Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации рассмотрело обращение Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) от 26.08.2009 N 12/02-13217-СВС по вопросу предоставления операторами связи судебным приставам-исполнителям абонентских номеров и сообщает следующее.
Необходимо отметить, что Минкомсвязь России действует строго в рамках полномочий, установленных Положением о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 418. В круг полномочий Минкомсвязи России разъяснение законодательства Российской Федерации не входит.
Вместе с тем, согласно статье 53 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ "О связи") сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются конфиденциальной информацией и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К сведениям об абонентах относятся фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента-гражданина, наименование (фирменное наименование) абонента - юридического лица, фамилия, имя, отчество руководителя и работников этого юридического лица, а также адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование, сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента.
Предоставление третьим лицам сведений об абонентах-гражданах может осуществляться только с согласия в письменной форме абонентов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, установлен специальный режим предоставления сведений об абонентах, требующий прямого указания случаев, в которых предоставление таких сведений является обязательным, на уровне федеральных законов.
Законом N 126-ФЗ "О связи" установлено, что операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач.
Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность является исчерпывающим и установлен статьей 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", судебные приставы-исполнители в указанный перечень не входят.
Нормы, устанавливающие обязанность операторов связи предоставлять информацию о пользователях услугами связи в Федеральную службу судебных приставов, в Федеральном законе от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве") и Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон N 118-ФЗ "О судебных приставах") не установлены.
В этой связи следует отметить, что понятие "конфиденциальность информации", определенное в статье 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", предполагает обязательное выполнение требования не передавать информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ "О персональных данных") под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу. В соответствии со статьей 6 Закона N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных не может осуществляться без согласия субъекта, которому данная информация принадлежит, за исключением случаев, предусмотренных в части 2 указанной статьи.
Как следует из статьи 6 Закона 152-ФЗ "О персональных данных", согласие субъекта персональных данных не требуется, если обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего её цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора. Закон N 118-ФЗ "О судебных приставах" и Закон N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не устанавливают порядок, при котором возможно получение судебным приставом-исполнителем персональных данных субъекта без его согласия. Данные нормативные акты не определяют круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, не устанавливают саму процедуру обработки персональных данных, а также не определяют условия получения персональных данных и полномочия оператора персональных данных. Таким образом, Закон N 118-ФЗ "О судебных приставах" и Закон N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не могут рассматриваться, как федеральные законы, позволяющие передавать третьим лицам персональные данные без согласия субъекта в рамках пункта 2 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных".
При этом следует отметить, что согласно статьям 12 и 14 Закона N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебные приставы-исполнители при совершении исполнительных действий вправе запрашивать необходимые сведения о должнике и его имуществе в рамках исполнительного производства. Законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 24 Закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или вызываются к судебному приставу-исполнителю либо на место совершения исполнительных действий повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить. В исполнительном производстве факт извещения или неизвещения лица влечет за собой определенные правовые последствия, поэтому должен быть зафиксирован в определенном порядке. Так, согласно статьи 26 Закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если повестка, иное извещение доставляются по почте или лицом, которому судебный пристав-исполнитель поручил их доставить, то дата и время их доставления адресату фиксируются на документе, подлежащем возврату в подразделение судебных приставов. Если повестка, иное извещение доставляются иным видом связи, то дата и время их доставления адресату фиксируются установленным способом.
Таким образом, извещение (или невозможность извещения) должника посредством телефонной связи в рамках исполнительного производства должно быть зафиксировано. Вместе с тем, законодательством Российской Федерации не установлен порядок фиксирования факта извещения должника посредством телефонной связи, в связи с чем извещение таким способом не может порождать правовых последствий в рамках исполнительного производства.
Учитывая изложенное, информация о номере абонента не может признаваться необходимой для совершения исполнительных действий в связи с отсутствием в действующем законодательстве установленного порядка использования такой информации в рамках исполнительного производства.
|
Н.С. Мардер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 29 сентября 2009 г. N НМ-П12-5342 "О предоставлении операторами связи сведений об абонентах судебным приставам-исполнителям"
Текст письма официально опубликован не был