См. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год от 17 мая 2017 г.
Достоинство Личности является важнейшим ценностным основанием и критерием, определяющим требования к выстраиванию отношений между государством и человеком. Сердцевину конституционных положений о безопасности составляют защита прав и свобод человека и гражданина, безопасность личности. Дилемма выбора между свободой реализации прав человека и безопасностью лишена смысла, поскольку безопасность - это основа и императив реализации прав человека. Но везде, где под предлогом обеспечения безопасности ставятся под сомнение права человека и попираются свободы, находят для себя питательную среду вирусы особо опасных социальных болезней, таких как организованная преступность, коррупция, произвол, насилие, экстремизм, безответственность и безнаказанность за совершенное злодеяние. Поэтому исключительно важно, чтобы в пылу борьбы с антиобщественными пороками, направленной якобы на защиту прав, не выплескивали саму идею обеспечения прав человека, не выхолащивали ее суть и не отступали от Конституции страны и главных принципов международного права.
Необходимо снизить все возрастающий уровень злоупотребления правом, появления оценочно-неопределенных норм, сократить противоречия между международным и национальным правом, избыточность законодательного и подзаконного регулирования в сфере личных прав, поднять регулирование общественных отношений в сфере прав человека с отраслевых норм на конституционно-правовой уровень.
В условиях, когда обостряются проблемы практически во всех сферах жизни, ни в коем случае нельзя воспринимать права человека как роскошь. Безусловно, обеспечение фундаментальных прав и свобод требует соответствующих ресурсов и финансирования. Однако их несоблюдение неизбежно приводит к еще большим растратам: девальвации самого ценного - человеческого капитала.
Даже во времена кризиса государство способно при желании гарантировать разумный баланс между решениями, принимаемыми в интересах государства и защиты бизнеса, и необходимостью обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Имеющая место практика решения макроэкономических проблем за счет изъятия средств из "кармана" рядовых граждан путем так называемых "поборов" - безответственна, недальновидна и опасна своими негативным последствиями.
Исходя из оценки современного состояния экономики, социальных институтов, отечественной судебной системы и правоохранительных органов, а также пока еще слабого правового сознания на всех - государственных и общественных - уровнях, можно утверждать, что на современном этапе развития страны разрыв между правовыми постулатами, закрепленными в Конституции Российской Федерации, и реальными механизмами защиты прав, свобод человека и достоинства личности остается глубоким.
В связи с этим настораживает ряд негативных факторов, прямо или косвенно влияющих на состояние прав человека:
- проблема бедности и углубляющееся расслоение общества остаются основными факторами социального неравенства;
- процветает избирательность правосудия. Неравенство возможностей для "избранных" и "рядовых" граждан защитить себя в суде имеет самые негативные последствия для формирования правового государства, ведет к необратимым нравственным и человеческим потерям;
- слабость социальных лифтов, дефицит доверия и отсутствие обратной связи между органами власти разного уровня и населением истощают социальный капитал, порождают гражданскую пассивность и отсутствие веры в возможность полноценной самореализации;
- вызывает беспокойство расцвет "правоограничительного" законотворчества. Исторический опыт ушедшего века свидетельствует, что неумеренное поглощение государством общественно-гражданской, социальной и личной самостоятельности и самодеятельности, в результате которого человек и общество вынуждены жить для государственной машины, всегда заканчивается плачевно. Средствами, сдерживающими трансгрессию государства, когда она выходит за разумные пределы мер, необходимых для защиты страны и обеспечения ее национальных интересов, являются гражданское общество и правозащитные механизмы, в том числе применяемые в деятельности Уполномоченного по правам человека. Важны его упреждающее и непосредственное реагирование на попытки отдельных политиков и общественных деятелей провести через законодательные инициативы "усмирительные" законопроекты, которые откровенно посягают на личные права и свободы граждан, оказывая на них избыточное нормотворческое давление;
- рост агрессивного поведения, непримиримости и неприятия иной точки зрения в противостоянии разного рода групп гражданских активистов по мировоззренческим, политическим и иным мотивам. Крайним выражением происходящей поляризации стало столкновение воинствующего мракобесия с одной стороны и разнузданно-вульгарных "арт-провокаций", осознанно направленных на унижение и оскорбление общепризнанных человеческих ценностей и ничего общего не имеющих с искусством - с другой.
Нельзя не обратить внимание и на следующее обстоятельство. Важнейшие регуляторы общественных отношений: право, мораль и нравственность - теснейшим образом переплетены друг с другом. Эрозия последних неизбежно ведет к разрушению законности. Но моральные и нравственные принципы во многом имеют своим истоком религиозные воззрения, а не только утвердившиеся в обществе традиции светского характера. Для многоконфессиональной России это имеет огромное значение. И дело не только и не столько в свободе совести, сколько в общем принципе светского государства. Необходимо привести основополагающие постулаты той или иной конфессии в соответствие с принципиальными положениями светского государства путем достижения консенсуса между всеми сторонами. Если основополагающие религиозные ценности какой-либо конфессии входят в конфликт с базовыми принципами светского правового государства, то это может стать дополнительным и весьма существенным риском для сохранения общественного согласия, которое зиждется на основе признания единого конституционно-правового пространства. Конфликт такого рода может привести как к искажению правового сознания, так и к определенному "повреждению" нравов.
2015 год - это, прежде всего, год 70-летия победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Несмотря на все проблемы и сложности, общее историческое наследие объединяет народ России, как в самые драматичные времена нашей отечественной истории, что нагляднее всего проявилось в беспрецедентной по своему масштабу народной акции "Бессмертный полк".
Идея преемственности поколений в готовности защищать свою страну дает шанс на консолидацию общественных ресурсов и сбережение нашей социокультурной общности. Это солидарный ответ на беспрецедентную антироссийскую санкционную и информационную кампанию, ведущуюся на фоне общемирового кризиса в экономике, политике, культуре. При этом удручающий международное правозащитное сообщество кризис в области прав человека, проявляющийся в откровенном манипулировании правозащитными принципами на вчера еще уважаемых международных площадках, негативным образом сказывается и на ситуации с правами человека в России.
Лучшие качества нашего народа позволяют надеяться, что общими усилиями нам удастся противопоставить развитие цивилизованных общественных дискуссий по самым животрепещущим проблемам росту немотивированной агрессии, ползучей социальной дискриминации, неуважению к правам других, нетерпимости к иной точке зрения, маргинализации инакомыслящих, а также "охоте на ведьм" и поиску внутренних врагов совсем не там, где зреют истинные угрозы национальной безопасности страны.
Вот почему сейчас, как никогда, необходимы механизмы и процедуры, способствующие снятию разного рода противостояний и острых разногласий как внутри самого общества, так и в его взаимоотношениях с органами государственной власти.
Прежде чем представить Доклад вашему вниманию, необходимо отметить, что предпринята попытка выявления устойчивых тенденций в сфере прав человека, в соответствии с которыми и должна формироваться определенная система действий Уполномоченного.
В связи с этим первая часть Доклада отражает результаты полномасштабного социологического исследования ситуации с правами человека в России в 2015 году, проведенного Фондом "Общественное мнение" (далее ФОМ) по заказу Уполномоченного в 79 субъектах Российской Федерации, а также силами Аппарата Уполномоченного.
Вторая часть - описание наиболее актуальных правозащитных проблем на основе анализа системных проблем в сфере прав человека, а также всего массива поступивших к Уполномоченному обращений.
Третья часть Доклада содержит в себе отчет о работе Уполномоченного за год, перечень конкретных дел, жалоб и обращений граждан, на восстановление нарушенных прав которых были направлены основные усилия Уполномоченного и его Аппарата.
Завершают Доклад адресные рекомендации органам государственной власти, направленные на развитие общегосударственной системы обеспечения прав человека и решение назревших проблем в этой сфере.
Ежегодный Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год подготовлен в соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" для представления Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Следственного комитета Российской Федерации, руководителям субъектов Российской Федерации.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации |
Э.А. Памфилова |
Заключение: рекомендации и предложения государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам по совершенствованию системы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в России
Исходя из изложенных в Докладе проблем защиты и восстановления прав человека, результатов анализа и оценки состояния прав человека и деятельности Уполномоченного в минувшем году, предлагается рассмотреть следующие рекомендации по обеспечению устойчивого развития в сфере прав человека.
Субъектам права законодательной инициативы:
- в сфере совершенствования законодательства о правах человека рекомендуется рассмотреть вопрос о внесении изменений:
- в Федеральный закон от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" в части установления критериев нежелательности на территории Российской Федерации для иностранной или международной организации (глава 2, раздел 2.4, "Нежелательные организации");
- в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" в части уточнения оснований и процедуры государственной регистрации религиозной организации, поэтапного наделения их налоговыми и иными льготами (глава 2, раздел 2.4, "Религиозные объединения");
- в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" в целях расширения права граждан на участие в принятии решений по вопросам местного значения, в том числе в части способа избирания главы муниципального образования (глава 2, раздел 2.4, "Право избирать и быть избранным");
- в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части установления предельного срока пребывания в центрах временного размещения, мест временного содержания и специальных учреждениях для иностранных граждан, в том числе подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, в случае длительного неисполнения судебного решения, также в части дополнения пункта 3.1 статьи 8 положением о сокращении до шести месяцев срока для предоставления вида на жительство соотечественникам пенсионного возраста, которые переехали на жительство в Российскую Федерацию как на историческую родину (глава 2, раздел 2.5, "Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан на территории Российской Федерации");
- в Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" в части установления порядка осуществления различных форм и механизмов общественного контроля (глава 2, раздел 2.3);
- в Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в части ограничения права садоводческого (огороднического, дачного) объединения граждан самостоятельно распределять расположенные на территории данного объединения неиспользуемые земельные участки (глава 2, раздел 2.6, "Опасное нововведение для садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан");
- в Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в части уточнения в пункте 6 статьи 2 понятия "политической деятельности" во избежание необоснованно широкого ее толкования в правоприменительной деятельности (глава 2, раздел 2.4, "Неопределенность понятия "политическая деятельность");
- в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании" в целях обеспечения доступности всех видов образования и устранения дискриминации различных категорий учащихся (глава 2, раздел 2.9);
- в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования механизмов защиты нарушенных трудовых прав (в том числе в части повышения "прозрачности" механизма оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений; установления критериев определения случаев (их открытый перечень), когда работодатель не вправе отказать работнику в предоставлении отпуска без сохранения заработной платы; о досудебном порядке рассмотрения споров об увольнении (глава 2, раздел 2.6, "Трудовые права");
- в федеральное законодательство в целях предотвращения участившихся случаев грубого нарушения коллекторами прав граждан при осуществлении деятельности организаций, направленных на взыскание задолженности по кредитным договорам (глава 2, раздел 2.6, "Экономические права").
- в сфере совершенствования законодательства о деятельности уполномоченных по правам человека предлагается рассмотреть вопросы:
- обеспечения реализации предоставленных Уполномоченному федеральным законодательством процессуальных полномочий, посредством детального закрепления и (или) уточнения норм о них в соответствующих отраслевых процессуальных кодексах и иных законах (глава 2, раздел 2.1);
- увеличения срока подачи Уполномоченному жалобы с одного года (как это установлено действующим законодательством) до двух лет, исчисляемых со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении;
- закрепления в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации норм об ответственности за вмешательство в деятельность уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, воспрепятствование их деятельности, неисполнение их законных требований должностными лицами, а равно неисполнение ими обязанностей в отношении региональных уполномоченных;
- ускорения рассмотрения проекта федерального закона N 686410-6 "О внесении изменений в статью 8 Федерального Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в части расширения прав уполномоченных по правам человека (глава 3, раздел 3.2).
Государственной Думе Российской Федерации рекомендую ускорить рассмотрение следующих законопроектов:
- проект федерального закона N 73983-5, предусматривающего введение кратного зачета времени содержания под стражей "О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации" (по вопросу зачета времени содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу в срок отбывания наказания в виде лишения свободы), предусматривающий введение кратного зачета времени содержания под стражей (глава 2, раздел 2.3, "Контроль за соблюдением прав человека в местах лишения свободы Крымского федерального округа");
- проект федерального закона N 802242-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" с целью устранить правовую неопределенность положений, обуславливающих произвольное применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы (глава 2, раздел 2.3, "Применение физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия в местах лишения свободы");
- проект федерального закона N 957581-6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, закрепляющий ряд новых принципов административной ответственности, включая состязательность и равноправие сторон (глава 2, раздел 2.1, "Актуальные аспекты защиты прав граждан при производстве по делам об административных правонарушениях");
- проект федерального закона N 771372-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения пожарной безопасности", связанный, в том числе, с выжиганием сухой травы (глава 2, раздел 2.10, "Лесное "облысение");
- проект федерального закона N 458458-5 "Об ответственном обращении с животными" (глава 2, раздел 2.10, "О защите человека от животных и животных - от людей").
Правительству Российской Федерации:
- в части подготовки нормативных правовых актов (в том числе предусматривающих расходы из федерального бюджета), предлагается рассмотреть следующие вопросы:
- о разработке проекта федерального закона о внесении изменений в закон "О прокуратуре Российской Федерации" в части определения предельных сроков проведения проверочных мероприятий и сроков исполнения проверяемыми организациями требований прокурора, вытекающих из его полномочий, о представлении необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений (в рамках реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года N 2-П) (глава 2, раздел 2.4, "Право на свободу объединений");
- о разработке проекта федерального закона, устанавливающего порядок выплаты разовой компенсации собственникам жилого помещения, которые не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, и добросовестным приобретателям, от которых было истребовано жилое помещение (в том числе в рамках реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июня 2015 года N 13-П) (глава 2, раздел 2.1, "Гражданский процесс: о расходах и компенсациях");
- об осуществлении комплекса мер по реализации положений статьи 38 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" путем создания независимой от органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья службы защиты прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях (не подменяя прав общественных объединений, осуществляющих контроль за соблюдением прав и законных интересов граждан при оказании психиатрической помощи) (глава 2, раздел 2.8, "О нарушениях прав лиц, содержащихся в психиатрических учреждениях");
- об осуществлении комплекса мер по реализации части 3 статьи 58 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", регламентирующей право граждан на проведение независимой медицинской экспертизы (глава 2, раздел 2.8; глава 3, раздел 3.2);
- о разработке единообразной методики признания принадлежности граждан Российской Федерации к коренным малочисленным народам Российской Федерации в целях полноценной реализации и защиты прав и законных интересов указанных народов; о подготовке проекта федерального закона об этнологической экспертизе при разработке государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов (глава 2, раздел 2.5, "Большие проблемы малочисленных народов");
- рассмотреть возможность продления временного размещения отдельных категорий граждан Украины на территории России до 31 декабря 2016 года и создания для этого специальных комиссий, наделенных правом вносить в органы ФМС ходатайства о включении тех или иных украинских граждан в списки нуждающихся в государственной поддержке;
- ускорить внесение изменений, предусматривающих распространение статуса ветерана боевых действий на граждан, проходящих военную службу, а также обслуживающих воинские части и иных лиц, направленных для выполнения специальных задач в связи с ведением боевых действий на территорию Сирийской Арабской Республики, распространив на них в полном объеме соответствующие меры социальной поддержки, установленные федеральным законом "О ветеранах" (глава 1, раздел 1.1);
об изменении законодательства о формировании платы за капитальный ремонт многоквартирных домов, разработав поддающийся проверке механизм определения уполномоченными органами власти общей потребности в средствах на финансирование услуг и работ по капитальному ремонту жилищного фонда (глава 2, раздел 2.6, "Увеличение поборов - ограничение прав человека");
- об оптимизации уплаты гражданами возросшего земельного налога (глава 2, раздел 2.6, "Увеличение поборов - ограничение прав человека"; глава 3, раздел 3.2);
- о разработке законопроекта "О пробации в Российской Федерации" и создании центров ресоциализации в рамках уголовно-исполнительной системы (глава 2, раздел 2.3, "О необоснованном затягивании создания службы пробации в Российской Федерации");
- о разработке комплекса мер по защите прав человека в местах принудительного содержания в части трудовой занятости, в том числе индивидуальной трудовой деятельности, режима рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда и медицинского обеспечения; (глава 2, раздел 2.3);
- рассмотреть возможность предоставления преимуществ учреждениям ФСИН России в целях увеличения трудовой занятости осужденных на основании Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; (глава 2, раздел 2.3);
- рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" в части, предусматривающей упрощенный механизм приобретения гражданства Российской Федерации гражданами Украины, имеющими регистрацию за пределами Крыма, но в течение длительного времени проживающими на полуострове (глава 2, раздел 2.5, "Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан на территории Российской Федерации");
- предусмотреть комплекс мер, направленных на совершенствование условий приема и размещения, а также улучшение условий нахождения иностранных граждан в специальных учреждениях содержания иностранных граждан, а также выдворения иностранных граждан из России (глава 2, раздел 2.5, "Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан на территории Российской Федерации").
Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъекто
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год от 24 марта 2016 г.
Текст доклада опубликован в "Российской газете" от 24 марта 2016 г. N 61