Европейский Суд по правам человека
(V Секция)
Дело "Сергей Антонов против Украины"
[Sergey Antonov v. Ukraine]
(жалоба N 40512/13)
Постановление Суда от 22 октября 2015 г.
(извлечение)
Обстоятельства дела
В 2012 году заявителю, который отбывал наказание в виде лишения свободы и которому был поставлен диагноз "вирус иммунодефицита человека", жаловался на то, что он не получал надлежащей медицинской помощи в заключении, в частности, антиретровирусной терапии после своего задержания. Заявитель также жаловался на то, что он был запуган администрацией следственного изолятора и медицинским персоналом с целью заставить его сделать заявления о том, что медицинская помощь, которую он получил, была адекватной и что возможные недостатки, такие как отсутствие антиретровирусной терапии, должны были быть вменены в вину самому заявителю.
После встречи со своим адвокатом заявитель безуспешно жаловался в прокуратуру на предполагаемое давление.
Вопросы права
По поводу соблюдения требований статьи 34 Конвенции. Власти государства-ответчика предоставили рукописную записку, подписанную заявителем, указав, что у него нет претензий к медицинскому персоналу, в противоречие его жалобам Европейскому Суду, как до, так и после даты написания записки. Власти государства-ответчика не указали обстоятельства, при которых эта записка была получена. Однако Европейский Суд обеспокоен тем, что она была получена спустя 10 дней после того, как Европейский Суд предложил властям государства-ответчика в соответствии с правилом 39 Регламента Суда гарантировать, чтобы заявитель получил соответствующую медицинскую помощь.
Власти государства-ответчика далее указали, что утверждения заявителя о психологическом давлении на него были надлежащим образом проверены и не подтвердились. Вместе с тем Европейский Суд отметил, что жалобы заявителя были переданы прокуратурой администрации места заключения, подчиненные которой были заподозрены в запугивании заявителя. Кроме того, все доказательства, представленные властями государства-ответчика, исходили либо от сотрудников места заключения или от его заключенных, находившихся под контролем администрации места заключения. В связи с этим Европейский Суд не убежден доводами властей государства-ответчика.
Учитывая последовательные сведения, представляемые заявителем, и в отсутствие каких-либо других достоверных объяснений о происхождении рукописной записки Европейский Суд признал, что власти действительно обращались к заявителю, чтобы заставить его написать заявление, которое могло бы подорвать его жалобу в Европейский Суд. При таких обстоятельствах Европейский Суд заключил, что власти государства-ответчика не выполнили обязательство не препятствовать эффективному осуществлению права заявителя на обращение в Европейский Суд с индивидуальной жалобой.
Постановление
По делу власти государства-ответчика не выполнили требований статьи 34 Конвенции (вынесено единогласно).
Европейский Суд также установил единогласно нарушение статьи 3 Конвенции в связи с неспособностью администрации следственного изолятора оперативно диагностировать состояние здоровья заявителя и предоставить ему оперативную и комплексную медицинскую помощь, что составило бесчеловечное и унижающее достоинство обращение, а также нарушение статьи 13 Конвенции из-за отсутствия эффективных и доступных средств правовой защиты в рамках внутригосударственного законодательства в отношении жалобы заявителя на отсутствие надлежащей медицинской помощи.
Компенсация
В порядке применения статьи 41 Конвенции. Европейский Суд присудил заявителю 7 000 евро в качестве компенсации морального вреда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Европейского Суда по правам человека от 22 октября 2015 г. Дело "Сергей Антонов против Украины" [Sergey Antonov v. Ukraine] (жалоба N 40512/13) (V Секция) (извлечение)
Текст Постановления опубликован в Бюллетене Европейского Суда по правам человека. Российское издание. N 2/2016
Перевод с английского и французского языков ООО "Развитие правовых систем"//Под ред. Ю.Ю. Берестнева