Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и в рамках своей компетенции сообщает.
По вопросу 1.
В соответствии с пунктом 1 части 1.1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" государственный оборонный заказ - установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
При этом согласно приказу Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" по подразделу 0306 "Органы безопасности" подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности федеральных и территориальных органов безопасности.
Таким образом, закупки органа, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, направленные на обеспечение деятельности федеральных и территориальных органов безопасности и осуществляемые в рамках государственного оборонного заказа, не учитываются при расчете совокупного годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренного частью 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ.
По вопросу 2.
Описание объекта закупки регулируется нормами статьи 33 Закона N 44-ФЗ. Так, согласно части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Кроме того, заказчик при описании объекта закупки, должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
При этом описание объекта закупки может включать в себя в том числе спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии.
Статья 22 Закона N 44-ФЗ предусматривает возможность определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) далее - НМЦК), несколькими методами, причем метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным.
Разъяснения возможных способов определения НМЦК содержат методические рекомендации по применению методов определения НМЦК, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567 (далее - Рекомендации).
Указанными Рекомендациями установлено, что для обоснования НМЦК методом анализа рынка заказчик вправе направить соответствующие запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям) и воспользоваться информацией, полученной по такому запросу не менее чем от трех поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем отмечаем, что указанные Рекомендации не носят нормативного характера.
При этом отмечаем, что возможно использование для определения НМЦК прайс-листов поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе размещенных на официальных сайтах, что является наиболее объективным обоснованием, так как указанная в них информация о ценах направлена на неопределенный круг лиц.
Кроме того, частью 12 статьи 22 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность применения иных методов определения и обоснования НМЦК, не указанных в статье 22 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, нормами Закона N 44-ФЗ сформирована гибкая система определения НМЦК, позволяющая заказчикам применять ее в той или иной сфере своей деятельности с учетом особенностей, складывающихся в разных отраслях хозяйственной деятельности.
Также обращаем внимание, что согласно части 7 статьи 22 Закона N 44-ФЗ нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 19 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).
В соответствии с указанной нормой принято постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2014 г. N 1047 "Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов", вступившее в силу с 1 января 2015 года.
Вместе с тем отмечаем, что постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 460 (далее - Постановление N 460) устанавливает предельную стоимость 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд.
Также сообщаем, что согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления N 460 на 2012 год и последующие годы определение такой предельной стоимости осуществляется исходя из ее размера, установленного в предшествующем году, с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности "строительство", устанавливаемого Минэкономразвития России.
Таким образом, при осуществлении закупок по приобретению (строительстве) жилых помещений для федеральных государственных нужд заказчики (федеральные органы исполнительной власти) руководствуются нормами Закона N 44-ФЗ, а также положениями Постановления N 460.
При этом обращаем внимание, что согласно подпункту "г" пункта 1 Постановления N 460 превышение предельной стоимости допускается по решению Правительства Российской Федерации, принимаемому на основании мотивированного представления Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
По вопросу 3.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом согласно статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ) головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу.
Таким образом, при осуществлении закупок в соответствии с нормами Закона N 275-ФЗ заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии со статьей 31 Закона N 44-ФЗ, в том числе требование о том, что головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу может быть только юридическое лицо.
Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 5 ноября 2015 г. N Д28и-3314 "О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Текст письма официально опубликован не был