Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение С
(справочное)
Преследования и домогательства на рабочем месте и насилие со стороны третьих лиц
С.1 Общие положения
Настоящее приложение вводит понятие преследования и приводит главные предпосылки преследования и его вредные воздействия на сотрудников, наблюдателей и организацию. Предлагаются стратегии, как осуществлять управление преследованиями на рабочем месте. Краткая информация о насилии со стороны третьих лиц дана в С.6.
С.2 Преследование на рабочем месте
В Рамочном соглашении о преследовании и насилии на работе [13], подписанном Европейскими социальными партнерами в 2007 году, указано, что "преследование возникает, когда один или несколько работников или руководителей подвергаются повторяющемуся и намеренному оскорблению, запугиванию и/или унижению в обстоятельствах, связанных с работой". Преследование (запугивание или травля) является усиливающимся процессом, в течение которого человек, подвергающийся воздействию, оказывается в подчиненном положении, в котором он чувствует себя беззащитным и становится объектов систематических негативных воздействий. Это зачастую включает злоупотребление властью, и объект не может себя защитить. Преследователем может быть коллега, супервайзер, руководитель структурного подразделения или подчиненный. Несмотря на то что термин "преследование" чаще всего используется для описания ситуаций внутри организации, постоянное негативное поведение клиентов и покупателей может также превратиться в преследование.
Термин "преследование" применяется Европейским агентством по БТиОЗ на рабочем месте 2002, 2010)# [16] и в Рамочном соглашении преследовании и насилии на работе. В научной литературе часто используется понятие запугивания на рабочем месте. Запугивание, как правило, предполагает злоупотребление властью, когда объекты воздействия не могут защитить себя. Международная организация труда [7] определяет запугивание как "оскорбительное поведение в форме мстительных, жестоких, злонамеренных или унизительных попыток подрывания позиции отдельной личности или группы сотрудников".
Понятие "травля" применяется в некоторых странах как синоним запугивания. Иногда травля и запугивание используются для проведения отличий между негативным поведением групп и негативным поведением отдельного человека.
Должны учитываться также определения, предусмотренные внутренним законодательством. Применительно к настоящему стандарту применяется термин "преследование".
С.3 Предпосылки и последствия преследования на работе
Причины преследования могут быть разными и вытекают из социальных, организационных, групповых и индивидуальных факторов. Анализ рабочей среды подчеркивает, что стрессовая и плохо организованная рабочая среда может привести к возникновению преследования.
Преследование, главным образом, вызывается факторами, связанными с недостатками организации рабочего процесса и поведением руководства внутри организации. Такие свойства (например, конфликт ролей, неоднозначность роли, высокие требования, организационные перемены, негарантированность занятости на данной работе, неудовлетворенность в отношении руководства, негативный или враждебный социальный климат на рабочем месте) рабочей среды могут напрямую влиять на преследование, но и также могут способствовать созданию стрессового рабочего климата, в котором преследование будет процветать.
Преследование на работе оказывает негативное воздействие на ее объект, наблюдателей/свидетелей преследования, а также на сами организации.
Подвергание постоянному неуместному и негативному поведению и преследованию представляет собой экстремальную ситуацию социального стресса. Объекты преследования страдают от различных симптомов ухудшения состояния здоровья и стресса (например, депрессий, раздражительности, проблем с концентрацией и сном, пониженной удовлетворенности от работы) и возможных проблем опорно-двигательного аппарата. Объекты преследований также чаще отсутствуют по болезни, чем те, которые им не подвержены.
Наблюдение преследований на рабочем месте может привести к негативным последствиям для здоровья наблюдателей или свидетелей, которые могут жаловаться на более высокий уровень стресса и большее количество симптомов стресса, чем другие сотрудники.
Расходы для организации включают стоимость отсутствий по болезни, судебные издержки, стоимость текучести рабочей силы, замены, набора и обучения персонала, а также ущерб имиджу организации и негативную рекламу.
С.4 Корректирующие действия для предотвращения и менеджмента преследований на работе
Предотвращение преследований - это ключевой элемент в улучшении рабочей жизни и предупреждении социальной изоляции. Необходимо принимать меры на раннем этапе против разрушительной рабочей среды вместо того, чтобы ждать жалоб от жертв.
a) Первостепенные корректирующие действия являются проактивными по своей природе и нацелены на снижение риска преследований на работе;
b) Второстепенные корректирующие действия направлены на реверсирование, снижение или замедление развития ситуации и увеличение ресурсов отдельных лиц.
c) Третьестепенные корректирующие действия направлены на снижение и исправление повреждений, нанесенных преследованием.
Важно подчеркнуть значимость соответствующей политики и менеджмента в каждом отдельном случае (см. таблицу С.1).
Таблица С.1 - Примеры корректирующих действий с целью предотвращения и менеджмента преследований на рабочем месте*
Уровень |
Первостепенные корректирующие действия |
Второстепенные корректирующие действия |
Третьестепенные корректирующие действия |
Организация |
- политика и процедуры, направленные против преследований - развитие организационной куль туры - обучение руководства, например, о рисках инициации преследований на работе и правовые обязательства руководства - исследования и проекты развития на уровне организации |
- процедуры обработки и расследования |
- программы и контракты по реабилитации и возвращению на работу |
Рабочее место/группа |
- исследования рабочей среды и оценка риска с упором на риски преследования на рабочем месте - реорганизация рабочей среды, психосоциальные факторы - тренинг по повышению осведомленности для супервайзеров и персонала |
- обучение линейного управляющего персонала и супервайзеров управлению конфликтами - информирование сотрудников, например, о предпосылках и последствиях преследования - решение конфликтов - расследование и регулирование случаев |
- предоставление групповой поддержки |
Уровень |
Первостепенные корректирующие действия |
Второстепенные корректирующие действия |
Третьестепенные корректирующие действия |
Личность |
- тренинг самоутверждения на личностном уровне - обучение и информация о том, как действовать в случае подвергания неуместному обращению и преследованию |
- социальная поддержка и консультации |
- лечение - компенсация |
С.5 Принципы надлежащей практики
В дополнение к принципам надлежащей практики в предотвращении и менеджменте психосоциальных рисков (см. 5.3) необходимо учитывать также следующие принципы при планировании и реализации корректирующих действий для предотвращения преследований на работе и управления ими.
- Недопущение. Основа менеджмента преследований на рабочем месте - это недопущение всех типов негативных действий.
- Готовность принять меры. Осведомленность и знание о преследованиях, а также их признание значительно различаются между организациями и странами. Низкие уровни осведомленности знания влияют на готовность и желание организации, а также руководителей и сотрудников, принять меры для предотвращения и снижения преследований.
- Взаимное понимание явления. Для успеха корректирующего действия должно существовать взаимопонимание об этом явлении, предпосылок и рисков преследования, общий язык общения о преследовании внутри организации, включая работодателей, работников, представителей профсоюзов и профессионалов в области БТиОЗ. Преследования на работе должны рассматриваться как проблема рабочей среды, а корректирующие действия должны быть направлены на организационный уровень и сосредоточены на рабочей среде, культуре и структурах организации.
- Культура без обвинений. Преследование на работе представляет собой деликатный вопрос, который может вызвать сильные эмоции у всех задействованных лиц: объектов преследования, свидетелей, обвиненных в преследовании и оказывающих поддержку для решения ситуации. Преследование может также вызвать стыд и чувство вины, которые могут сделать процесс реализации корректирующего действия на организационном уровне намного сложнее в отношении преследования, чем в отношении стресса, связанного с работой. Важно, чтобы все стадии любого корректирующего действия были выполнены профессионально в культуре без обвинений.
С.6 Насилие со стороны третьих лиц
Насилие, связанное с работой, относится к любому происшествию, в котором человека оскорбляют, запугивают или на него нападают в обстоятельствах, связанных с работой. Насилие на работе чаще всего происходит со стороны третьих лиц, таких как клиентов, пациентов или учащихся. Боязнь насилия создает стресс. Последствиями боязни насилия и угроз насилия являются, главным образом, стресс, намерение уволиться и сниженная удовлетворенность работой.
Сотрудники должны обучаться тому, как справляться с агрессивным или враждебным клиентом и как защитить себя. В большинстве организаций политики предотвращения и управления насилием со стороны третьих лиц являются отдельными документами. Предотвращение и снижение физического насилия и ситуаций, таких как ограбления, представляют собой проблему производственной безопасности и выходят за рамки настоящего стандарта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.