Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 22 марта 2016 г. N 208-КГ16-12
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Замашнюка А.Н., Сокерина С.Г.
при секретаре Деньгуб Е.П. в открытом судебном заседании рассмотрела административное дело
по кассационной жалобе представителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье") Гордолионовой Е.В.
на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 13 апреля 2015 г. и апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 18 июня 2015 г.
по заявлению военнослужащего войсковой части капитана Войщева O.B.
об оспаривании решения начальника ФГКУ "Востокрегионжилье", связанного с порядком расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих установила:
Войщев О.В. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 18 февраля 2015 г. N 1786 о предоставлении жилищной субсидии с применением при ее расчете поправочного коэффициента 2,25 и возложении на указанное должностное лицо обязанности по применению при расчете жилищной субсидии поправочного коэффициента 2,375 с обеспечением выплаты ее перерасчета заявителю.
Решением Хабаровского гарнизонного военного суда от 13 апреля 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением Дальневосточного окружного военного суда от 18 июня 2015 г., заявление удовлетворено.
На начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" возложена обязанность по принятию решения о перерасчете предоставленной Войщеву О.В. жилищной субсидии исходя из поправочного коэффициента 2,375, обеспечив ее доплату.
Определением судьи Дальневосточного окружного военного суда от 29 октября 2015 г. в передаче кассационной жалобы представителя начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе представитель начальника ФГКУ "Востокрегионжилье", утверждая об отнесении заявителя в силу закона к категории граждан, которым поправочный коэффициент при расчете жилищной субсидии подлежит установлению в размере 2,25, что не было учтено судами, просит судебные постановления отменить и в удовлетворении заявления отказать.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2016 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.
Из материалов дела следует, что решением начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 18 февраля 2015 г. N 1786 размер жилищной субсидии Войщеву О.В. был рассчитан с применением поправочного коэффициента 2,25 исходя из его общей продолжительности военной службы 16 лет 1 месяц 16 дней. Денежные средства на лицевой счет заявителя зачислены 26 февраля 2015 г.
После этого приказом командующего войсками 3 командования военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Восточного военного округа от 27 марта 2015 г. N 140 заявитель был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Полагая, что при расчете субсидии ему должен быть установлен повышенный поправочный коэффициент, Войщев О.В. оспорил указанное решение начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" в гарнизонный военный суд.
Удовлетворяя заявление, гарнизонный военный суд в обоснование указал, что исходя из системного толкования законодательства военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы более 10 лет и увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, выделены в отдельную категорию лиц, которые вправе рассчитывать на применение к ним поправочного коэффициента в том размере, который мог быть применен к ним в случае, если бы общая продолжительность военной службы составила на момент увольнения 20 лет, то есть 2,375. С этим согласился суд апелляционной инстанции.
Такой вывод судов основан на неправильном толковании закона.
Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закона "О статусе военнослужащих"), согласно п.п. 1, 16 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Применительно к жилищной субсидии утверждение порядка ее расчета в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возложено на Правительство Российской Федерации.
Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, с применением поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы (далее - поправочный коэффициент), устанавливаемый в соответствии с п.п. 7-9 Правил.
Пункт 7 Правил, как следует из его содержания, устанавливает размеры поправочных коэффициентов военнослужащим, проходящим военную службу, в том числе при ее общей продолжительности от 16 до 20 лет, то есть для категории военнослужащих, к которой относится заявитель.
При этом увеличение поправочного коэффициента до 2,375 в силу п. 9 Правил производится лицам, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
К таким лицам в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" относятся граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что нахождение перечисленных в ней лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы определяет их правовой статус как лиц, уволенных с военной службы.
Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Таким образом, Войщев О.В. в период прохождения военной службы при общей ее продолжительности менее 20 лет не вправе претендовать на получение жилищной субсидии с поправочным коэффициентом до 2,375, а поэтому выводы судов об обратном основаны на неправильном толковании закона.
Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений по заявлению Войщева О.В.
Руководствуясь ст.ст. 327-328, п. 5 ч. 1 ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих определила:
решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 13 апреля 2015 г. и апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 18 июня 2015 г., принятые по заявлению Войщева О.В., отменить и принять по делу новое решение, которым Войщеву О.В. в удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий |
И.В. Крупнов |
Судьи |
А.Н. Замашнюк |
|
С.Г. Сокерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 22 марта 2016 г. N 208-КГ16-12
Текст определения официально опубликован не был