федерального закона данной категории пострадавших гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а именно эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенных (переселяемых), в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
Меры социальной поддержки для названных категорий граждан устанавливаются статьей 17 данного Закона Российской Федерации в зависимости от статуса зоны радиоактивного загрязнения, которую они покинули после аварии на Чернобыльской АЭС. При этом гражданам, которые были эвакуированы или добровольно выехали из зоны отчуждения, социальная защита предоставляется в большем объеме по сравнению с гражданами, которые до чернобыльской катастрофы проживали в зоне отселения.
Что касается граждан, которые были эвакуированы или выехали добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, то постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 года N 722 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 8 октября 1993 года N 1005" предусмотрено предоставление им мер социальной поддержки, установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" для граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения.
Проверка же правильности применения в деле Л.В. Амельченко оспариваемого ею положения, в том числе во взаимосвязи с другими нормами Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", а также вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Амельченко Людмилы Васильевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2016 г. N 311-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Амельченко Людмилы Васильевны на нарушение ее конституционных прав статьей 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Текст Определения официально опубликован не был