Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Положение
о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля.
2. Настоящее Положение применяется при осуществлении саморегулируемыми организациями аудиторов и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим внешний контроль качества работы аудиторских организаций (далее - уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору), внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов.
Для целей настоящего Положения саморегулируемые организации аудиторов и уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору именуются субъектами внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов.
3. Принципы осуществления внешнего контроля качества работы и требования к организации указанного контроля, установленные настоящим Положением, могут применяться саморегулируемыми организациями аудиторов при определении в составе правил организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов правил, относящихся к организации и осуществлению внешнего контроля качества работы членов-аудиторов, не являющихся индивидуальными аудиторами.
4. Основными принципами осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов (далее - ВККР) являются:
а) осуществление ВККР в отношении всех аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов (далее - объект ВККР);
б) независимость ВККР;
в) обеспеченность финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами;
г) надлежащий уровень профессиональной компетентности работников, осуществляющих ВККР (далее - контролеры);
д) прозрачность процедуры назначения контролеров для проведения внешней проверки качества работы объекта ВККР (далее - внешняя проверка);
е) отчетность о состоянии и результатах ВККР;
ж) публичность результатов ВККР;
з) обеспечение устранения проверенным объектом ВККР нарушений и недостатков, выявленных по результатам внешней проверки.
5. При осуществлении ВККР контролер руководствуется требованиями независимости, профессиональной компетентности, должной тщательности.
6. Независимость контролера состоит в том, что при проведении контрольного мероприятия он независим от объекта ВККР, в том числе:
а) не состоит в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого с собственниками и (или) должностными лицами объекта ВККР;
б) не являлся в проверяемый период и не является в период проведения контрольного мероприятия собственником, должностным лицом и (или) иным работником объекта ВККР;
в) не был связан в проверяемый период и не связан в период проведения контрольного мероприятия финансовыми отношениями с объектом ВККР.
Контролер должен принимать меры по предотвращению конфликта интересов между ним и проверяемым объектом ВККР при проведении внешней проверки.
7. Профессиональная компетентность контролера состоит в том, что:
а) при осуществлении ВККР он обладает необходимыми профессиональными знаниями в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и навыками проведения внешних проверок;
б) он постоянно поддерживает указанные знания и навыки на должном уровне.
8. Должная тщательность контролера состоит в своевременном и точном исполнении им обязанностей, предусмотренных настоящим Положением, программой внешней проверки, а также соответствующими актами, регулирующими соответственно деятельность контролера при организации и осуществлении ВККР.
II. Требования к организации ВККР
9. При организации ВККР субъект ВККР должен обеспечить:
а) систематическое проведение внешних проверок объектов ВККР;
б) необходимые полномочия контролеров;
в) независимость ВККР от проверяемого объекта ВККР, в частности, в следующих вопросах организации и осуществления ВККР: установления правил организации и осуществления ВККР, финансирования ВККР, назначения контролеров и принятия решения по результатам внешней проверки;
г) независимость контролеров, предотвращение возникновения конфликта интересов между контролерами и проверяемым объектом ВККР, соблюдение конфиденциальности информации клиентов объекта ВККР;
д) обучение контролеров методике проведения внешних проверок, контроль знаний и навыков контролеров;
е) информирование объекта ВККР о результатах внешних проверок;
ж) контроль за своевременностью и полнотой исполнения объектом ВККР действий по устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам внешней проверки;
з) применение мер дисциплинарного и иного воздействия в отношении тех объектов ВККР, которые отказываются проходить ВККР, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию, не предпринимают необходимые действия по устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам внешних проверок, а также тех объектов ВККР, в чьей работе выявляются серьезные нарушения и недостатки.
10. ВККР подлежит планированию. Планирование ВККР осуществляется путем составления и утверждения субъектом ВККР плана ВККР на следующий календарный год.
План ВККР размещается субъектом ВККР на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.
11. План ВККР представляет собой перечень внешних проверок, которые планируется осуществить в календарном году. В плане ВККР по каждой внешней проверке устанавливается, в частности, объект ВККР, дата начала и срок проведения внешней проверки.
12. План ВККР составляется на основе циклического подхода и (или) риск-ориентированного подхода.
13. Циклический подход предполагает установление на основе требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 15; 2010, N 27, ст. 3420; N 51, ст. 6810; 2011, N 1, ст. 12; N 19, ст. 2716; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6728; 2013, N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 52, ст. 6961; 2014, N 10, ст. 954; N 49, ст. 6912) (далее - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности") максимального периода, по истечении которого внешняя проверка объекта ВККР проводится в обязательном порядке. При этом для разных групп объектов ВККР может устанавливаться разная периодичность проведения внешних проверок.
14. Риск-ориентированный подход предполагает отбор объектов ВККР на основе анализа рисков их аудиторской деятельности. При этом во внимание принимаются, в частности, следующие риски аудиторской деятельности объектов ВККР:
а) количество клиентов объекта ВККР, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
б) количество иных клиентов объекта ВККР, которые считаются общественно значимыми;
в) результаты предыдущих внешних проверок, в том числе выявленные недостатки в организации и осуществлении внутреннего контроля качества работы объекта ВККР, нарушения требования независимости аудиторов и аудиторских организаций, несоблюдение требования обучения по программам повышения квалификации аудиторов.
При использовании риск-ориентированного подхода субъект ВККР должен обеспечить установленную Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" периодичность проведения внешних проверок каждого объекта ВККР.
15. При планировании ВККР учитывается также степень обеспеченности ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми), реальность сроков проведения внешних проверок, равномерность нагрузки на контролеров, наличие резерва времени для выполнения внеплановых внешних проверок и другие факторы.
16. Осуществление ВККР подлежит систематическому мониторингу.
17. Предметом мониторинга осуществления ВККР является соблюдение Федерального закона "Об аудиторской деятельности", настоящего Положения, соответствующих актов, регулирующих организацию и осуществление ВККР, а также исполнение плана ВККР.
18. Мониторинг осуществления ВККР ведется субъектом ВККР, который определяет формы, методы, периодичность и сроки такого мониторинга.
19. Субъект ВККР обеспечивает систематическое (за квартал, полугодие или год) обобщение результатов мониторинга осуществления ВККР.
20. Результаты ВККР обобщаются субъектом ВККР в годовом отчете о состоянии ВККР. Годовой отчет о состоянии ВККР размещается субъектом ВККР на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.
Годовой отчет о состоянии ВККР может включать результаты внешних проверок, раскрывающие информацию о конкретных объектах ВККР или их клиентах.
21. Субъект ВККР должен установить критерии оценки результативности ВККР в целом, а также работы контролеров.
22. В случае, когда внешнюю проверку проводит группа контролеров, эту группу возглавляет ее руководитель, назначенный субъектом ВККР.
Руководитель группы контролеров организует внешнюю проверку, осуществляет сам и организует контроль за работой контролеров, входящих в группу, и результатами внешней проверки, информирует о результатах внешней проверки объект ВККР, осуществляет сам и организует взаимодействие группы контролеров с объектом ВККР, подписывает отчет (акт) о внешней проверке.
23. Группа контролеров должна включать количество контролеров, обеспечивающее проведение внешней проверки в установленные сроки.
24. Проведение каждой внешней проверки подлежит подготовке. Целью подготовки внешней проверки является обеспечение ее качества, результативности и своевременности.
25. При подготовке внешней проверки:
а) осуществляется сбор информации об объекте ВККР, необходимой для организации внешней проверки;
б) определяется объем внешней проверки;
в) рассматривается в предварительном порядке общий подход к проведению внешней проверки;
г) определяются этапы проведения внешней проверки;
д) определяются требования к контролерам, необходимые для проведения внешней проверки, формируется группа контролеров, и распределяются обязанности между членами этой группы;
е) составляется программа внешней проверки;
ж) информируется объект ВККР о дате начала и сроках проведения, проверяемом периоде, предмете и объеме внешней проверки.
26. Объем внешней проверки определяется перечнем и характером процедур контроля, которые необходимы для достижения цели внешней проверки при данных обстоятельствах.
27. Программа внешней проверки составляется и утверждается до начала внешней проверки.
28. Программа внешней проверки должна содержать, в частности: тему внешней проверки; наименование объекта ВККР; проверяемый период; перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе внешней проверки.
29. Программа внешней проверки должна быть построена таким образом, чтобы контролеры были уверены в том, что:
а) объект ВККР имеет надлежащую организацию внутреннего контроля качества работы;
б) объект ВККР выполняет все требования внутреннего контроля качества работы;
в) объект ВККР и его аудиторы соблюдали Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", стандарты аудиторской деятельности, кодекс профессиональной этики аудиторов, правила независимости аудиторов и аудиторских организаций;
г) объект ВККР соблюдал требования по противодействию коррупции, противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, при оказании юридических или бухгалтерских услуг в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 30 ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2005, N 47, ст. 4828; 2006, N 31, ст. 3446, 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 31 ст. 3993, 4011; N 49, ст. 6036; 2009, N 23, ст. 2776; N 29, ст. 3600; 2010, N 28 ст. 3553; N 30, ст. 4007; N 31, ст. 4166; 2011, N 27, ст. 3873; N 46, ст. 6406; 2012, N 30, ст. 4172; N 50 ст. 6954; 2013, N 19, ст. 2329, N 26, ст. 3207; N 44, ст. 5641; N 52, ст. 6968; 2014, N 19, ст. 2311, 2315, 2335; N 23, ст. 2934; N 30, ст. 4214, 4219; 2015, N 1, ст. 14, 37, 58; N 18, ст. 2614; N 24, ст. 3367; N 27, ст. 3945, 3950, 4001), а также обязанности по информированию учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя о ставших ему известными случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе о случаях подкупа иностранных должностных лиц, случаях иных нарушений законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев.
30. В ходе внешней проверки осуществляются:
а) оценка правил внутреннего контроля качества работы объекта ВККР;
б) определение эффективности организации внутреннего контроля качества работы объекта ВККР;
в) оценка достоверности последней по времени отчетности объекта ВККР об аудиторской деятельности исходя из результатов действий, предусмотренных подпунктами "а" и "б" настоящего пункта.
31. Оценка правил внутреннего контроля качества работы объекта ВККР осуществляется, в частности, в отношении следующих вопросов:
а) соблюдение объектом ВККР Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики аудиторов, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций;
б) численность и профессиональный уровень аудиторов объекта ВККР, а также соблюдение аудиторами требования обучения по программам повышения квалификации;
в) соблюдение требований, установленных частью 2 статьи 8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", а также условия, согласно которому порядок выплаты и размер денежного вознаграждения объекту ВККР за проведение аудита (в том числе обязательного) не зависит и не определяется оказанием аудируемому лицу прочих услуг.
32. Определение эффективности организации внутреннего контроля качества работы объекта ВККР осуществляется путем проверки соблюдения правил внутреннего контроля качества работы объекта ВККР, а также рабочей документации аудитора по конкретным аудиторским заданиям по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - аудиторское задание).
Указанная проверка проводится в отношении аудиторских заданий, отобранных на основе анализа риска ненадлежащего проведения аудита. Для рассмотрения в ходе внешней проверки отбираются, как правило, завершенные в проверяемый период аудиторские задания.
33. Проверка рабочей документации аудитора в отношении конкретных аудиторских заданий должна предусматривать оценку:
а) наличия и эффективности внутреннего контроля качества работы объекта ВККР и качества выполнения аудиторского задания;
б) соблюдения Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики аудиторов, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций;
в) достаточности, надлежащего характера, надежности аудиторских доказательств, содержащихся в рабочей документации аудитора;
г) обоснованности аудиторского заключения с учетом обстоятельств выполнения аудиторского задания.
34. В ходе внешней проверки должно осуществляться наблюдение за работой контролеров. Наблюдение осуществляется для достижения цели внешней проверки и обеспечения качества работы контролеров.
35. Наблюдению в ходе внешней проверки подлежит:
а) работа каждого контролера независимо от занимаемой должности, квалификации и опыта;
б) работа, выполняемая на каждом этапе внешней проверки.
36. Наблюдение в ходе внешней проверки осуществляется руководителем группы контролеров, а также более опытными контролерами в отношении работы менее опытных контролеров.
37. Наблюдение в ходе внешней проверки осуществляется по мере проведения этой проверки до составления отчета (акта) о внешней проверке.
38. В ходе наблюдения должна быть получена достаточная уверенность в том, что:
а) контролеры имеют единое четкое понимание программы внешней проверки;
б) внешняя проверка проводится в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", настоящим Положением, а также соответствующими актами, регулирующими соответственно деятельность контролера при организации и осуществлении ВККР;
в) программа внешней проверки исполняется;
г) рабочая документация содержит доказательства, подтверждающие выводы, сделанные по результатам выполнения процедур контроля;
д) все оценки и выводы, сделанные в ходе и по результатам выполнения процедур контроля, обоснованы и подтверждены доказательствами;
е) все ситуации, связанные с ошибками, недостатками и необычными обстоятельствами, были надлежащим образом выявлены, задокументированы и разрешены либо на них было обращено внимание руководителя группы контролеров и (или) более опытных контролеров;
ж) достигается цель внешней проверки;
з) отчет (акт) о внешней проверке надлежащим образом отражает результаты внешней проверки.
39. При проведении внешней проверки должны быть получены доказательства, подтверждающие результаты этой проверки.
К доказательствам относятся описание системы внутреннего контроля качества работы объекта ВККР, рабочие документы аудитора, отчетность объекта ВККР, результаты процедур контроля, проведенных в ходе внешней проверки, письменные заявления должностных лиц объектов ВККР, а также документы и сведения, полученные из других достоверных источников.
40. Доказательства получают в результате следующих процедур контроля:
а) получения информации о: характере и масштабах аудиторской деятельности объекта ВККР и применяемых им формах и методах проведения аудита; системе внутреннего контроля качества работы; процедурах соблюдения норм профессиональной этики и независимости аудиторов и аудиторских организаций; процедурах обучения по программам повышения квалификации аудиторов;
б) тестирования эффективности процедур мониторинга, применявшихся объектом ВККР в проверяемый период, а также оценки того, насколько контролеры могут полагаться на эти процедуры;
в) проверки соблюдения правил внутреннего контроля качества выполнения конкретных аудиторских заданий;
г) повторной оценки достаточности объема внешней проверки путем анализа результатов этой проверки с целью определения, необходимы ли дополнительные процедуры контроля;
д) обсуждения результатов работы контролеров, а также отчета (акта) о внешней проверке с представителями объекта ВККР;
е) проведения иных процедур контроля.
41. Проведение внешней проверки подлежит документированию.
42. Рабочая документация (рабочие документы), включающая документы и иные материалы, подготавливаемые либо получаемые в связи с проведением внешней проверки, составляется при подготовке и проведении внешней проверки, а также при осуществлении наблюдения в ходе этой провер
<< Назад |
||
Содержание Приказ Минфина России от 18 декабря 2015 г. N 203н "Об утверждении Положения о принципах осуществления внешнего контроля качества... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.