Письмо Минфина России от 20 января 2016 г. N 01-02-01/02-1679
Министерство финансов Российской Федерации во исполнение письма Аппарата Правительства Российской Федерации докладывает об осуществлении мониторинга принятия федеральными государственными органами правовых актов, утверждающих нормативные затраты (далее - мониторинг).
В 2015 году мониторинг проводился по следующим показателям:
1) количество органов, принявших акты, утверждающие нормативные затраты;
2) количество органов, разместивших акты на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт);
3) соответствие актов органов требованиям законодательства;
4) возможность использования актов при формировании обоснований бюджетных ассигнований.
Первый показатель определяет готовность системы правого регулирования и введения нормирования затрат. Второй показатель характеризует возможный уровень вовлечения общественности в установлении нормативов цены и количества. Третий и четвертый показатели определяют интегрированность нормативных затрат в бюджетный процесс.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084 "О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений" (далее - постановление N 1084) 90 федеральных государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами (далее - органы) должны были утвердить нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов, их территориальных органов и подведомственных казенных учреждений (далее - нормативные затраты).
По состоянию на 21 декабря 2015 г. дополнительно к имеющейся информации представили информацию об утверждении нормативных затрат 3 органа. Таким образом, только в декабре все 90 органов представили информацию об утверждении нормативных затрат.
Из них:
89 органов утвердили нормативные затраты (82 органа разместили на официальном сайте) (количество органов, разместивших акты увеличилось на 18);
Министерство обороны Российской Федерации в нарушение пункта 2 постановления N 1084, а также писем Аппарата Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2015 N П13-16667, от 25 июня 2015 г. N П13-31744, от 25 августа 2015 г.N П13-41918 до настоящего времени не утвердило нормативные затраты.
Таким образом, в настоящее время доступны для анализа общественности акты 82 федеральных органов государственной власти, учитывающих специфику работы каждого из них, с которой связаны различия в утвержденных органами нормативов количества и цены.
В дальнейшем, предполагается, что работа органов с общественностью исключит необоснованные отклонения указанных нормативов от среднестатистических показателей. Оценка воздействия общественности на изменения показателей может быть предметом мониторинга, результаты которого будут изложены в следующих докладах.
Анализ работы органов с правовыми актами, устанавливающими нормативные затраты (показатели 3 и 4), показывает следующее (приложение N 2).
В ходе проведенного мониторинга по состоянию на 14 августа 2015 г. были выявлены типичные несоответствия правовых актов, утверждающих нормативные затраты, постановлению Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 г. N 1047 "Об Общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов" (далее - постановление N 1047) и постановлению 1084 (письмо Минфина России от 14.08.2015 N 01-02-01/02-46971).
По состоянию на 21 декабря 2015 г. 11 органов приняли акты, вводящие классификацию нормативных затрат, отличную от установленной Общими требованиями к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 г. N 1047 (далее - постановление N 1047) (несоответствие N 1).
Неполнота регулирования (отсутствие нормативов цены и (или) количества (несоответствие N 2), выявлена в актах 60 органов (устранена в 12 актах, во вновь принятых актах указанная недоработка отмечена в актах 18 органов).
Количество актов, включающих положения, устанавливающие нормирование в отношении затрат, не связанных с закупкой товаров, работ, услуг (несоответствие N 3), осталось неизменным, что свидетельствует о невыполнении поручения Правительства Российской Федерации по доработке актов органами, получившими заключение Минфина России. Во вновь размещенных актах указанное несоответствие отмечено только в акте Росприроднадзора.
Всего на дату проведения мониторинга требуют доработки правовые акты 60 органов (из числа размещенных на официальном сайте и представленных в Минфин России), что отражает необходимость принятия Правительством Российской Федерации отдельных решений по организации работы по приведению утвержденных нормативных затрат в соответствие с положениями постановления N 1084 (соответствуют требованиям акты 29 из 90 органов).
В письме Минфина России от 27 октября 2015 г. N 01-02-01/02-61718, направленном в Аппарат Правительства Российской Федерации представлено предложение о целесообразности учета результатов проводимого Минфином России мониторинга при оценке финансового менеджмента главных распорядителей средств федерального бюджета и при рассмотрении результатов исполнения поручений Правительства Российской Федерации. При этом, поручений Аппарата Правительства Российской Федерации по данному предложению не поступало.
Вследствие указанных недостатков правовые акты органов не позволяют обосновать объекты закупки, включенные в нормативные затраты и план закупок, и использовать их при обосновании бюджетных ассигнований на закупки товаров, работ, услуг.
Таким образом, мониторинг, проводимый по отдельным поручениям Правительства Российской Федерации, предметом которого являлось полнота и качество подготовки правовых актов о нормировании, показал, что в 2015 году сформирована правовая база для нормирования затрат (из исключением Минобороны России).
При этом следующий этап внедрения нормирования затрат, реализуемый в 2016 году, предполагает переход от формирования нормативной базы органов к внедрению нормативных затрат и их использование при планировании закупок товаров, работ, услуг, а также при формировании обоснований бюджетных ассигнований на закупки товаров, работ, услуг в 2017 году.
В этой связи целесообразно установить периодичность указанного мониторинга.
Предметом мониторинга, осуществляемого на данном этапе будут:
соответствие актов органов власти, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации о нормировании затрат (изменений, вносимых в указанные акты) требованиям законодательства Российской Федерации;
количество актов, при подготовке которых использованы формульные расчеты, установленные постановлением N 1084;
выявление средних значений нормативов цены и нормативов количества, а также отклонений от указанных значений.
Описанная система мониторинга позволяет выявлять формирующиеся недостатки процесса нормирования затрат (риски) и своевременно предпринимать меры по их устранению.
Вместе с тем, для проведения указанного мониторинга потребуется решить следующие задачи.
В настоящее время акты, утверждающие нормативные затраты органов размещаются на официальном сайте в электронных форматах, не обеспечивающих их машинной обработки.
Следовательно, выявление средних значений нормативов цены и нормативов количества в актах разных органов, а также отклонений от указанных значений, определение направлений затрат, не предусмотренных общими требованиями, может быть осуществлено только вручную, что может значительно увеличить трудозатраты, а также уменьшить доступность и эффективность общественного контроля нормативных затрат.
В целях обеспечения возможности структурирования и сопоставления нормативных затрат разных органов Минфином России были подготовлены изменения в постановление N 1047 (письмо Минфина России от 25.12.2015 N 01-02-01/02-76498), в том числе систематизирующие классификацию нормативных затрат.
Учитывая вышеизложенное, Минфин России предлагает определить периодичность осуществления мониторинга и поручить:
1) органам представить в Минфин России информацию о доработке правовых актов, утверждающих нормативные затраты, и о размещении их на официальном сайте до 1 марта 2016 г.;
2) Минфину России до 1 апреля 2016 г. подготовить предложения по учету результатов проводимого Минфином России мониторинга при оценке качества финансового менеджмента главных распорядителей средств федерального бюджета и при рассмотрении результатов исполнения поручений Правительства Российской Федерации.
Приложение: на 29 л.
|
А.М. Лавров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
90 федеральных государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами должны были утвердить нормативные затраты на обеспечение своих функций, в том числе, на услуги связи, содержание имущества, на транспортные и коммунальные услуги, на аренду помещений и др.
Минфин России информирует, что в настоящее время для анализа общественности доступны акты 82 федеральных органов государственной власти.
Приведены результаты мониторинга указанных актов. Выявлены такие недостатки, как нарушение установленной классификации нормативных затрат, отсутствие нормативов цены и (или) количества, установление нормирования затрат, не связанных с закупкой товаров, работ, услуг.
Минфин России подготовит предложения по учету результатов мониторинга при оценке качества финансового менеджмента главных распорядителей средств федерального бюджета.
Письмо Минфина России от 20 января 2016 г. N 01-02-01/02-1679
Текст письма официально опубликован не был