Письмо Минфина России от 8 февраля 2016 г. N 02-05-10/6228
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации", Министерство финансов Российской Федерации не наделено полномочиями по разъяснению норм законодательства Российской Федерации, оценке конкретных хозяйственных ситуаций и проведению экспертизы договоров гражданско-правового характера, заключаемых государственными организациями.
Вместе с тем, Министерство финансов Российской Федерации, рассмотрев запрос, полагает возможным сообщить следующее.
Статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации гарантировано право лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно (далее - Гарантия).
Порядок реализации Гарантии для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей определен постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 455 (далее - Порядок).
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 июля 2013 г. N 65н (в редакции, действующей при формировании и исполнении бюджета 2014 года), расходы федерального бюджета на обеспечение реализации Гарантии, следует отражать в рамках целевой статьи, содержащей универсальное направление расходов 3987 "Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", увязанной с соответствующими элементам видами расходов группы 100 "Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами" (указанный порядок отражения расходов актуален и в настоящее время).
При формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов бюджетные ассигнования на реализацию Гарантии были предусмотрены в соответствии с требованиями Указаний по каждому из главных распорядителей средств федерального бюджета, для которых наличие бюджетных ассигнований на реализацию Гарантии являлось объективно актуальным.
Так, например, в ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2014 год (приложение 6 к Федеральному закону от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Закон) бюджетные ассигнования на реализацию Гарантии территориальными органами Роспотребнадзора были предусмотрены в следующей увязке главы, раздела, подраздела, целевой статьи и группы видов расходов классификации расходов бюджетов: 141 0909 0193987 100.
Следует отметить, что Закон не предусматривает исполнение расходных обязательств по предоставлению Гарантий сотрудникам (работникам) федеральных государственных органов власти, казенных учреждений по иному виду расходов, отличному от вида расходов 100 "Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами".
Исходя из информации, содержащейся в запросе, Управление Роспотребнадзора (далее - Управление), в целях обеспечения Гарантии, заключило договор (далее - Договор), по которому исполнитель, с одной стороны, на основании заявок-требований оказывал услуги по продаже билетов на проезд в отпуск работникам заказчика, а заказчик, с другой, осуществлял, в рамках реализации предусмотренных законодательством Гарантий, оплату стоимости билетов на проезд в отпуск своих работников в безналичном порядке.
Указанную оплату стоимости проезда в отпуск работников Управление осуществляло в рамках доведенных ему бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) по коду классификации расходов бюджетов 141 0909 0193987 122 212 на указанные цели (на цели предоставления оплаты Гарантии работникам).
Исполнение работодателем Гарантии в форме предоставления им услуг по перевозке своих работников к месту использования отпуска и обратно, в том числе посредством закупки услуг, Трудовым кодексом Российской Федерации и Порядком не предусмотрено.
Данное положение согласовано с пунктом 2.1.2. Договора (копия представлена Управлением в рабочем порядке), предусматривающего продажу исполнителем контракта авиабилетов в пользу работников заказчика (не в рамках обеспечения нужд заказчика-учреждения). При этом заказчик-работодатель не является выгодоприобретателем по закупаемым услугам перевозчика, а в силу договора несет обязательства по оплате стоимости проезда работника к месту использования им отпуска и обратно, предусмотренной статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, расходы Управления, в части выплаты денежных средств в целях обеспечения Гарантии, в рамках бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом, отражены по коду классификации расходов бюджетов, соответствующему назначению бюджетных ассигнований, что, в контексте статьи 306.4 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, не может быть рассмотрено как нецелевое использование бюджетных средств.
Директор Департамента бюджетной методологии |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории России к месту использования отпуска и обратно.
Разъяснено, что расходы федерального бюджета на обеспечение реализации такой гарантии, следует отражать в рамках целевой статьи, содержащей универсальное направление расходов 3987 "Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", увязанной с соответствующими элементам видами расходов группы 100 "Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами".
Управление Роспотребнадзора в целях обеспечения гарантии заключило договор, по которому исполнитель на основании заявок-требований оказывал услуги по продаже билетов на проезд в отпуск работникам заказчика, а заказчик оплачивал стоимость билетов в безналичном порядке.
Оплата производилась в рамках доведенных бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) по коду классификации расходов бюджетов 141 0909 0193987 122 212 на реализацию гарантии.
Заказчик-работодатель не является выгодоприобретателем по закупаемым услугам перевозчика. Он несет обязательства по оплате стоимости проезда работника к месту использования им отпуска и обратно.
Таким образом, расходы Управления в части выплаты денежных средств в целях обеспечения гарантии в рамках бюджетных ассигнований отражены по коду классификации расходов бюджетов, соответствующему назначению бюджетных ассигнований.
Это не рассматривается как нецелевое использование бюджетных средств.
Письмо Минфина России от 8 февраля 2016 г. N 02-05-10/6228
Текст письма официально опубликован не был