Постановление Верховного Суда РФ от 2 марта 2016 г. N 20-АД16-2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев жалобу и.о. главы городского округа "город Дагестанские Огни" и главы администрации городского округа "город Дагестанские Огни" Халилова А.М, на вступившие в законную силу постановление судьи городского суда г. Дагестанские Огни Республики Дагестан от 16 февраля 2015 г., решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 24 апреля 2015 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Дагестан от 3 сентября 2015 г., вынесенные в отношении администрации городского округа "город Дагестанские Огни" (далее также администрация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи городского суда г. Дагестанские Огни Республики Дагестан от 16 февраля 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 24 апреля 2015 г. и постановлением заместителя председателя Верховного Суда Республики Дагестан от 3 сентября 2015 г., администрация городского округа "город Дагестанские Огни" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, и.о. главы городского округа "город Дагестанские Огни" и главы администрации городского округа "город Дагестанские Огни" Халилов А.М. просит об отмене постановлений, состоявшихся в отношении администрации по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, 3 февраля 2015 г. в ходе мероприятий по контролю, проведенных на территории г. Дагестанские Огни Республики Дагестан должностным лицом территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в г. Дербенте, было выявлено нарушение требований статей 11, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88, выразившееся в том, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов с территории города не производится, имеется сваленный в кучу мусор по всему городу, образовались стихийные мусорные свалки, мусорные контейнеры везде переполнены и не вывозятся, на контейнерных площадках и вокруг них образовались кучи не вывезенного мусора.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации городского округа "город Дагестанские Огни" к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции, действовавшей до изменений, внесенных Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ) (далее - Федеральный закон об отходах производства и потребления) отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранением отходов является складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
В силу пункта 3 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ), пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ) и пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до изменений, внесенных Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона об отходах производства и потребления (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что администрация городского округа "город Дагестанские Огни" осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами.
Такие виды деятельности как сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов и иное обращение с отходами производства и потребления не относятся к уставной деятельности администрации.
При этом полномочия администрации городского округа "город Дагестанские Огни" по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, администрация городского округа "город Дагестанские Огни" не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах постановление судьи городского суда г. Дагестанские Огни Республики Дагестан от 16 февраля 2015 г., решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 24 апреля 2015 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Дагестан от 3 сентября 2015 г., вынесенные в отношении администрации городского округа "город Дагестанские Огни" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
жалобу и.о. главы городского округа "город Дагестанские Огни" и главы администрации городского округа "город Дагестанские Огни" Халилова А.М. удовлетворить.
Постановление судьи городского суда г. Дагестанские Огни Республики Дагестан от 16 февраля 2015 г., решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 24 апреля 2015 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Дагестан от 3 сентября 2015 г., вынесенные в отношении администрации городского округа "город Дагестанские Огни" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 2 марта 2016 г. N 20-АД16-2
Текст постановления официально опубликован не был