Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 24 марта 2016 г. N 03-03-06/1/16569
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения пункта 2 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и сообщает следующее.
По долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, если иное не установлено статьей 269 НК РФ.
Согласно абзацу третьему пункта 2 статьи 269 НК РФ на последнее число каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщик обязан исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 08.03.2015 N 32-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 32-ФЗ) в целях определения предельной величины процентов, подлежащих включению в состав расходов по налогу на прибыль организаций в период с 1 июля 2014 года по 31 декабря 2016 года, положения пункта 2 статьи 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в отношении долговых обязательств, возникших до 1 октября 2014 года, применяются с учетом указанных в названной статье особенностей.
Согласно пункту 1 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
Следовательно, при применении положений пункта 2 статьи 269 НК РФ, следует учитывать, что если условиями договора предусмотрена выдача займа частями (траншами), то каждый новый транш, в ходе которого заемщику перечисляются денежные средства, необходимо рассматривать как возникшее долговое обязательство.
Из указанного следует, что пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 32-ФЗ применяется в отношении траншей (долговых обязательств), возникших до 1 октября 2014 года.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если условиями договора предусмотрена выдача займа частями (траншами), то каждый новый транш, в ходе которого заемщику перечисляются денежные средства, необходимо рассматривать как возникшее долговое обязательство.
Согласно НК РФ на последнее число каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщик обязан исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления суммы процентов, начисленных в каждом отчетном (налоговом) периоде, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего периода.
В НК РФ были внесены изменения. Так, в целях налогообложения прибыли в период с 1 июля 2014 г. по 31 декабря 2016 г. предельный размер процентов по контролируемой задолженности перед иностранной организацией в отношении долговых обязательств, возникших до 1 октября 2014 г., определяется с учетом особенностей, установленных НК РФ.
Разъяснено, что указанные особенности применяются в отношении траншей (долговых обязательств), возникших до 1 октября 2014 г.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 24 марта 2016 г. N 03-03-06/1/16569
Текст письма официально опубликован не был