Письмо Минфина России от 23 января 2016 г. N 02-07-10/5828
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо об особенностях бюджетного учета в Министерстве иностранных дел Российской Федерации и сообщает.
Единые требования к бухгалтерскому учету установлены Федеральным законом от 06.12.2013 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон 402-ФЗ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "06.12.2011"
Согласно положениям части 2 статьи 1 Закона 402-ФЗ бухгалтерский учет - это формирование документированной систематизированной информации об объектах учета, в соответствии с требованиями, установленными Законом 402-ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В силу положений статьи 2 Закона 402-ФЗ, действие настоящего Федерального закона распространяется как на коммерческие и некоммерческие организации, так и на государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами (далее - экономические субъекты).
Закон 402-ФЗ применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности.
В соответствии с положениями пункта 15 Указа Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 г. N 1497 "Об утверждении Положения о Посольстве Российской Федерации", Посольство является юридическим лицом. Положениями пункта 15 Указа Президента Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 1330 "Об утверждении положения о консульском учреждении Российской Федерации" предусмотрено, что консульское учреждение пользуется правами юридического лица.
С учетом изложенного положения Закона 402-ФЗ о составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности распространяются на Посольства Российской Федерации и консульские учреждения.
Положениями статьи 264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств) составляют сводную бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета.
Согласно положениям статьи 12 Закона 402-ФЗ денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте Российской Федерации. Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту Российской Федерации.
Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора нефинансовых, финансовых активов обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов (доходов и расходов) на соответствующих счетах Единого плана счетов, определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция 157н).
Согласно положениям пункта 13 Инструкции 157н* бухгалтерский учет ведется в валюте Российской Федерации - в рублях. Стоимость объектов учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту Российской Федерации (далее - рублевый эквивалент).
Объекты учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте, принимаются к бухгалтерскому учету в рублевом эквиваленте, исчисленном на дату совершения операции путем пересчета суммы в иностранной валюте по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации соответствующих иностранных валют по отношению к рублю, при отсутствии официального курса - по курсу, рассчитанному по котировкам иностранной валюты на международных валютных рынках или по устанавливаемым центральными (национальными) банками соответствующих государств курсам, к любой третьей валюте, официальный курс которой по отношению к рублю устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Особенности пересчета для целей бухгалтерского учета стоимости объектов учета, выраженной в иностранной валюте, в рублевый эквивалент субъектами учета, постоянно осуществляющими свою деятельность вне территории Российской Федерации, устанавливаются главным распорядителем бюджетных средств субъекта учета по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации готово рассмотреть направленные Министерством иностранных дел Российской Федерации особенности пересчета для целей бухгалтерского учета стоимости объектов учета, выраженной в иностранной валюте, в рублевый эквивалент субъектами учета, постоянно осуществляющими свою деятельность вне территории Российской Федерации (загранучреждениями) (далее - Особенности).
Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 24.07.2015 N 02-07-10/42775, направленным в ответ на обращение, было указано на необходимость приведения отраслевых особенностей ведения учета, установленных правовыми актами Министерства иностранных дел Российской Федерации до вступления в силу Закона 402-ФЗ, в соответствие с нормами действующего законодательства в области регулирования бухгалтерского учета.
До настоящего времени от Министерства иностранных дел Российской Федерации проектов правовых актов для установления особенностей пересчета для целей бухгалтерского учета стоимости объектов учета, выраженной в иностранной валюте, в рублевый эквивалент субъектами учета, постоянно осуществляющими свою деятельность вне территории Российской Федерации, на согласование в адрес Министерства финансов Российской Федерации не поступало.
Вместе с тем, принимая во внимание особенности деятельности загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации вне пределов территории Российской Федерации, ведения финансово-экономической деятельности в валюте страны пребывания, а также сложившуюся практику пересчета данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, составляемой в нескольких национальных валютах, в единую валюту для составления и представления консолидированной отчетности, Министерство финансов Российской Федерации считает возможным при подготовке проекта Особенностей применить порядок пересчета отчетов загранучреждений в рублевый эквивалент по среднегодовому курсу, в том числе по курсу к любой третьей валюте, официальный курс которой по отношению к рублю устанавливается Центральным банком Российской Федерации или по курсу на дату составления отчетности (на 01.01.2016), как принято в международной практике. При этом пересчету должны подлежать как остатки на начало отчетного периода (на 01.01.2015), так и обороты за отчетный период. Результаты переоценки остатков на начало отчетного периода (на 01.01.2015) должны быть раскрыты в текстовой части пояснительной записки.
|
A.M. Лавров |
______________________________
* С учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 06.08.2015 N 124н
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что положения Закона о бухучете о составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности распространяются на Посольства РФ и консульские учреждения.
Принимая во внимание особенности деятельности загранучреждений МИД России вне пределов территории нашей страны, ведения финансово-экономической деятельности в валюте страны пребывания, а также сложившуюся практику пересчета данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, составляемой в нескольких национальных валютах, в единую валюту для составления и представления консолидированной отчетности, Минфин России пояснил следующее. При подготовке особенностей пересчета стоимости объектов учета, выраженной в иностранной валюте, в рублевый эквивалент субъектами учета, постоянно работающими вне территории России, можно применить порядок пересчета отчетов загранучреждений в рублевый эквивалент по среднегодовому курсу, в том числе по курсу к любой третьей валюте, официальный курс которой по отношению к рублю устанавливается ЦБ РФ, как принято в международной практике. При этом пересчитываться должны как остатки на начало отчетного периода (на 01.01.2015), так и обороты за отчетный период. Результаты переоценки остатков на начало отчетного периода (на 01.01.2015) должны быть раскрыты в текстовой части пояснительной записки.
Письмо Минфина России от 23 января 2016 г. N 02-07-10/5828
Текст письма официально опубликован не был