Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2016 года
Полный текст решения изготовлен 29 января 2016 года
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего Т.И. Махлаевой
судей: единолично
при ведении протокола судебного заседания секретарем Антоновой Т.Ю.
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению ПАО "Ростелеком"
к ответчику: ФАС России
третьи лица: АО "ОТС"; ООО "Планар-Трейд"
о признании незаконным п. 2 решения от 30.07.2015 г. по делу N 223ФЗ-184/15,
в заседании приняли участие:
от заявителя: Богданова М.В., дов. N 09/29/217-14 от 08.03.2014 г.
от ответчика: Мансурова Н.Ф., удост. N 13249, дов. N АК/21234/15 от 29.04.2015 г.
от третьих лиц: ООО "Планар-Трейд" - Кондаков Ю.А., дов. от 07.12.2015 г.
от АО "ОТС" - Космынин С.С., дов. N 15-56 от 26.10.2015 г., установил:
ПАО "Ростелеком" обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным п. 2 решения Федеральной антимонопольной службы от 30.07.2015 г. по делу N 223ФЗ-184/15.
Оспариваемым решением Федеральной антимонопольной службы России от 30.07.2015 по делу N 223ФЗ-184/15 (далее - Решение) жалоба ООО "Планар-Трейд" была признана необоснованной и ПАО "Ростелеком" признано нарушившим часть 1 статьи 2 ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических услуг N 223-ФЗ от 18.07.2011 г. (далее - Закон о закупках).
ПАО "Ростелеком" считает Решение Федеральной антимонопольной службы России незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
ПАО "Ростелеком" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о закупках установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Как указывает заявитель, закупочная документация по проведению открытого запроса котировок в электронной форме (далее Документация) оформляется в ПАО "Ростелеком" в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг, утвержденным решением Совета директоров (Протокол от 11.06.2015 N 50).
Заявитель при проведении открытого запроса котировок руководствовался действующим законодательством РФ, вышеуказанными нормативно-правовыми актами РФ, правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Требования к претендентам (участникам) на участие в открытом запросе котировок, документам, предоставляемым в составе заявке на участие в открытом запросе котировок, указаны в разделе 2 Документации, в соответствии с которым дополнительно установленные к претендентам требования определены в пункте 13 раздела 2 "Информационной карты" Документации, а перечень предоставляемых в составе заявки документов - в пункте 27 раздела 2 "Информационной карты" Документации. Для подтверждения соответствия установленному в п. 13 раздела 2 "Информационной карты" претендент (участник закупки) должен иметь статус поставщика на поставку в рамках процедуры закупки оборудования (оптических передатчиков) от производителя, указанных в разделе 4 "Техническое задание" Документации и предлагаемых претендентом (участником) закупки к поставке.
Согласно п. 27 раздела 2 "Информационной карты" Документации претендент (участник) закупки в состав заявки должен включить документы от производителя, подтверждающего наличие авторизации (разрешение) у претендента (участника) закупки на поставку данного оборудования (оптических передатчиков) в рамках процедуры закупки. Данное дополнительное требование необходимо для подтверждения того факта, что претендент (участник) закупки отвечает всем необходимым критериям производителя оборудования.
Ответчик по заявлению возражает, ссылаясь на законность, обоснованность оспариваемого решения, отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.
ООО "Планар-Трейд" указывает на то, что жалоба общества ФАС России признана необоснованной, обжаловались действия оператора, претензий к ПАО "Ростелеком" не имеет.
АО "ОТС" указывает на то, что права заявителя не нарушены и решение оспаривается в части, которая к деятельности оператора не относится.
Выслушав представителей участников процесса, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу действия ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд пришел к выводу, что оспариваемое решение не противоречит положениям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
B соответствии со статьей 6 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) контроль за соблюдением требований названного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) дополнен статьей 18.1, часть 1 которой предусматривает (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ), что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу действия части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлены случаи, в которых участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, проводимой по правилам Закона о закупках.
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ в часть 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган в порядке, предусмотренном названной нормой, также рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках (N 223-ФЗ). Таким образом, в настоящее время порядок рассмотрения жалоб при организации и проведении закупок прямо предусмотрен Законом о защите конкуренции.
Как следует из материалов дела, в ФАС России поступила жалоба ООО "Планар-Трейд" на действия ПАО "Ростелеком" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договоров на поставку оборудования для систем кабельного телевидения (СКТВ) для городов Московской области (извещение 31502242386) (далее - Запрос котировок).
На основании указанной жалобы ФАС России 30.07.2015 рассмотрела дело N 223ФЗ-184/15. По итогам рассмотрения указанного дела ФАС России приняла Решение, которым признала жалобу ООО "Росгосстрах" необоснованной, в действиях Заказчика выявлены нарушения части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО "Ростелеком", утвержденным решением Совета директоров ОАО "Ростелеком" (протокол от 11 июня 2015 г. N 50) (далее - Положение о закупке). Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором ЭТП корпоративных закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети "Интернет": http://otc.ru/tender, регулируется Регламентом работы электронной площадки "ОТС-TENDER" АО "ОТС", утвержденным приказом Генерального директора АО "ОТС" N 04 от 30.03.2015 (далее - Регламент).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
10.04.2015 на официальном сайте размещено извещение о проведении Запроса котировок, документация по Лоту N 2 (далее - Извещение, Документация). Согласно Извещению: дата начала подачи заявок - 10.04.2015; дата и время окончания подачи заявок - 30.04.2015; дата и время рассмотрения заявок - 30.06.2015 в 18:00; начальная (максимальная) цена договора - 577 026,86 $.
Из жалобы следует, что при проведении Запрос котировок по Лоту N 2 нарушены права и законные интересы ООО "Планар-Трейд" в связи с отсутствием загруженного файла с новым ценовым предложением в составе заявки на сервере Оператора.
Таким образом, ООО "Планар-Трейд" требует признать действия Оператора и Заказчика при проведении Запроса котировок не соответствующими нормам действующего законодательства.
Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно Протоколу вскрытия конвертов по Лоту N 2 N 31502242386/1 подано 5 заявок на участие в Запросе котировок, из них допущены к участию в Запросе котировок 4 заявки.
ООО "Планар-Трейд" была подана заявка на участие в Запросе котировок. 02.07.2015 в 12.00 подписано новое ценное предложение с улучшенными условиями заявки, которое было направленно Оператору. 03.07.2015 загруженный файл с новым ценовым предложением в составе заявки на сервере Оператора отсутствовал.
Согласно пояснениям Оператора, технических сбоев на электронной торговой площадке Оператора, которые могли препятствовать ООО "Планар-Трейд" улучшить ценное предложение на участие в Запросе котировок, не установлено. С 02.07.2015 по 03.07.2015 электронная площадка функционировала надлежащим образом, что подтверждено информацией о совершении 02.07.2015 ООО "Планар-Трейд" действий на сайте Оператора.
К жалобе ООО "Планар-Трейд" были приложены материалы, которые по его мнению свидетельствовали о нахождении файла с улучшенными условиями заявки на сервере Оператора, однако из представленных материалов не представляется возможным сделать однозначный вывод, что файл с улучшенными условиями заявки на участие в Запросе котировок был прикреплен на сервере Оператора.
Иных документов, подтверждающих факт несанкционированного удаления на сервере Оператора нового ценного предложения ООО "Планар-Трейд" технических неисправностей в работе электронной торговой площадки Оператора, возникших по вине Оператора, ООО "Планар-Трейд" не представлено.
17.07.2015 ПАО "Ростелеком" опубликовано извещение об отмене проведения закупки.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен в пункте 1.3.2 Положения о закупке: "при закупке товаров, работ, услуг Общество руководствуется следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к Участникам".
Заказчиком в пункте 13 информационной карты Документации установлено дополнительное требование о наличии у участника Запроса котировок: "Наличие официальных документов от производителя, подтверждающих статус официального поставщика по закупаемому Оборудованию".
Данное требование должно быть подтверждено в составе Заявки: "Копиями документов от производителя, подтверждающих статус официального поставщика по закупаемому Оборудованию".
Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований к участникам Конкурса противоречит пункту 1.3.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным является одновременно как несоответствие его закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону и иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Заявителем не представлено обоснованных доводов и доказательств нарушения ФАС России законодательства и ограничения прав и законных интересов заявителя обжалуемым пунктом решения в совокупности, а также не указано какое нарушенное право подлежит восстановлению путем удовлетворение настоящего иска.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
Расходы по госпошлине возлагаются на заявителя, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 4, 8, 9, 16, 41, 64, 65, 71, 75, 110, 167 - 170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд решил:
Отказать ПАО "Ростелеком" в удовлетворении заявления о признании незаконным п. 2 решения Федеральной антимонопольной службы от 30.07.2015 г. по делу N 223-ФЗ-184/15.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: |
Т.И. Махлаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 января 2016 г. N А40-202812/2015-2-1398
Текст решения официально опубликован не был