Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 358.1 ГК РФ, если иное не установлено законом или договором либо не следует из существа обязательства, предметом залога могут быть часть требования, отдельное требование или несколько требований, вытекающих из договора или иного обязательства.
Частью 2 статьи 354 ГК РФ установлено, что залогодержатель без согласия залогодателя вправе передать свои права и обязанности по договору залога другому лицу с соблюдением правил, установленных главой 24 ГК РФ.
Передача залогодержателем своих прав и обязанностей по договору залога другому лицу допускается при условии одновременной уступки тому же лицу права требования к должнику по основному обязательству, обеспеченному залогом. Если иное не предусмотрено законом, при несоблюдении указанного условия залог прекращается.
Согласно части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 27 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с пунктом 5 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с положениями данного Кодекса.
Для санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам дополнительно осуществляется проверка на соответствие сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного государственного (муниципального) контракта.
Таким образом, оплата по государственному или муниципальному контракту возможна только поставщику (подрядчику, исполнителю), реквизиты которого указаны в таком контракте.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, к отношениям в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд не могут применяться положения ГК РФ о залоге обязательственных прав.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведены разъяснения Минэкономразвития России по вопросу о возможности залога требования, вытекающего из госконтракта.
Согласно Закону о контрактной системе (N 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с БК РФ оплата денежных обязательств санкционируется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки документов. Дополнительно условия госконтракта проверяются на соответствие сведений о нем в реестре контрактов и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по данному госконтракту. Оплата по такому контракту возможна только поставщику, реквизиты которого указаны в таком контракте. По мнению Министерства, к отношениям в сфере закупок для госнужд не могут применяться положения ГК РФ о залоге обязательственных прав.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 12 ноября 2015 г. N Д28и-3362 "О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ"
Текст письма официально опубликован не был