Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Письмо Министерства образования и науки РФ от 23 марта 2016 г. N ВК-572/07 "О предоставлении льгот педагогическим работникам"

 

В связи с поступающими вопросами о трудовых правах и социальных гарантиях педагогических работников, состоящих в трудовых отношениях с организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Минобрнауки России сообщает.

В соответствии с пунктом 19 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) организацией, осуществляющей обучение (далее - организация), является юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности. При этом согласно части 6 статьи 31 Федерального закона для осуществления образовательной деятельности организацией в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение, деятельность которого регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым такой организацией.

Пунктом 21 статьи 2 Федерального закона установлено, что педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Должности педагогических работников предусмотрены в разделе I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 (далее - Номенклатура).

Согласно пункту 2 раздела IV приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" (далее - отпуск) продолжительность отпуска педагогических работников, должности которых указаны в разделе I Номенклатуры, работающих в том числе в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 56 дней.

Учитывая изложенное, воспитателям и социальным педагогам, состоящим в трудовых отношениях с организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, и выполняющим обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, то есть выполняющим обязанности по одному или по двум, или по всем перечисленным видам деятельности, предоставляется отпуск продолжительностью 56 дней.

Воспитатели и социальные педагоги, состоящие в трудовых отношениях с организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выполняющие обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, как педагогические работники в соответствии с частью 5 статьи 47 Федерального закона имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, право на длительный отпуск сроком до 1 года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы.

В свою очередь продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников установлена приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. N 1601 (зарегистрирован Минюстом России 25 февраля 2015 г., регистрационный N 36204).

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с 1 января 2015 г. в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости" Минтрудом России издан приказ от 1 сентября 2015 г. N 588н "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, и медицинских организациях, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" (зарегистрирован Минюстом России 27 ноября 2015 г., регистрационный N 39875).

Дополнительно Минобрнауки России обращает внимание на то, что к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся все организации (государственные, муниципальные, частные), в которые дети помещаются под надзор, и руководители которых осуществляют в отношении детей функции законного представителя.

В случае, если дети на основании акта органа опеки и попечительства помещаются под надзор в организации, оказывающие социальные услуги, в том числе такие как специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве), специальные коррекционные образовательные учреждения и так далее независимо от их наименования и ведомственной принадлежности, такие учреждения также относятся к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 1 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации).

 

 

В.Ш. Каганов

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Разъяснено, что воспитателям и социальным педагогам, состоящим в трудовых отношениях с организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющей лицензию, предоставляется отпуск продолжительностью 56 дней.

Как педагогические работники, данные лица имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, на длительный отпуск сроком до 1 года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной работы.

Отмечено, что в отношении воспитателей и социальных педагогов применяется приказ Минобрнауки России от 1 сентября 2015 г. N 588н об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях, организациях, оказывающих соцуслуги, и медорганизациях, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Если дети помещаются под надзор в организации, оказывающие соцуслуги, в т. ч. такие как специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальные коррекционные учреждения и т. д., то такие учреждения также относятся к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


Письмо Министерства образования и науки РФ от 23 марта 2016 г. N ВК-572/07 "О предоставлении льгот педагогическим работникам"


Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования", апрель 2016 г., N 7