Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Т.В. Щербаковой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Т.В. Щербакова оспаривает конституционность положения пункта 1 части 2 статьи 85 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому контракт расторгается и сотрудник органов внутренних дел увольняется со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 данного Федерального закона (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником), не ранее чем через два месяца со дня уведомления о расторжении контракта.
Как следует из представленных материалов, заявительница как сотрудник органов внутренних дел была прикомандирована к Федеральной миграционной службе Российской Федерации и проходила службу в отделе Управления Федеральной миграционной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в городе Сургуте. В связи с сокращением занимаемой ею должности в рамках проводимых организационно-штатных мероприятий Т.В. Щербаковой в январе 2014 года было вручено уведомление о предстоящем расторжении с ней контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел, а в мае того же года издан приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации о том, что заявительница подлежит увольнению со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (без указания даты увольнения), и приказ УФМС России по ХМАО-Югре о зачислении ее в распоряжение начальника УФМС России по ХМАО-Югре. В удовлетворении требований о признании указанных приказов незаконными заявительнице было отказано судом апелляционной инстанции.
По мнению заявительницы, оспариваемое положение не соответствует статьям 19 (части 1 и 2), 37 (части 1, 2 и 4), 45, 46 (части 1 и 2) и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет признавать законным увольнение сотрудника со службы в органах внутренних дел при вручении уведомления о расторжении контракта и предстоящем увольнении до издания документа о сокращении должности, при отсутствии в уведомлении даты расторжения контракта и ссылки на документ, предусматривающий сокращение должности. Кроме того, заявительница считает оспариваемую норму неопределенной, что приводит, по ее мнению, к произвольному продлению представителем нанимателя срока расторжения контракта по истечении двух месяцев со дня вручения уведомления, а также позволяет представителю нанимателя вручать уведомление сотрудникам, чьи должности не сокращаются.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Т.В. Щербаковой материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемое заявительницей положение пункта 1 части 2 статьи 85 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закрепляет минимальный период со дня уведомления сотрудника органов внутренних дел о предстоящем расторжении с ним контракта, по истечении которого он увольняется со службы в органах внутренних дел, направлено на предоставление сотруднику органов внутренних дел возможности заблаговременно узнать о предстоящем увольнении со службы и начать поиск иного вида деятельности, что обеспечивает наиболее благоприятные условия для адаптации лица к изменившейся обстановке (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2015 года N 781-О).
Таким образом, оспариваемое положение носит гарантийный характер, процедуру сокращения должностей в органах внутренних дел не регулирует и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявительницы, указанные в жалобе. Кроме того, в материалах жалобы отсутствуют сведения о завершении процедуры увольнения заявительницы со службы в органах внутренних дел на момент рассмотрения ее дела судом апелляционной инстанции, в определении которого упоминается оспариваемая Т.В. Щербаковой норма.
Проверка же соблюдения порядка сокращения занимаемой заявительницей должности связана с установлением и исследованием фактических обстоятельств конкретного дела и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Щербаковой Татьяны Васильевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2016 г. N 301-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Щербаковой Татьяны Васильевны на нарушение ее конституционных прав положением пункта 1 части 2 статьи 85 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)