Определение Верховного Суда РФ от 21 марта 2016 г. N 306-ЭС16-644
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,
рассмотрев кассационные жалобы администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области и муниципального унитарного предприятия "Санитарная очистка" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.02.2015 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.10.2015 по делу N А12-3226/2014,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (далее - Управление Росприроднадзора по Волгоградской области, госорган) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Санитарная очистка" (далее - МУП "Санитарная очистка", предприятие) о взыскании 148 761 869 руб. 45 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления, в том числе, за второе полугодие 2011 года в размере 38 615 578 руб. 81 коп., за 2012 год в размере 88 422 777 руб. 64 коп. и за 1 квартал 2013 год в размере 21 723 513 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация городского округа город Урюпинск Волгоградской области (далее - администрация) и комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области (далее - комитет).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 04.06.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014, с предприятия в доход бюджета взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за второе полугодие 2011 год в размере 270 203 руб. 34 коп., за 2012 год в размере 771 269 руб. 16 коп. и за 1 квартал 2013 год в размере 212 936 руб. 21 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 30.10.2014 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.02.2015 с предприятия в доход бюджета взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за второе полугодие 2011 года - 1 805 312 руб. 71 коп., за 2012 год - 3 068 124 руб. 75 коп. за 1 квартал 2013 года - 3 400 707 руб. 35 коп. В остальной части иск оставлен без удовлетворения.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 решение от 09.02.2015 отменено в части взыскания с предприятия в доход бюджета задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за второе полугодие 2011 года в размере 1 805 312 руб. 71 коп., за 2012 год в размере 3 068 124 руб. 75 коп. за 1 квартал 2013 года в размере 3 400 707 руб. 35 коп, в удовлетворении иска в указанной части отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29.10.2015 постановление от 30.06.2015 отменено, решение от 09.02.2015 оставлено в силе.
В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, администрация и предприятие просят отменить решение суда первой инстанции и постановление суда округа в части взыскания с предприятия в доход бюджета задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, и оставить в силе постановление суда апелляционной инстанции.
Заявители указывают, что суд взыскал с предприятия плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов, собственником которых МУП "Санитарная очистка" не является, и которые были собраны последним у заказчиков по договорам об оказании услуг по сбору, транспортировке и размещению твердых бытовых отходов. За указанные отходы плата внесена самостоятельно контрагентами предприятия. Предприятие также самостоятельно производит расчет платы за отходы производства и потребления, которые образовались в процессе его деятельности, и своевременно осуществило эту плату на основании документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленных Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Суды, приняв расчеты истца, произведенные за 2011, 2012 и 2013 годы, не учли взыскиваемый период и не произвели из него арифметический расчет, а также уже внесенные предприятием суммы за отходы, на которые были выделены лимиты и которые образованы в результате его деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6, статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем таких оснований по результатам изучения состоявшихся по делу судебных актов и доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из судебных актов, на основании информации, поступившей из прокуратуры Волгоградской области, и распоряжения от 21.11.2013 N 178 Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требования законодательства в области охраны окружающей среды, в ходе которой установлено следующее.
МУП "Санитарная очистка" оказывает услуги муниципальному образованию, юридическим и физическим лицам по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов, осуществляет хозяйственную деятельность по адресам: г. Урюпинск, ул. Б. Мушкетовская, 28; г. Урюпинск, ул. Л. Чайкина, 53; г. Урюпинск, пр. Ленина, 48.
В аренду предприятию предоставлен администрацией земельный участок из земель населенных пунктов города Урюпинска Волгоградской области, площадью 136 753 кв. м, расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Урюпинск, микрорайон Гора Восточная, 87, для временного складирования твердых бытовых отходов на основании договора аренды от 04.10.2013 N 43.
Территория свалки по адресу г. Урюпинск, Гора Восточная, 87 находится в искусственно созданном понижении рельефа в непосредственной близости от дороги и населенного пункта. Территория свалки не имеет гидроизоляции, ограждения, доступ к свалке является свободным. На момент осмотра места свалки установлены следы сжигания отходов с изоляцией горевшей массы отходов. Все отходы, размещенные на свалке, не отвечают требованиям санитарного и экологического законодательства и находятся несанкционированно.
Сведения для внесения в государственный реестр объектов размещения отходов предприятием не подавались.
Мониторинг за состоянием компонентов природной среды МУП "Санитарная очистка" как лицом, в пользовании которого находится объект размещения отходов, не ведется. Предприятием фактически осуществляется деятельность в отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В нарушение требований статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" отсутствует лицензия на размещение IV класса опасности.
По результатам проведенной проверки Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области доначислена плата за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления в сумме 148 761 869 руб. 45 коп.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд округа, исходил из того, что МУП "Санитарная очистка" является субъектом отношений в сфере обращения с отходами, поскольку занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", следовательно, в силу статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
При этом суд указал, что МУП "Санитарная очистка" допущены нарушения в сфере природного законодательства, а именно: деятельность по размещению отходов осуществлялась без лицензии; все отходы, размещенные на свалке, не отвечают требованиям санитарного и экологического законодательства; сведения для внесения в государственный реестр объектов размещения отходов не подавались; на свалке размещаются, в том числе, отходы IV класса опасности; мониторинг за состоянием компонентов природной среды предприятием как лицом, в пользовании которого находится объект размещения отходов, не ведется; деятельность фактически осуществляется в отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Принимая во внимание отсутствие доказательств классности отходов и их количества в замере в спорный период, суд пришел к выводу о том, что плата за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления за 2 полугодие 2011 года составляет 1 805 312 руб. 71 коп., за 2012 год - 3 068 124 руб. 75 коп., за 1 квартал 2013 года - 3 400 707 руб. 35 коп.
Ссылка администрации на судебные акты по делу N А12-6649/2015 отклоняется, поскольку они приняты по иным основаниям и с учетом конкретных обстоятельств спора.
Изложенные в кассационных жалобах доводы не опровергают выводы судов и основаны на неправильном толковании правовых норм
Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
отказать в передаче кассационных жалоб администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области и муниципального унитарного предприятия "Санитарная очистка" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 21 марта 2016 г. N 306-ЭС16-644 по делу N А12-3226/2014
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11881/2021
22.03.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-19533/17
20.01.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-14089/16
18.10.2016 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-3226/14
14.09.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8913/16
25.02.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-600/16
29.10.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1351/15
30.06.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2887/15
09.02.2015 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-3226/14
30.10.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-16230/13
20.08.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6624/14
04.06.2014 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-3226/14