Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 февраля 2016 г. N 20-АПГ16-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Кирсановой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Сагитова М.А. на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 25 декабря 2015 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска о признании неправомочным состава депутатов Собрания депутатов муниципального образования "Село Алак" Ботлихского района Республики Дагестан шестого созыва.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Сагитов М.А., проживающий в селе Алак Ботлихского района Республики Дагестан, обратился в суд с административным иском о признании неправомочным состава депутатов Собрания депутатов муниципального образования "Село Алак" Ботлихского района Республики Дагестан шестого созыва.
В обоснование заявленного требования Сагитов М.А. ссылался на то, что Собрание депутатов состоит из одиннадцати депутатов и может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Срок полномочий Собрания депутатов составляет пять лет. Заседание Собрания депутатов правомочно при присутствии на нём более половины от числа избранных депутатов.
13 сентября 2015 года состоялись выборы депутатов Собрания депутатов, в результате которых избрано одиннадцать депутатов. 25 сентября 2015 года пять депутатов, в том числе Сагитов М.А., заявили о сложении своих полномочий по собственному желанию.
В этой связи в составе депутатов Собрания депутатов осталось шесть депутатов, что составляет менее двух третей от установленной численности депутатов, то есть, по мнению административного истца, такой состав депутатов является неправомочным.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 25 декабря 2015 года в удовлетворении заявленного Сагитовым М.А. требования отказано.
В апелляционной жалобе Сагитов М.А. просит отменить решение суда и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не находит и считает его правильным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требование Сагитова М.А., сделал правильный вывод о правомочности состава депутатов Собрания депутатов, поскольку в результате дополнительных выборов сформирован правомочный состав депутатов.
Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
В соответствии с частью 1.1 статьи 35 указанного Федерального закона уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нём присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Частью 5 статьи 24 Устава муниципального образования "Село Алак", принятого решением Собрания депутатов от 11 апреля 2015 года N 4, предусмотрено, что заседание Собрания депутатов правомочно при присутствии на нём более половины от числа избранных депутатов.
При избрании представительного органа муниципального образования в правомочном составе полномочия депутатов этого органа в силу пункта 2 части 10 статьи 40 названного Федерального закона могут быть прекращены досрочно в случае их отставки по собственному желанию. При этом в соответствии с частью 11 этой же статьи полномочия депутата в случае его отставки по собственному желанию в установленные данной нормой сроки прекращаются досрочно по решению представительного органа муниципального образования.
При принятии решений представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий его депутатов на основании пункта 8 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" назначаются дополнительные выборы, которые проводятся и в том случае, если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе.
Постановлением участковой избирательной комиссии N 0163 от 16 октября 2015 года N 5 на 20 декабря 2015 года были назначены дополнительные выборы пяти депутатов Собрания депутатов, при этом сроки избирательных действий были сокращены на одну треть.
20 декабря 2015 года решением участковой избирательной комиссии N 0163 названные дополнительные выборы признаны состоявшимися; избрано пять депутатов Собрания депутатов: Гасанов А.Г., Лабазанов З.А., Магомедов К.М., Саидудинов З.М. и Салихов С.О.
Таким образом, Собрание депутатов соответствует требованию, предусмотренному частью 1 статьи 24 Устава муниципального образования "Село Алак", о численности его состава депутатов. Такой состав депутатов представительного органа муниципального образования на основании пункта 2 части 16 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" признан неправомочным быть не может.
Суд первой инстанции при рассмотрении и разрешении дела, хотя и ошибочно исходил из того, что полномочия депутатов, обратившихся с заявлениями о сложении своих полномочий, были досрочно прекращены со дня подачи ими соответствующих заявлений, принял по существу правильное решение об отказе в удовлетворении заявления Сагитова М.А.
Разрешая вопрос о порядке досрочного прекращения полномочий депутата в связи с отставкой по собственному желанию, федеральный законодатель предусмотрел период времени, в течение которого должно быть принято соответствующее решение, предоставив тем самым депутату возможность в указанный срок отозвать своё заявление.
Следовательно, если представительный орган муниципального образования в установленный законом срок не принимает решения по заявлению депутата об отставке по собственному желанию и оно не отозвано, отсутствуют правовые основания считать, что депутат является действующим.
Такое же положение предусмотрено самим Уставом муниципального образования "Село Алак" в абзаце втором части 3 статьи 29, согласно которому, если Собрание депутатов не принимает соответствующее решение в установленный срок, полномочия депутата считаются прекращёнными со дня, следующими за днём окончания тридцатидневного срока.
Доводы апелляционной жалобы Сагитова М.А. основаны на неверном толковании норм материального права и служить поводом для отмены решения суда не могут.
Ссылка на часть 3 статьи 3 регламента Собрания депутатов муниципального образования "Село Алак", утверждённого решением Собрания депутатов от 8 июня 2015 года N 13, согласно которой заседание Собрания депутатов правомочно, если на нём присутствует не менее двух третей от установленного числа его депутатов, противоречит части 5 статьи 24 Устава муниципального образования.
Исходя из указанной нормы, заседание Собрания депутатов правомочно при присутствии на нём более половины от числа избранных депутатов, то есть не менее шести депутатов (в случае избрания одиннадцати депутатов).
И именно в составе шести депутатов Собрание депутатов 15 октября 2015 года приняло решение N 4 о досрочном прекращении депутатских полномочий.
Ссылка в апелляционной жалобе на определение Ботлихского районного суда Республики Башкортостан от 15 декабря 2015 года, которым Собранию депутатов муниципального образования "Село Алак" и участковой избирательной комиссии N 0163 запрещено проведение дополнительных выборов депутатов этого Собрания депутатов, назначенных на 20 декабря 2015 года, правового значения не имеет, так как постановление о назначении дополнительных выборов не отменено, а результаты дополнительных выборов недействующими не признаны.
Кроме того, решением Ботлихского районного суда Республики Дагестан от 5 февраля 2016 года Сагитову М.А. отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконными решения Собрания депутатов муниципального образования "Село Алак" 15 октября 2015 года N 4 о досрочном прекращении депутатских полномочий и постановления участковой избирательной комиссии N 0163 от 16 октября 2015 года N 5 о назначении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования "Село Алак" на 20 декабря 2015 года, а указанное определение суда о применении мер предварительной защиты отменено.
Других доводов, по которым обжалуемое решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба Сагитова М.А. не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 25 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сагитова М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 февраля 2016 г. N 20-АПГ16-3
Текст определения официально опубликован не был