Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ОАО "Московский научно-исследовательский и проектный институт объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения "Моспроект-4" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГАУК г. Москвы ПКиО "Сокольники" (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ по созданию парка Ходынское поле (реестровый N 31502993646) (далее - Конкурс), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
в адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика при проведении Конкурса выразились в неправомерном проведении закупки, в неверном содержании протоколов закупки, нарушающих информационную открытость закупки, в отсутствии порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. А также один из участников закупки предоставил недостоверные сведения.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ГАУК г. Москвы ПКиО "Сокольники" (далее - Положение о закупках).
24.11.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.
Согласно извещению о проведении Конкурса от 24.11.2015 дата окончания подачи заявок - 24.12.2015, дата рассмотрения заявок - 30.12.2015, дата подведения итогов Конкурса - 30.12.2015.
Из протокола рассмотрения от 30.12.2015 N 31502993646-02 следует, что все участники были допущены к участию в Конкурсе. Победителем по итогам Конкурса признано ООО "Кляйневельт Архитектен" с итоговым баллом - 52,50 (по критериям: "Цена договора" - 5,00 баллов, "Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров (работ, услуг). Качество услуг." - 100 баллов, "Квалификация участника закупки - 100 баллов"). Заявителю присвоено второе место с итоговым баллом - 43,55 (по критериям: "Цена договора" - 5,10 баллов, "Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров (работ, услуг). Качество услуг." - 100 баллов, "Квалификация участника закупки - 10 баллов").
В соответствии с доводом жалобы Заявителя, нарушения со стороны Заказчика при проведении Конкурса выразились в следующем:
1. в неразмещении в составе плана закупок Заказчика проводимого Конкурса;
2. в невключении в состав протоколов всех сведений, предусмотренных Положением о закупках и Конкурсной документацией;
3. в наличии в составе Конкурсной документации субъективного порядка оценки заявок участников Конкурса;
4. в необоснованном присвоении ООО "КЛЯЙНЕВЕЛЬТ АРХИТЕКТЕН" максимального балла по критерию "Квалификация участника закупки".
В ходе заседания Комиссии, Заказчик с доводами жалобы Заявителя не согласился и представил письменные возражения, согласно которым Конкурс присутствует в составе плана закупок Заказчика.
Вместе с тем, протокол рассмотрения заявок и протокол оценки заявок объединены в единый протокол "Рассмотрения и оценки заявок" при том, что требования к сведениям, отражаемым в протоколе, сохранены в полном объеме в соответствии с требованиями Положения о закупках и Конкурсной документации.
При этом, Конкурсная комиссия производит сравнительную оценку сведений, представленных в заявке каждого участника, с порядком оценки, изложенным в Конкурсной документации.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
1. В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о закупках Заказчик размещает в единой информационной системе план закупок товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В ходе заседания Комиссия установила, что в плане закупок Заказчика N 197, размещенном на Официальном сайте, содержатся сведения о проводимом Конкурсе.
Исходя из вышеизложенного, в действиях Заказчика не усматриваются нарушения в части неразмещения в составе плана закупок сведений о проводимом Конкурсе.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса необоснованной в части довода относительно неразмещения в составе плана закупок Заказчика проводимого Конкурса.
2. В соответствии с пунктом 22.7. Положения о закупках по результатам вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе составляется протокол вскрытия конвертов, который должен содержать следующие сведения:
- состав присутствующих членов Закупочной комиссии при вскрытии конвертов с заявками;
- общее количество поступивших заявок на участие в конкурсе, перечень заявок, перечень участников закупки, представивших заявки на участие в конкурсе;
- наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица) и адрес (место нахождения) каждого участника закупки, конверт с заявкой на участие в конкурсе которого вскрывается;
- информацию, которая была оглашена в ходе закупки;
- условия исполнения договора, указанные в такой заявке и являющиеся критерием оценки заявок на участие в конкурсе;
- информацию о признании конкурса несостоявшимся в случае, если он был признан таковым, с указанием причин признания конкурса несостоявшимся;
- сведения о заявках, поданных с нарушением сроков, установленных конкурсной документацией.
Согласно пункту 23.5. Положения о закупках на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе Закупочной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника закупки и о признании участника закупки, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником закупки или об отказе в допуске такого участника закупки к участию в конкурсе, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который ведется Закупочной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами Закупочной комиссии в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с пунктом 23.6. Положения о закупках, пунктом 6.5. Конкурсной документации протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе должен содержать:
- сведения об участниках закупки, подавших заявки на участие в конкурсе;
- решение о допуске участника закупки к участию в конкурсе и о признании его участником закупки или об отказе в допуске участника закупки к участию в конкурсе с обоснованием такого решения и с указанием пунктов и разделов настоящего Положения, которым не соответствует участник закупки, положений конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в конкурсе этого участника закупки, положений такой заявки, не соответствующих требованиям конкурсной документации;
- информацию о признании конкурса несостоявшимся в случае, если он был признан таковым, с указанием причин признания конкурса несостоявшимся.
Пунктом 7.7. Конкурсной документации установлено, что Конкурсная комиссия ведет протокол оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, в котором должны содержаться следующие сведения:
- о месте и дате проведения оценки и сопоставления таких заявок;
- об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений Положения о закупке и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, положений такой заявки на участие в конкурсе, которые не соответствуют требованиям конкурсной документации;
- о порядке оценки и о сопоставлении заявок на участие в конкурсе;
- о принятом на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе решении;
- о присвоении заявкам на участие в конкурсе порядковых номеров;
- о решении Закупочной комиссии о присвоении заявкам на участие в конкурсе значений по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе;
- наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (при наличии) (для физических лиц) и адреса (место нахождения) участников закупки, заявкам на участие в конкурсе которых присвоен первый и второй номера.
В ходе заседания Комиссия установила, что Заказчик разместил на Официальном сайте 2 (два) протокола:
1. протокол открытия доступа к заявкам от 24.12.2015 N 31502993646-01;
2. протокол рассмотрения и оценки заявок от 30.12.2015 N 31502993646-02.
При этом, протокол рассмотрения заявок и протокол оценки заявок объединены в единый протокол "Рассмотрения и оценки заявок".
Вместе с тем, вышеуказанные протоколы содержат все сведения, требование об указании которых изложено в Положении о закупках и Конкурсной документации.
Кроме того, состав присутствующих членов Конкурсной комиссии отражен в протоколе в листе подписей протокола, который отсутствует в электронной форме, однако на заседание Комиссии был представлен оригинальный вариант, в составе которого данный лист присутствует.
Исходя из вышеизложенного, протоколы, размещенные на Заказчиком на Официальном сайте, содержат все необходимые требования, регламентированные Положением о закупках и Конкурсной документацией.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса необоснованной в части довода относительно невключения в состав протоколов всех сведений, предусмотренных Положением о закупках и Конкурсной документацией.
3. В соответствии с Приложением N 1 к Информационной карте Конкурсной документации критериями оценки заявок на участие в Конкурсе могут быть следующие критерии:
- цена договора, цена единицы товара, работы, услуги;
- срок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- условия оплаты товаров, работ, услуг;
- функциональные, качественные и экологические характеристики товаров (работ, услуг;
- качество технического предложения участника закупки при закупке выполнения работ, оказания услуг;
- квалификация участника закупки, в том числе:
- ресурсы (трудовые, финансовые, материальные, технические и иные);
- опыт участника закупки, сотрудников участника закупки, непосредственных исполнителей, - коллектива исполнителей и т.п.;
- деловая репутация (данные об оценке деятельности лица в профессиональной сфере - награды, грамоты, данные рейтингов, сведений об участии в выставках и иная);
- срок представляемых гарантий качества товаров, работ, услуг.
Вместе с тем, критериями, в соответствии с которыми оценивались заявки участников Конкурса, являются:
1. "Цена договора, цена единицы продукции";
2. "Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров (работ, услуг)";
3. "Квалификация участника закупки".
В составе Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров (работ, услуг)" (значимость критерия: 40%):
Оценивается предложение участника закупки по организационным методам и качеству выполнения работ.
Для оценки заявок по критерию производится сопоставление заявок участников и каждой заявке выставляется значение в баллах в соответствии со шкалой:
1. содержательное и развернутое организационно-техническое предложение участника закупки, содержащее организационно-управленческие решения и информацию о внутренней структуре организации участника, с приложением схемы внутренней структуры организации либо ее описанием, с описанием функций отделов, подразделений и т.д. их взаимодействия и задействования для обеспечения требуемого результата при выполнении работ по предмету закупки с приложением распорядительных документов (распоряжения, решения, приказы и т.д. о создании соответствующих структурных подразделений) обеспечивающих выполнение комплекса работ (услуг) по предмету закупки в полном соответствии с требованиями технического задания, действующих нормативных документов, содержащее рациональные организационные предложения по взаимодействию с Заказчиком, содержащее рациональные предложения по применяемым прогрессивным подходам, управленческим технологиям, методам и техническим решениям, позволяющим выполнить работы в установленные сроки, улучшающим качество выполняемых работ и контроль качества за выполняемыми работами, в том числе и в соответствии с принятыми стандартами организации, обеспечивающее достижение наилучшего результата для заказчика, оценивается в 100 баллов;
2. организационно-техническое предложение, обеспечивающее выполнение работ по предмету закупки в соответствии с требованиями технического задания, действующих нормативных документов, содержащее предложения по применяемым подходам, управленческим технологиям, методам и решениям по выполнению работ по предмету закупки, по совокупности признаков (целостность, применимость и результативность), не позволяющие определить их как рациональные, содержащее предложения по контролю качества за выполняемыми работами, в том числе и в соответствии с принятыми стандартами организации, обеспечивающее достижение заявленного результата для заказчика, оценивается в 50 баллов;
3. организационно-техническое предложение участника закупки, обеспечивающее выполнение работ по предмету закупки в соответствии с требованиями технического задания, действующих нормативных документов, содержащее описание применяемых управленческих технологий, методов и решений, либо не учитывающих современные тенденции и не содержащее рациональные предложения по улучшению качества выполняемых работ, качества взаимодействия с заказчиком или по контролю качества за выполняемыми работами, без конкретных ссылок на собственные стандарты, обеспечивающее достижение требуемого результата для заказчика, оценивается в 20 баллов;
4. отсутствие в составе заявки участника закупки предложения по организационным методам и качеству выполнения работ, либо наличие в заявке предложения, не соответствующего требованиям технической части конкурсной документации оценивается в 0 баллов.
Количество баллов, присваиваемых заявке участника по данному показателю, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии, с учетом коэффициента значимости показателя.
Рейтинг заявки по критерию оценки "Функциональные, качественные и экологические характеристики товаров (работ, услуг)" равен оценке в баллах, полученной участником закупки по результатам оценки по критерию с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
Исходя из вышеизложенного, установленный в Конкурсной документации порядок оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров (работ, услуг)" раскрыт не полностью и приводит к субъективному начислению баллов членами Конкурсной комиссии ввиду наличия неоднозначных показателей оценки участников Конкурса, вместе с тем таких как: "содержательное и развернутое организационно-техническое предложение участника закупки", "рациональные", "не учитывающих современные тенденции и не содержащее рациональные предложения". Таким образом, невозможно определить какое количество баллов исходя из максимального количества будет присвоено той или иной заявке участников Конкурса, в зависимости от тех или иных представленных документов.
Таким образом Комиссия пришла к выводу, что документы в составе заявки по ранее названному критерию оцениваются субъективно членами комиссии, баллы присваиваются в зависимости от предпочтительности предложения участника. В утвержденном порядке оценки отсутствуют сведения, относительно конкретного объема сведений, необходимого для получения максимального балла по ранее указанному критерию.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Таким образом, порядок оценки заявок по критерию, утвержденным в Конкурсной документации не позволяет определить порядок начисления баллов по указанному критерию, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам и правомерность определения победителя, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников Конкурса и равные условия для участия в торгах.
Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов (заказчика) в целях определения победителя проводимого Конкурса.
Предоставленное Заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании Конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.
Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в Конкурсной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться Заказчиком. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.
Отсутствие порядка расчета баллов, значимости тех или иных критериев, их веса при сопоставлении заявок в составе Конкурсной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны Заказчика, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии Заказчика.
Более того, названный критерий оценки заявок участников, а также порядок расчета баллов, являются необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной в части довода относительно наличия в составе Конкурсной документации субъективного порядка оценки заявок участников Конкурса.
4. Вместе с тем, из текста жалобы Заявителя следует, что, исходя из информации, размещенной в открытых источниках, ООО "КЛЯЙНЕВЕЛЬТ АРХИТЕКТЕН" не обладает необходимым опытом для получения высокой оценки в соответствии с критерием "Квалификация участника закупки".
В Приложении N 1 к Информационной карте Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки по критерию "Квалификация участника закупки" (значимость критерия: 10%):
Оцениваются сведения об опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера - сведения о суммарной стоимости (в рублях) исполненных договоров (контрактов) по работам сопоставимого характера выполненных в течение одного года до дня подачи заявки на участие в конкурсе. Подтверждается копиями договоров (контрактов) и актов выполненных работ по договору с датой приемки выполненных работ - не ранее одного года до дня подачи заявки на участие в конкурсе (дополнительно к подтверждающим документам сведения должны быть представлены в виде реестра контрактов/договоров).
Подтверждающие опыт выполнения работ документы должны однозначно отражать стоимость (сумму) и предмет выполненных работ.
Под выполнением работ сопоставимого характера понимаются выполнение участником проектно-изыскательских работ по благоустройству городских общественных пространств, зон отдыха, парков и т.д.
Сведения об исполнении контрактов (договоров) аффилированными лицами участника закупки, учитываться при оценке заявок не будут.
Оценка производится в соответствии со шкалой оценки:
1. заявке с подтвержденным опытом успешного выполнения работ сопоставимого характера в объеме свыше 1 млн. рублей до 10 млн. рублей включительно присваивается 10 баллов;
2. заявке с подтвержденным опытом успешного выполнения работ сопоставимого характера в объеме свыше 10 млн. рублей до 20 млн. рублей включительно присваивается 20 баллов;
3. заявке с подтвержденным опытом успешного выполнения работ сопоставимого характера в объеме свыше 20 млн. рублей до 30 млн. рублей включительно присваивается 40 баллов;
4. заявке с подтвержденным опытом успешного выполнения работ сопоставимого характера в объеме свыше 30 млн. рублей до 40 млн. рублей включительно присваивается 60 баллов;
5. заявке с подтвержденным опытом успешного выполнения работ сопоставимого характера в объеме свыше 40 млн. рублей до 50 млн. рублей включительно присваивается 80 баллов;
6. заявке с подтвержденным опытом успешного выполнения работ сопоставимого характера в объеме свыше 50 млн. рублей присваивается 100 баллов;
7. заявке с подтвержденным опытом успешного выполнения работ сопоставимого характера в объеме менее 1 млн. рублей присваивается 0 баллов.
Для расчета итогового рейтинга по заявке суммируются рейтинги, присуждаемые этой заявке по критериям "цена договора", "Функциональные, качественные и экологические характеристики товаров (работ, услуг)" и "Квалификация участника закупки" с учетом значимости установленной для каждого из критериев.
В ходе заседания комиссия изучила представленные Заказчиком документы и установила, что ООО "КЛЯЙНЕВЕЛЬТ АРХИТЕКТЕН", в качестве подтверждения опыта успешного выполнения аналогичных работ, представило в составе заявки на участие в Конкурсе договоры на сумму 73 584 000 рублей.
Исходя из вышеизложенного, ООО "КЛЯЙНЕВЕЛЬТ АРХИТЕКТЕН" был присвоен максимальный балл (100 баллов) по критерию "Квалификация участника закупки".
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса необоснованной в части довода относительно необоснованного присвоения ООО "КЛЯЙНЕВЕЛЬТ АРХИТЕКТЕН" максимального балла по критерию "Квалификация участника закупки".
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии, Заказчик представил договор от 11.01.2016 N 31502993646, заключенный между Заказчиком и победителем по итогам Конкурса - "КЛЯЙНЕВЕЛЬТ АРХИТЕКТЕН".
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуюсь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной в части довода относительно наличия в составе Конкурсной документации субъективного порядка оценки заявок участников Конкурса. В остальной части жалобу признать необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 6 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с заключением договора по итогам Конкурса.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 20 января 2016 г. N 1-00-54/77-16 "О нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров"
Текст решения официально опубликован не был