См. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год от 17 мая 2017 г.
Достоинство Личности является важнейшим ценностным основанием и критерием, определяющим требования к выстраиванию отношений между государством и человеком. Сердцевину конституционных положений о безопасности составляют защита прав и свобод человека и гражданина, безопасность личности. Дилемма выбора между свободой реализации прав человека и безопасностью лишена смысла, поскольку безопасность - это основа и императив реализации прав человека. Но везде, где под предлогом обеспечения безопасности ставятся под сомнение права человека и попираются свободы, находят для себя питательную среду вирусы особо опасных социальных болезней, таких как организованная преступность, коррупция, произвол, насилие, экстремизм, безответственность и безнаказанность за совершенное злодеяние. Поэтому исключительно важно, чтобы в пылу борьбы с антиобщественными пороками, направленной якобы на защиту прав, не выплескивали саму идею обеспечения прав человека, не выхолащивали ее суть и не отступали от Конституции страны и главных принципов международного права.
Необходимо снизить все возрастающий уровень злоупотребления правом, появления оценочно-неопределенных норм, сократить противоречия между международным и национальным правом, избыточность законодательного и подзаконного регулирования в сфере личных прав, поднять регулирование общественных отношений в сфере прав человека с отраслевых норм на конституционно-правовой уровень.
В условиях, когда обостряются проблемы практически во всех сферах жизни, ни в коем случае нельзя воспринимать права человека как роскошь. Безусловно, обеспечение фундаментальных прав и свобод требует соответствующих ресурсов и финансирования. Однако их несоблюдение неизбежно приводит к еще большим растратам: девальвации самого ценного - человеческого капитала.
Даже во времена кризиса государство способно при желании гарантировать разумный баланс между решениями, принимаемыми в интересах государства и защиты бизнеса, и необходимостью обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Имеющая место практика решения макроэкономических проблем за счет изъятия средств из "кармана" рядовых граждан путем так называемых "поборов" - безответственна, недальновидна и опасна своими негативным последствиями.
Исходя из оценки современного состояния экономики, социальных институтов, отечественной судебной системы и правоохранительных органов, а также пока еще слабого правового сознания на всех - государственных и общественных - уровнях, можно утверждать, что на современном этапе развития страны разрыв между правовыми постулатами, закрепленными в Конституции Российской Федерации, и реальными механизмами защиты прав, свобод человека и достоинства личности остается глубоким.
В связи с этим настораживает ряд негативных факторов, прямо или косвенно влияющих на состояние прав человека:
- проблема бедности и углубляющееся расслоение общества остаются основными факторами социального неравенства;
- процветает избирательность правосудия. Неравенство возможностей для "избранных" и "рядовых" граждан защитить себя в суде имеет самые негативные последствия для формирования правового государства, ведет к необратимым нравственным и человеческим потерям;
- слабость социальных лифтов, дефицит доверия и отсутствие обратной связи между органами власти разного уровня и населением истощают социальный капитал, порождают гражданскую пассивность и отсутствие веры в возможность полноценной самореализации;
- вызывает беспокойство расцвет "правоограничительного" законотворчества. Исторический опыт ушедшего века свидетельствует, что неумеренное поглощение государством общественно-гражданской, социальной и личной самостоятельности и самодеятельности, в результате которого человек и общество вынуждены жить для государственной машины, всегда заканчивается плачевно. Средствами, сдерживающими трансгрессию государства, когда она выходит за разумные пределы мер, необходимых для защиты страны и обеспечения ее национальных интересов, являются гражданское общество и правозащитные механизмы, в том числе применяемые в деятельности Уполномоченного по правам человека. Важны его упреждающее и непосредственное реагирование на попытки отдельных политиков и общественных деятелей провести через законодательные инициативы "усмирительные" законопроекты, которые откровенно посягают на личные права и свободы граждан, оказывая на них избыточное нормотворческое давление;
- рост агрессивного поведения, непримиримости и неприятия иной точки зрения в противостоянии разного рода групп гражданских активистов по мировоззренческим, политическим и иным мотивам. Крайним выражением происходящей поляризации стало столкновение воинствующего мракобесия с одной стороны и разнузданно-вульгарных "арт-провокаций", осознанно направленных на унижение и оскорбление общепризнанных человеческих ценностей и ничего общего не имеющих с искусством - с другой.
Нельзя не обратить внимание и на следующее обстоятельство. Важнейшие регуляторы общественных отношений: право, мораль и нравственность - теснейшим образом переплетены друг с другом. Эрозия последних неизбежно ведет к разрушению законности. Но моральные и нравственные принципы во многом имеют своим истоком религиозные воззрения, а не только утвердившиеся в обществе традиции светского характера. Для многоконфессиональной России это имеет огромное значение. И дело не только и не столько в свободе совести, сколько в общем принципе светского государства. Необходимо привести основополагающие постулаты той или иной конфессии в соответствие с принципиальными положениями светского государства путем достижения консенсуса между всеми сторонами. Если основополагающие религиозные ценности какой-либо конфессии входят в конфликт с базовыми принципами светского правового государства, то это может стать дополнительным и весьма существенным риском для сохранения общественного согласия, которое зиждется на основе признания единого конституционно-правового пространства. Конфликт такого рода может привести как к искажению правового сознания, так и к определенному "повреждению" нравов.
2015 год - это, прежде всего, год 70-летия победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Несмотря на все проблемы и сложности, общее историческое наследие объединяет народ России, как в самые драматичные времена нашей отечественной истории, что нагляднее всего проявилось в беспрецедентной по своему масштабу народной акции "Бессмертный полк".
Идея преемственности поколений в готовности защищать свою страну дает шанс на консолидацию общественных ресурсов и сбережение нашей социокультурной общности. Это солидарный ответ на беспрецедентную антироссийскую санкционную и информационную кампанию, ведущуюся на фоне общемирового кризиса в экономике, политике, культуре. При этом удручающий международное правозащитное сообщество кризис в области прав человека, проявляющийся в откровенном манипулировании правозащитными принципами на вчера еще уважаемых международных площадках, негативным образом сказывается и на ситуации с правами человека в России.
Лучшие качества нашего народа позволяют надеяться, что общими усилиями нам удастся противопоставить развитие цивилизованных общественных дискуссий по самым животрепещущим проблемам росту немотивированной агрессии, ползучей социальной дискриминации, неуважению к правам других, нетерпимости к иной точке зрения, маргинализации инакомыслящих, а также "охоте на ведьм" и поиску внутренних врагов совсем не там, где зреют истинные угрозы национальной безопасности страны.
Вот почему сейчас, как никогда, необходимы механизмы и процедуры, способствующие снятию разного рода противостояний и острых разногласий как внутри самого общества, так и в его взаимоотношениях с органами государственной власти.
Прежде чем представить Доклад вашему вниманию, необходимо отметить, что предпринята попытка выявления устойчивых тенденций в сфере прав человека, в соответствии с которыми и должна формироваться определенная система действий Уполномоченного.
В связи с этим первая часть Доклада отражает результаты полномасштабного социологического исследования ситуации с правами человека в России в 2015 году, проведенного Фондом "Общественное мнение" (далее ФОМ) по заказу Уполномоченного в 79 субъектах Российской Федерации, а также силами Аппарата Уполномоченного.
Вторая часть - описание наиболее актуальных правозащитных проблем на основе анализа системных проблем в сфере прав человека, а также всего массива поступивших к Уполномоченному обращений.
Третья часть Доклада содержит в себе отчет о работе Уполномоченного за год, перечень конкретных дел, жалоб и обращений граждан, на восстановление нарушенных прав которых были направлены основные усилия Уполномоченного и его Аппарата.
Завершают Доклад адресные рекомендации органам государственной власти, направленные на развитие общегосударственной системы обеспечения прав человека и решение назревших проблем в этой сфере.
Ежегодный Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год подготовлен в соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" для представления Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Следственного комитета Российской Федерации, руководителям субъектов Российской Федерации.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации |
Э.А. Памфилова |
Заключение: рекомендации и предложения государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам по совершенствованию системы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в России
Исходя из изложенных в Докладе проблем защиты и восстановления прав человека, результатов анализа и оценки состояния прав человека и деятельности Уполномоченного в минувшем году, предлагается рассмотреть следующие рекомендации по обеспечению устойчивого развития в сфере прав человека.
Субъектам права законодательной инициативы:
- в сфере совершенствования законодательства о правах человека рекомендуется рассмотреть вопрос о внесении изменений:
- в Федеральный закон от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" в части установления критериев нежелательности на территории Российской Федерации для иностранной или международной организации (глава 2, раздел 2.4, "Нежелательные организации");
- в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" в части уточнения оснований и процедуры государственной регистрации религиозной организации, поэтапного наделения их налоговыми и иными льготами (глава 2, раздел 2.4, "Религиозные объединения");
- в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" в целях расширения права граждан на участие в принятии решений по вопросам местного значения, в том числе в части способа избирания главы муниципального образования (глава 2, раздел 2.4, "Право избирать и быть избранным");
- в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части установления предельного срока пребывания в центрах временного размещения, мест временного содержания и специальных учреждениях для иностранных граждан, в том числе подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, в случае длительного неисполнения судебного решения, также в части дополнения пункта 3.1 статьи 8 положением о сокращении до шести месяцев срока для предоставления вида на жительство соотечественникам пенсионного возраста, которые переехали на жительство в Российскую Федерацию как на историческую родину (глава 2, раздел 2.5, "Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан на территории Российской Федерации");
- в Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" в части установления порядка осуществления различных форм и механизмов общественного контроля (глава 2, раздел 2.3);
- в Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в части ограничения права садоводческого (огороднического, дачного) объединения граждан самостоятельно распределять расположенные на территории данного объединения неиспользуемые земельные участки (глава 2, раздел 2.6, "Опасное нововведение для садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан");
- в Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в части уточнения в пункте 6 статьи 2 понятия "политической деятельности" во избежание необоснованно широкого ее толкования в правоприменительной деятельности (глава 2, раздел 2.4, "Неопределенность понятия "политическая деятельность");
- в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании" в целях обеспечения доступности всех видов образования и устранения дискриминации различных категорий учащихся (глава 2, раздел 2.9);
- в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования механизмов защиты нарушенных трудовых прав (в том числе в части повышения "прозрачности" механизма оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений; установления критериев определения случаев (их открытый перечень), когда работодатель не вправе отказать работнику в предоставлении отпуска без сохранения заработной платы; о досудебном порядке рассмотрения споров об увольнении (глава 2, раздел 2.6, "Трудовые права");
- в федеральное законодательство в целях предотвращения участившихся случаев грубого нарушения коллекторами прав граждан при осуществлении деятельности организаций, направленных на взыскание задолженности по кредитным договорам (глава 2, раздел 2.6, "Экономические права").
- в сфере совершенствования законодательства о деятельности уполномоченных по правам человека предлагается рассмотреть вопросы:
- обеспечения реализации предоставленных Уполномоченному федеральным законодательством процессуальных полномочий, посредством детального закрепления и (или) уточнения норм о них в соответствующих отраслевых процессуальных кодексах и иных законах (глава 2, раздел 2.1);
- увеличения срока подачи Уполномоченному жалобы с одного года (как это установлено действующим законодательством) до двух лет, исчисляемых со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении;
- закрепления в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации норм об ответственности за вмешательство в деятельность уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, воспрепятствование их деятельности, неисполнение их законных требований должностными лицами, а равно неисполнение ими обязанностей в отношении региональных уполномоченных;
- ускорения рассмотрения проекта федерального закона N 686410-6 "О внесении изменений в статью 8 Федерального Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в части расширения прав уполномоченных по правам человека (глава 3, раздел 3.2).
Государственной Думе Российской Федерации рекомендую ускорить рассмотрение следующих законопроектов:
- проект федерального закона N 73983-5, предусматривающего введение кратного зачета времени содержания под стражей "О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации" (по вопросу зачета времени содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу в срок отбывания наказания в виде лишения свободы), предусматривающий введение кратного зачета времени содержания под стражей (глава 2, раздел 2.3, "Контроль за соблюдением прав человека в местах лишения свободы Крымского федерального округа");
- проект федерального закона N 802242-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" с целью устранить правовую неопределенность положений, обуславливающих произвольное применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы (глава 2, раздел 2.3, "Применение физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия в местах лишения свободы");
- проект федерального закона N 957581-6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, закрепляющий ряд новых принципов административной ответственности, включая состязательность и равноправие сторон (глава 2, раздел 2.1, "Актуальные аспекты защиты прав граждан при производстве по делам об административных правонарушениях");
- проект федерального закона N 771372-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения пожарной безопасности", связанный, в том числе, с выжиганием сухой травы (глава 2, раздел 2.10, "Лесное "облысение");
- проект федерального закона N 458458-5 "Об ответственном обращении с животными" (глава 2, раздел 2.10, "О защите человека от животных и животных - от людей").
Правительству Российской Федерации:
- в части подготовки нормативных правовых актов (в том числе предусматривающих расходы из федерального бюджета), предлагается рассмотреть следующие вопросы:
- о разработке проекта федерального закона о внесении изменений в закон "О прокуратуре Российской Федерации" в части определения предельных сроков проведения проверочных мероприятий и сроков исполнения проверяемыми организациями требований прокурора, вытекающих из его полномочий, о представлении необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений (в рамках реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года N 2-П) (глава 2, раздел 2.4, "Право на свободу объединений");
- о разработке проекта федерального закона, устанавливающего порядок выплаты разовой компенсации собственникам жилого помещения, которые не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, и добросовестным приобретателям, от которых было истребовано жилое помещение (в том числе в рамках реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июня 2015 года N 13-П) (глава 2, раздел 2.1, "Гражданский процесс: о расходах и компенсациях");
- об осуществлении комплекса мер по реализации положений статьи 38 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" путем создания независимой от органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья службы защиты прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях (не подменяя прав общественных объединений, осуществляющих контроль за соблюдением прав и законных интересов граждан при оказании психиатрической помощи) (глава 2, раздел 2.8, "О нарушениях прав лиц, содержащихся в психиатрических учреждениях");
- об осуществлении комплекса мер по реализации части 3 статьи 58 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", регламентирующей право граждан на проведение независимой медицинской экспертизы (глава 2, раздел 2.8; глава 3, раздел 3.2);
- о разработке единообразной методики признания принадлежности граждан Российской Федерации к коренным малочисленным народам Российской Федерации в целях полноценной реализации и защиты прав и законных интересов указанных народов; о подготовке проекта федерального закона об этнологической экспертизе при разработке государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов (глава 2, раздел 2.5, "Большие проблемы малочисленных народов");
- рассмотреть возможность продления временного размещения отдельных категорий граждан Украины на территории России до 31 декабря 2016 года и создания для этого специальных комиссий, наделенных правом вносить в органы ФМС ходатайства о включении тех или иных украинских граждан в списки нуждающихся в государственной поддержке;
- ускорить внесение изменений, предусматривающих распространение статуса ветерана боевых действий на граждан, проходящих военную службу, а также обслуживающих воинские части и иных лиц, направленных для выполнения специальных задач в связи с ведением боевых действий на территорию Сирийской Арабской Республики, распространив на них в полном объеме соответствующие меры социальной поддержки, установленные федеральным законом "О ветеранах" (глава 1, раздел 1.1);
об изменении законодательства о формировании платы за капитальный ремонт многоквартирных домов, разработав поддающийся проверке механизм определения уполномоченными органами власти общей потребности в средствах на финансирование услуг и работ по капитальному ремонту жилищного фонда (глава 2, раздел 2.6, "Увеличение поборов - ограничение прав человека");
- об оптимизации уплаты гражданами возросшего земельного налога (глава 2, раздел 2.6, "Увеличение поборов - ограничение прав человека"; глава 3, раздел 3.2);
- о разработке законопроекта "О пробации в Российской Федерации" и создании центров ресоциализации в рамках уголовно-исполнительной системы (глава 2, раздел 2.3, "О необоснованном затягивании создания службы пробации в Российской Федерации");
- о разработке комплекса мер по защите прав человека в местах принудительного содержания в части трудовой занятости, в том числе индивидуальной трудовой деятельности, режима рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда и медицинского обеспечения; (глава 2, раздел 2.3);
- рассмотреть возможность предоставления преимуществ учреждениям ФСИН России в целях увеличения трудовой занятости осужденных на основании Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; (глава 2, раздел 2.3);
- рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" в части, предусматривающей упрощенный механизм приобретения гражданства Российской Федерации гражданами Украины, имеющими регистрацию за пределами Крыма, но в течение длительного времени проживающими на полуострове (глава 2, раздел 2.5, "Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан на территории Российской Федерации");
- предусмотреть комплекс мер, направленных на совершенствование условий приема и размещения, а также улучшение условий нахождения иностранных граждан в специальных учреждениях содержания иностранных граждан, а также выдворения иностранных граждан из России (глава 2, раздел 2.5, "Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан на территории Российской Федерации").
Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации" рекомендую:
- рассмотреть вопрос о дополнительных гарантиях и государственном контроле в части соблюдения образовательных прав при реорганизации и оптимизации системы образовательных учреждений, в частности малокомплектных школ, поддержке негосударственных образовательных учреждений и установлении единого уровня государственных гарантий при обучении в форме семейного образования и самообразования, повышения доступности дошкольного образования, высшего образования, качественного среднего профессионального образования (глава 2, раздел 2.9, "Оптимизация" или Дискриминация права на получение образования?");
- улучшить функционирование медико-социальной экспертизы (посредством укрепления ее материально-технической базы, в том числе путем оборудования учреждений МСЭ исходя из потребностей инвалидов), содействовать созданию комиссий по контролю качества предоставления лицам с ограниченными возможностями технических средств реабилитации (ТСР), способствуя упрощению этой процедуры (глава 2, раздел 2.8, "Нарушения прав в связи с несовершенством системы медико-социальной экспертизы");
- совершенствовать проведение процедуры обеспечения инвалидов качественными и удобными ТСР, в том числе путем создания эффективного механизма общественного контроля развития протезно-ортопедической отрасли с учетом новых, современных технологий и потребностей инвалидов, предусмотрев своевременное выделение ассигнований из федерального бюджета на обеспечение инвалидов ТСР; внести изменения в порядок выплаты компенсаций инвалидам за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусматривающие их расчет, исходя из фактически произведенных инвалидом затрат (глава 2, раздел 2.8, "Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации");
- принять меры к решению проблем доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, доступности для них транспортных средств и проведения медико-социальной экспертизы, закрепить за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по контролю и надзору в области защиты прав инвалидов (глава 2, раздел 2.8, "Право лиц с ограниченными возможностями на доступную среду жизнеобеспечения");
- принять меры к усилению координации мероприятий по противодействию распространения ВИЧ-инфекции, внедрению новых методик лечения и профилактики СПИДа и предоставлению дополнительных мер поддержки ВИЧ-позитивных лиц и больных СПИДом (глава 2, раздел 2.8, "Защита прав носителей ВИЧ/СПИД");
- принять меры к упорядочению работы призывных комиссий с целью исключить случаи нарушения прав граждан и положений российского законодательства, в том числе фактов призыва на военную службу граждан, ограниченно годных или негодных к военной службе (глава 2, раздел 2.8, "Призыв на военную службу граждан, имеющих ограничения по состоянию здоровья");
- выработать комплекс мер, направленных на обеспечение необходимых условий жизнедеятельности населения, проживающего в труднодоступных и отдаленных местностях (в частности, особое внимание уделить поддержке коренных малочисленных народов) (глава 2, раздел 2.5, "Большие проблемы малочисленных народов");
- разработать единый централизованный механизм по формированию маневренного жилищного фонда в рамках региональных жилищных программ по развитию рынка доступного наемного жилья и развития жилищного фонда некоммерческого использования на федеральном уровне (глава 2, раздел 2.7, "Формирование маневренного фонда в субъектах Российской Федерации");
- усилить контроль в области саморегулирования, в первую очередь в сфере проектирования, строительства и инженерных изысканий, при перераспределении функций между государством и профессиональными сообществами, с целью недопущения снижения качества и безопасности жилья;
- осуществлять мониторинг практики обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в 2013-2015 годах, с тем чтобы определить проблемы и перспективы закрепления за указанными лицами благоустроенных жилых помещений и их сохранность (глава 2, раздел 2.7, "Защита права на жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа");
- разработать комплекс мер, позволяющих своевременно предотвращать и пресекать противоправные действия в отношении водных объектов Российской Федерации и незаконное создание на них искусственных земельных участков; выработать комплекс мер по усилению контроля в сфере охраны окружающей среды; поддерживать политику сохранения уникального памятника природы - центральной экологической зоны Байкальской природной территории (глава 2, раздел 2.10, "Безопасность окружающей среды: права, обязанности, ответственность";
- предусмотреть меры по созданию единообразных организационно-правовых форм обеспечения деятельности ОНК (глава 2, раздел 2.3, "Взаимодействие Уполномоченного с ОНК");
- пересмотреть статьи расходов соответствующих бюджетов в части выделения средств для обеспечения реализации программ профилактики наркомании, поскольку это тот случай, когда "экономия" на профилактике неизбежно приведет к неизмеримо большим затратам в дальнейшем, когда процесс может принять неконтролируемые и необратимые последствия. Наибольшее внимание следует сосредоточить на организации работы с детьми из социально-неблагополучных семей (глава 1, раздел 1.1).
Министерству юстиции Российской Федерации:
- совместно с ФСИН России и Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Крымском федеральном округе, для достижения эффективной интеграции пенитенциарной системы Крымского федерального округа в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации, решить вопрос о строительстве нового СИЗО на территории Республики Крым с лимитом его наполнения, позволяющем разгрузить СИЗО-1 города Симферополя (глава 2, раздел 2.3, "Контроль за соблюдением прав человека в местах лишения свободы Крымского федерального округа");
- урегулировать проблемы экстрадиции (этапирования) с территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя осужденных, являющихся гражданами Украины, совершивших преступления на ее территории и изъявивших желание сохранить украинское гражданство, на территорию Украины.
Министерству иностранных дел Российской Федерации:
- рассмотреть вопрос о ратификации Российской Федерацией международных договоров, которые позволят обеспечить права и законные интересы детей на получение алиментов от родителя, являющегося жителем иностранного государства (глава 2, раздел 2.5, "О нарушениях прав несовершеннолетних на получение алиментов со стороны недобросовестных родителей").
Центральный банк Российской Федерации прошу:
- рассмотреть возможность существенного ограничения, вплоть до полного запрета кредитным организациям (банкам и МФО) включать в кредитный договор пункт о праве переуступки долга третьим лицам или поручения взыскания задолженности до принятия федерального закона, упорядочивающего или отменяющего деятельность коллекторских агентств;
- принять меры по изменению расчета базовых тарифов в соответствии законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (соблюдение нормы - минимум 80% выплат от объема собранных премий) с возможностью ежегодного их перерасчета по итогам предыдущего года (глава 2, раздел 2.6, "Увеличение поборов - ограничение прав человека");
- принять меры по защите прав потребителей, развитию финансово-кредитной системы Крымского федерального округа, предусматривающие льготное кредитование ипотеки, малого и среднего бизнеса в сфере производства товаров народного потребления.
Верховный Суд Российской Федерации прошу:
- рассмотреть возможность принятия дополнительных мер по усилению судебного контроля избрания меры пресечения и качества ведения следствия правоохранительными органами (глава 2, раздел 2.1);
- для исключения совмещения судами функций обвинения и разрешения дела рассмотреть возможность привлечения к участию в судебном процессе должностных лиц (представителей) органов, возбудивших дела об административных правонарушениях, особенно по категориям дел, затрагивающим основные права и свободы граждан (глава 2, раздел 2.1, "Актуальные аспекты защиты прав граждан при производстве по делам об административных правонарушениях");
- поддержать предложения о расширении института присяжных заседателей в целях соблюдения процессуального разделения вопросов права и факта (глава 2, раздел 2.1, "Уголовное судопроизводство");
- обобщать практику рассмотрения судами общей юрисдикции дел о досрочном освобождении в связи с тяжелой болезнью осужденных (глава 2, раздел 2.3, "Право на освобождение в связи с тяжелой болезнью");
- обобщать практику исполнения требований законодательства в части размещения актов судебной власти в интернете (глава 2, раздел 2.1, "Правосудие - дорогая доступность. Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в России").
В 2016 году весь мир отметит 60-летие со дня принятия важных международных актов: Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, 20-летие с момента принятия Европейской социальной хартии (принята в Страсбурге 3 мая 1996 года).
Под знаком этих событий пройдет нынешний год и в России. Исключительно важно обратить особое внимание на те правовые нормы, касающиеся прав человека, которые содержатся в этих международных документах, но пока еще не нашли своего отражения в российском законодательстве.
Не стоит при этом пренебрегать накопленной отечественной научно-практической и правовой базой в сфере защиты прав человека, вытекающей из российской истории, традиций, цивилизационного своеобразия.
С другой стороны, необходимость объединения усилий в связи с угрозой миру и международной безопасности, массовых нарушений прав человека, международной экономической, экологической, продовольственной безопасности, позволяет вывести диалог о современных правозащитных тенденциях, противоречиях в их интерпретации, проблемах в обеспечении базовых прав человека, а также способах их решения на принципиально новый уровень.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год от 24 марта 2016 г.
Текст доклада опубликован в "Российской газете" от 24 марта 2016 г. N 61