Распоряжение Правительства РФ от 1 апреля 2016 г. N 559-р
1. Утвердить план мероприятий ("дорожную карту") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы (далее - план).
2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, являющихся ответственными исполнителями и соисполнителями мероприятий плана:
обеспечить реализацию плана;
представить в двухнедельный срок в Правительство Российской Федерации информацию о заместителе руководителя, персонально ответственном за реализацию плана, а также планы-графики реализации плана;
представлять ежеквартально, до 1-го числа последнего месяца квартала, в Минэкономразвития России информацию о ходе реализации плана с приложением разрабатываемых и принятых нормативных правовых актов и иных документов.
3. Минэкономразвития России представлять:
ежеквартально, до 15-го числа последнего месяца квартала, с учетом информации, указанной в абзаце четвертом пункта 2 настоящего распоряжения, доклад в Правительство Российской Федерации и проект доклада Президенту Российской Федерации о ходе реализации плана;
при рассмотрении подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы вопросов, связанных с реализацией плана, оценку рисков возможного недостижения результатов реализации плана.
4. Установить, что внесение изменений в план осуществляется по решению Правительственной комиссии по проведению административной реформы без внесения изменений в настоящее распоряжение.
5. В случае одобрения Правительственной комиссией по проведению административной реформы предложений, разработка которых предусмотрена планом, план дополняется планом-графиком по реализации указанных предложений.
6. Минэкономразвития России, Министру Российской Федерации Абызову М.А., Минюсту России и Минфину России с учетом мероприятий плана, предусмотренных к реализации во II квартале 2016 г., внести до 1 июня 2016 г. в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект федерального закона о федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации.
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
План мероприятий ("дорожная карта")
по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы
(утв. распоряжением Правительства РФ от 1 апреля 2016 г. N 559-р)
I. Общие положения
1. Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы (далее - "дорожная карта") направлена на повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, в том числе посредством внедрения в деятельность контрольно-надзорных органов риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении контрольно-надзорной деятельности.
Подконтрольные субъекты осуществляют свою деятельность в различных сферах государственного контроля (надзора). В большинстве сфер действуют крупные и малые предприятия, как использующие современные технологии, так и работающие на устаревшем оборудовании.
Правовая система, как правило, обязывает контрольно-надзорные органы осуществлять с определенной периодичностью сплошную проверку подконтрольных субъектов, что зачастую приводит к неэффективному расходованию ресурсов. Одновременно складывается ситуация, при которой количество подконтрольных субъектов превышает потенциальные возможности контрольно-надзорного органа по их проверке, что, в свою очередь, приводит к отсутствию возможности обеспечить безопасность результатов деятельности подконтрольных субъектов путем государственного контроля.
Мировая практика свидетельствует об активном использовании методов оценки риска в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности с одновременным повышением уровня эффективности контрольно-надзорной деятельности уполномоченных органов исполнительной власти. Кроме того, использование в административной практике методов оценки риска позволяет более точно учитывать особенности осуществления хозяйственной деятельности в той или иной сфере производства или оказания услуг.
В связи с этим необходимо внедрение дифференцированного подхода к проведению контрольных мероприятий в зависимости от степени риска причинения субъектами хозяйственной деятельности вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, который позволит существенно повысить эффективность расходования ресурсов на функционирование контрольно-надзорных органов путем сосредоточения усилий инспекторского состава государственного надзора на наиболее значимых направлениях.
Введение дифференцированного подхода должно сопровождаться сокращением количества подконтрольных субъектов и отказом от всеобъемлющего контроля, при котором контрольным мероприятиям подлежат все субъекты. Необходимо переходить к проверкам в зависимости от степени риска работы предприятия с передачей подконтрольных субъектов с минимальным риском деятельности в сферу саморегулирования и уведомительного характера деятельности.
Система отчетности и оценки эффективности деятельности контрольно-надзорных органов строится на количественных показателях выявленных нарушений и санкций. Такая система стимулирует инспекторов не к предотвращению ущерба, а к обязательному выявлению нарушений и наказанию предпринимателей и иных подконтрольных субъектов. В связи с этим способами поддержки бизнеса и содействия его ведению в соответствии с законодательством Российской Федерации являются переход от оценки результативности и эффективности контрольно-надзорных органов, основанной на количестве выявленных нарушений и размере санкций, к оценке размера предотвращенного ущерба как в результате контрольно-надзорных мероприятий, так и в ходе профилактики нарушений, а также разъяснение содержания обязательных требований, подлежащих соблюдению.
Требование к контрольно-надзорному органу включать в отчет, ежегодно формируемый в соответствии с законодательством Российской Федерации, описание общественно значимой формы контроля (плановых (внеплановых) проверок) направлено на сокращение числа проверок при одновременном расширении использования иных форм контроля, не требующих непосредственного взаимодействия между проверяющими и проверяемыми.
Сокращение количества проверок и снижение административного давления на бизнес при одновременном повышении уровня защищенности охраняемых законом ценностей станет следствием реализации всего комплекса мероприятий "дорожной карты".
2. Целями "дорожной карты" являются:
повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей в сферах производства или оказания услуг за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;
снижение при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля административных и финансовых издержек граждан и организаций, осуществляющих предпринимательскую и иные виды деятельности, в том числе путем исключения существующих и предотвращения установления новых избыточных контрольно-надзорных функций, избыточных и устаревших обязательных требований, а также обеспечения соответствия обязательных требований достижениям науки, техники и уровню развития экономики;
оптимизация использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Направленность на достижение указанных целей необходимо учитывать при реализации мероприятий, предусмотренных разделом III "дорожной карты".
Итогами реализации мероприятий "дорожной карты" в 2016 году станут разработка и внесение в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации, а также подготовка предложений об исключении избыточных и дублирующих контрольных функций.
3. Мероприятия "дорожной карты" реализуются с учетом опыта внедрения реализованных в пилотном порядке мероприятий в деятельность федеральных органов исполнительной власти.
4. По итогам реализации мероприятий "дорожной карты" в 2016 году подкомиссия по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы представляет в Правительство Российской Федерации предложения об утверждении перечня мероприятий, подлежащих реализации в 2017 году.
5. Подготовка докладов, разработка которых предусмотрена "дорожной картой", осуществляется с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей, в частности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" и Общероссийской общественной организации "Деловая Россия".
II. Общая характеристика и основные результаты
Реализация мероприятий "дорожной карты" осуществляется по направлениям, указанным как наименования подразделов в разделе III "дорожной карты".
Фактором повышения эффективности государственного управления через оптимизацию контрольно-надзорной функции государства является переход при организации и осуществлении мероприятий по контролю к использованию риск-ориентированного подхода, который используется в большинстве развитых стран мира.
Мировой опыт использования риск-ориентированного подхода свидетельствует, что его применение позволило сократить общее количество проверок от 30 до 90 процентов, а отдельные категории бизнеса и вовсе освободить от необходимости прохождения плановых проверок. При этом было обеспечено сохранение или даже повышение уровня безопасности в подконтрольной сфере.
Переход от применения подхода всеобъемлющего контроля (надзора) к дифференцированному подходу планирования проверок в зависимости от уровня риска причинения вреда охраняемым законом ценностям позволяет увеличить процент охвата потенциальных нарушителей обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям, и одновременно снизить нагрузку на подконтрольные субъекты, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда таким ценностям.
Поэтапное внедрение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) осуществляется в соответствии с мероприятиями, предусмотренными подразделом I раздела III "дорожной карты". В рамках начального этапа, первой половины 2016 г., проводится работа по апробированию (пилотному внедрению) положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В связи с этим будут определены федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, а также виды государственного контроля (надзора), реализуемые указанными контрольно-надзорными органами, с применением риск-ориентированного подхода, и приняты соответствующие правовые акты. С учетом опыта внедрения в 2016 году риск-ориентированного подхода предусматривается подготовить методические рекомендации и типовой план федерального органа исполнительной власти по внедрению риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении государственного контроля (надзора) для использования на следующем этапе такого подхода с принятием соответствующих нормативных правовых актов. С учетом реализации указанных мероприятий на следующем этапе планируется подготовить предложения о расширении сфер применения риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности. Помимо использования риск-ориентированного подхода при планировании контрольно-надзорной деятельности такой подход необходимо расширить и на случаи принятия решений о проведении внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, что снизит количество неэффективных и безрезультативных мероприятий контроля (надзора), проводимых во внеплановом порядке.
Результатами реализации мероприятий, предусмотренных подразделом I раздела III "дорожной карты", являются:
реализация пилотного проекта по внедрению риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора);
принятие соответствующих нормативных правовых актов в целях применения риск-ориентированного подхода при проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий;
создание правовых условий и необходимого методического обеспечения для применения риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении всех видов государственного контроля (надзора) начиная с 2018 года.
Мероприятия по совершенствованию процессуальных форм осуществления контрольно-надзорной деятельности (мероприятий по контролю) предусмотрены подразделом II раздела III "дорожной карты". Необходимость реализации указанных мероприятий обусловлена потребностью в совершенствовании отдельных положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом правоприменительной практики. Статистика показывает устойчивую тенденцию к снижению общего количества проверок. В 2012 году проведено 2,9 млн. проверок, в 2013 году - 2,6 млн. проверок, в 2014 году - менее 2,4 млн. проверок. При этом ежегодно доля охвата подконтрольных субъектов, в отношении которых проводятся проверки по наиболее массовым видам контроля, в общем количестве подконтрольных субъектов не превышает 17,5 процента. При этом средняя доля охвата подконтрольных субъектов, в отношении которых проводятся проверки, в общем количестве подконтрольных субъектов составляет 2,6 процента. Таким образом, для контрольно-надзорных органов теоретически достигнуть возможного уровня проведения проверок одной трети подконтрольных субъектов в год невозможно.
Последовательное внедрение риск-ориентированного подхода требует расширения арсенала инструментов, применяемых контрольно-надзорными органами, в первую очередь осуществляемых без взаимодействия этих органов с юридическими лицами. Предусматривается принятие соответствующих нормативных правовых актов для осуществления новых видов мероприятий по контролю и инструментов контрольно-надзорной деятельности, включая мониторинговые мероприятия, контрольную закупку, проверочные листы (списки контрольных вопросов), использование которых необходимо для реализации риск-ориентированного подхода. Также планируется расширить применение единого реестра проверок.
Отдельное внимание будет уделено предложениям о совершенствовании механизмов досудебного (внесудебного) разрешения споров, возникающих в ходе и по итогам проведения мероприятий по контролю.
В целях совершенствования деятельности контрольно-надзорных органов на основе правоприменительной практики необходимо разработать методические рекомендации по повышению эффективности и результативности проверок.
Результатами реализации мероприятий, предусмотренных подразделом II раздела III "дорожной карты", являются:
принятие актов о порядке осуществления мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия контрольно-надзорных органов с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также о новых формах осуществления контрольно-надзорной деятельности, в том числе мониторинговых мероприятиях и контрольной закупке;
расширение сферы применения единого реестра проверок;
внесение изменений в положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", препятствующие его эффективной реализации на практике;
расширение перечня оснований для внесения изменений в планы проведения проверок;
утверждение Правительством Российской Федерации положений об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) по каждому виду такого контроля (надзора).
В настоящее время система оценки деятельности контрольно-надзорных органов ограничивается показателями эффективности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, не отражающими вклад контрольно-надзорных органов в достижение социально и экономически значимых результатов.
Система оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по государственному контролю (надзору), должна быть направлена на снижение негативных социальных или экономических эффектов (общественно опасных последствий), возникающих в результате несоблюдения законодательства Российской Федерации объектами контроля и надзора, а также на достижение оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов государства и минимизацию неоправданного вмешательства в деятельность подконтрольных субъектов.
Мероприятия по разработке и внедрению системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по государственному контролю (надзору), предусмотрены подразделом III раздела III "дорожной карты". В целях создания такой системы главным приоритетом контрольно-надзорных органов является повышение уровня безопасности в соответствующих сферах в соответствии с показателями достижения общественно значимого результата. Формирование таких показателей потребует дополнительного анализа и четкого формулирования отраслевых рисков, на минимизацию которых направлено принятие государством и органами местного самоуправления обязательных требований и введение соответствующих видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. При этом соответствие показателей таким рискам должно быть одним из критериев актуализации обязательных требований, предусмотренных подразделом IV раздела III "дорожной карты". Дополнительные показатели результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по государственному контролю (надзору), обеспечат пропорциональность между принимаемыми органом контроля (надзора) административными мерами принудительного характера и задачами развития предпринимательской инициативы и содействия повышению экономической активности в целом. В системе показателей должны отражаться не только характеристики проверок и их непосредственного результата, но и иных мер государственного контроля (надзора), в том числе носящих профилактический характер.
На первом этапе разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по государственному контролю (надзору), предусматривается принятие основных направлений разработки и внедрения такой системы, включающих в себя базовую модель оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по государственному контролю (надзору), и плана-графика реализации пилотного проекта. Основные направления и план-график утверждаются актом Правительства Российской Федерации, в связи с чем в "дорожной карте" детальные сроки проведения этих мероприятий не приводятся. В то же время возможны разработка для всех видов федерального государственного контроля (надзора) верхнеуровневых показателей результативности и их утверждение указом Президента Российской Федерации. В случае признания результатов указанных мероприятий успешными, а также в случае выработки рабочей модели декомпозиции показателей оценки по всем уровням деятельности контрольно-надзорного органа (от руководителя до конкретного инспектора) в 2017 году в "дорожную карту" при необходимости вносятся изменения, предусматривающие мероприятия по применению результатов оценки в кадровой работе, в том числе в контексте материального и нематериального стимулирования соответствующих государственных служащих.
Результатами реализации мероприятий, предусмотренных подразделом III раздела III "дорожной карты", являются:
разработка системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), а также проведение ее апробации применительно к видам государственного контроля (надзора);
подготовка предложений о корректировке показателей и методики оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности с учетом проведенной их практической апробации, а также о дальнейшем их внедрении в деятельность органов государственного контроля (надзора) и органов муниципального контроля;
закрепление показателей результативности для всех видов федерального государственного контроля (надзора);
создание правовых и методических условий для внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в органах государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Предметом контрольно-надзорного мероприятия является оценка соответствия подконтрольного субъекта обязательным требованиям. Зачастую предприниматель или иной подконтрольный субъект не в состоянии обеспечить соблюдение всех обязательных требований по причине их информационной недоступности, противоречия друг другу либо в силу того, что обязательные требования устарели и не могут быть выполнены без чрезмерных экономических затрат. Во многих случаях соблюдение обязательных требований не влияет на уровень безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности.
Проведение работы по систематизации и актуализации обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю, а также работы по обеспечению их доступности для хозяйствующих субъектов осуществляется в соответствии с мероприятиями, предусмотренными подразделом IV раздела III "дорожной карты", с учетом конкретных видов государственного контроля (надзора). Выявленные в ходе систематизации избыточные, устаревшие или не соответствующие достижениям науки, техники и уровню развития экономики обязательные требования подлежат устранению.
Результатами реализации мероприятий, предусмотренных подразделом IV раздела III "дорожной карты", являются:
выявление и устранение устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, соблюдение которых оценивалось при проведении мероприятий по контролю;
составление, утверждение и размещение для каждого вида государственного контроля на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю, и их регулярное обновление;
размещение федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрольно-надзорные полномочия, на официальных сайтах в сети "Интернет" правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю, а также их регулярное обновление.
Комплексное реформирование сферы контрольно-надзорной деятельности невозможно без изменения систем мотивации контрольно-надзорных органов, работу которых необходимо оценивать не по числу найденных нарушений и наложенных штрафов, а по уровню безопасности общественных отношений, их защищенности в контролируемой сфере деятельности. В связи с этим одной из задач является реализация комплекса мер по налаживанию системной профилактической работы, ориентированной на соблюдение поднадзорными субъектами предъявляемых требований, а не только на наказание за нарушение таких требований.
Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушения обязательных требований, предусмотрены подразделом V раздела III "дорожной карты". В рамках указанных мероприятий предусматриваются разработка методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, принятие органами контроля (надзора) и реализация соответствующих планов проведения профилактических мероприятий, а также проработка необходимости дополнительной законодательной регламентации вопросов о реализации органами контроля (надзора) профилактических мероприятий. Подготовку и реализацию таких мероприятий планируется проводить в сотрудничестве с общественными советами, созданными при органах государственного контроля (надзора), объединениями предпринимателей, представителями Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также с объединениями по защите прав потребителей.
Повышению информированности хозяйствующих субъектов о предъявляемых к ним обязательных требованиях способствует формирование и опубликование перечней типовых нарушений обязательных требований по каждому виду государственного контроля (надзора), а в наиболее комплексных сферах государственного контроля (надзора) - по видам проверяемых предприятий (видам контролируемой деятельности). Такие типовые нарушения предусматривается классифицировать (дифференцировать) по степени риска причинения вреда вследствие нарушений обязательных требований и тяжести последствий таких нарушений, что позволит сделать более прозрачным принятие решений, связанных с применением санкций за нарушение обязательных требований. Реализация этого мероприятия станет важной предпосылкой для актуализации обязательных требований и применения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности. Составной частью профилактической деятельности контрольно-надзорного органа является обобщение практики контрольно-надзорной деятельности. Предусматривается также принятие нормативных правовых актов, предусматривающих порядок вынесения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, что позволит, с одной стороны, расширить профилактический инструментарий контрольно-надзорных органов, а с другой стороны, снизить издержки как контрольно-надзорных органов, так и подконтрольных субъектов на проведение в более сложных процессуальных формах проверок поступающей информации о нарушении обязательных требований.
Результатами реализации мероприятий, предусмотренных подразделом V раздела III "дорожной карты", являются:
подготовка и реализация по каждому виду государственного контроля (надзора) программы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований;
подготовка предложений о принятии нормативных правовых актов, предусматривающих положения, регулирующие вопросы организации и проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований;
составление перечня типовых нарушений обязательных требований с их классификацией по тяжести последствий (размеру причиненного вреда охраняемым законом ценностям) по каждому виду государственного контроля (надзора);
проведение на регулярной основе органами государственного контроля (надзора) обобщения практики контрольно-надзорной деятельности и размещение результатов такого обобщения на официальных сайтах в сети "Интернет";
принятие нормативных правовых актов, предусматривающих возможность вынесения контрольно-надзорными органами предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Проработка концептуальных вопросов организации системы контрольно-надзорных органов и видов государственного контроля (надзора) осуществляется в соответствии с мероприятиями, предусмотренными подразделом VI раздела III "дорожной карты". В настоящее время только на федеральном уровне насчитывается более 30 федеральных контрольно-надзорных органов, а также более 10 тыс. региональных и муниципальных органов контроля. На федеральном уровне действует более 96 тыс. инспекторов. Во многих случаях их деятельность дублирует друг друга, а многие важные функции, наоборот, ресурсно не обеспечены и выполняются неэффективно. В рамках реализации мероприятий, предусмотренных указанным подразделом, планируется выработать предложения о структуре (матрице) функций и полномочий контрольно-надзорных органов на федеральном, региональном и муниципальном уровне, формировании типовой модели организации контрольно-надзорной деятельности на региональном и муниципальном уровнях, составить сводный перечень видов государственного контроля (надзора) и видов муниципального контроля, а также разработать порядок изменения указанного перечня и совершенствования нормативного правового регулирования каждого вида государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
По результатам мероприятий, предусмотренных подразделом VI раздела III "дорожной карты", планируется принятие акта о сводном перечне осуществляемых в Российской Федерации видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Развитию кадрового потенциала контрольно-надзорных органов, направленному на создание компетенций по подготовке соответствующей методологической базы и ее последующему применению, способствует успешное комплексное реформирование сферы контрольно-надзорной деятельности.
Внедрение новых методов и форм контрольно-надзорной деятельности, а также переход на использование риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении контрольно-надзорной деятельности требуют соответствующей подготовки кадров контрольно-надзорных органов.
Мероприятия по обеспечению научно-методического сопровождения контрольно-надзорной деятельности и подготовке кадров для контрольно-надзорных органов предусмотрены подразделом VII раздела III "дорожной карты". В рамках этих мероприятий планируются совершенствование системы подготовки кадров в интересах контрольно-надзорных органов, организация научных исследований в целях определения рисков, обеспечение внедрения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, а также организация дополнительного профессионального образования для сотрудников контрольно-надзорных органов.
Результатами реализации мероприятий, предусмотренных подразделом VII раздела III "дорожной карты", являются:
разработка квалификационных требований к работникам органов государственного и муниципального контроля (надзора);
организация дополнительного профессионального образования для руководителей федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), их территориальных подразделений и инспекторского состава указанных органов в части использования при организации и проведении контрольно-надзорных мероприятий риск-ориентированного подхода, в том числе по обучению методикам анализа риска и формирования количественных и качественных характеристик и показателей отнесения объектов государственного и муниципального контроля (надзора) к той или иной категории риска.
Повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности и переход на новые принципы ее организации невозможен без всестороннего изучения вопроса о построении комплексного информационно-коммуникационного обеспечения контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации. Так, организация эффективной системы оценки рисков и управления ими предусматривает проведение анализа большого объема данных, в частности, о характеристиках подконтрольных субъектов и результатах их предыдущих проверок, что принципиально невозможно без внедрения современных информационно-коммуникационных технологий.
В связи с этим мероприятия, связанные с развитием федеральных государственных информационных систем, в частности федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", единого реестра проверок, федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", государственной автоматизированной информационной системы "Управление", ведомственных государственных информационных систем контрольно-надзорных органов, используемых для информационно-аналитического обеспечения контрольно-надзорной деятельности, а также для обеспечения межведомственного взаимодействия при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, предусмотрены подразделом VIII раздела III "дорожной карты".
По результатам реализации мероприятий, предусмотренных подразделом VIII раздела III "дорожной карты", планируется обеспечить на основе общих стандартов и методических подходов необходимый уровень информационного взаимодействия органов государственного контроля (надзора) и используемых ими информационных систем при планировании и осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора), автоматизировать постоянные и однообразные процессы, осуществляемые инспекторским составом, повысить обоснованность принимаемых ими в рамках риск-ориентированного подхода решений, автоматизировать сбор и анализ сводной информации об осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, а также повысить доступность указанной информации для хозяйствующих субъектов и граждан.
В целях обеспечения комплексного подхода к реформированию системы контрольно-надзорной деятельности необходимо осуществить мероприятия по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности, предусмотренные поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также принять меры по контролю за их реализацией в установленном порядке в соответствии с подразделом IX раздела III "дорожной карты".
III. Перечень мероприятий, подлежащих реализации
|
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Вид документа |
Ответственные исполнители |
I. Внедрение риск-ориентированного подхода при организации и проведении контрольно-надзорных мероприятий | ||||
1. |
Определение видов государственного контроля (надзора), осуществляемых с применением риск-ориентированного подхода на начальном этапе указанного подхода (при организации и осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в 2017 году) |
апрель 2016 г. |
проект постановления Правительства Российской Федерации |
Минэкономразвития России, МЧС России, Роспотребнадзор, Роструд, Роскомнадзор |
2. |
Определение правил отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности (вместе с возможностями изменения установленной интенсивности проведения мероприятий по контролю) |
апрель 2016 г. |
проект постановления Правительства Российской Федерации |
Минэкономразвития России, МЧС России, Роспотребнадзор, Роструд, Роскомнадзор с участием Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" |
3. |
Определение критериев отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности |
апрель 2016 г. |
проект постановления Правительства Российской Федерации |
Минэкономразвития России, МЧС России, Роспотребнадзор, Роструд, Роскомнадзор с участием Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" |
4. |
Определение методик расчета значений показателей, используемых для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, оценки вероятности их несоблюдения в целях отнесения объектов контроля к определенной категории риска |
май 2016 г. (при необходимости - с учетом выполнения мероприятий, предусмотренных позициями 2 и 3 настоящего раздела) |
проекты ведомственных актов |
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей (Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Общероссийская общественная организация "Российский союз промышленников и предпринимателей", Общероссийская общественная организация "ОПОРА РОССИИ", Общероссийская общественная организация "Деловая Россия" (далее - общероссийские общественные объединения предпринимателей) |
5. |
Законодательное закрепление возможности использования риск-ориентированного подхода при организации и проведении внеплановых проверок |
II квартал 2016 г. |
проект федерального закона |
Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
6. |
Подготовка методических рекомендаций и типового плана федерального органа исполнительной власти по внедрению риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении государственного контроля (надзора) (по итогам реализации начального этапа внедрения риск-ориентированного подхода в федеральных органах исполнительной власти) |
февраль 2017 г. |
проект методических рекомендаций и проект типового плана по внедрению риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), проекты планов по внедрению риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), представленные в подкомиссию по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (далее - подкомиссия по совершенствованию контрольно-надзорных функций) |
Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
7. |
Подведение итогов реализации применения отдельными федеральными органами исполнительной власти риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора), определение видов государственного контроля (надзора), осуществляемых с применением риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении контрольно-надзорных мероприятий начиная с 2018 года |
март 2017 г. |
доклад в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций |
Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
8. |
Проведение семинаров по обмену лучшими практиками по вопросам совершенствования контрольно-надзорной деятельности между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрольно-надзорные полномочия, в том числе в сфере использования риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении контрольно-надзорной деятельности |
июнь 2016 г., далее - раз в полгода |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации |
II. Совершенствование процессуальных форм и процедур осуществления контрольно-надзорной деятельности (мероприятий по контролю) | ||||
9. |
Подготовка методических рекомендаций по повышению результативности и эффективности проверок |
апрель 2016 г. |
проект методических рекомендаций по повышению результативности и эффективности проверок, представленный в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций |
Минэкономразвития России |
10. |
Совершенствование законодательных процедур организации и проведения проверок в целях исключения возможностей уклонения недобросовестных хозяйствующих субъектов от проведения проверок |
июнь 2016 г. |
проект федерального закона |
Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей |
11. |
Дополнительное законодательное регулирование порядка проведения плановых (рейдовых) осмотров в целях установления гарантий прав хозяйствующих субъектов |
июнь 2016 г. |
проект федерального закона |
Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей |
12. |
Законодательное закрепление порядка проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия контрольно-надзорных органов с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, закрепление новых форм осуществления контрольно-надзорной деятельности, в том числе мониторинговых мероприятий и контрольной закупки |
II квартал 2016 г. |
проект федерального закона |
Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей |
13. |
Совершенствование порядка запроса контрольно-надзорными органами документов и (или) информации, которые находятся в распоряжении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, урегулирование порядка перехода документарной проверки в выездную в связи с невозможностью завершения документарной проверки |
июнь 2016 г. |
проект федерального закона |
Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей |
14. |
Законодательное урегулирование порядка исчисления сроков при назначении, проведении и окончании проверки |
июнь 2016 г. |
проект федерального закона |
Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей |
15. |
Законодательное закрепление возможности использования проверочных листов (контрольных списков вопросов) при осуществлении государственного контроля (надзора), обязательности их использования для отдельных видов проверяемых субъектов |
июнь 2016 г. |
проект федерального закона |
Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия |
16. |
Расширение перечня оснований для внесения изменений в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей |
июль 2016 г. |
проект постановления Правительства Российской Федерации |
Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей |
17. |
Внесение изменений в акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с целью учета изменений федеральных законов |
согласно планам мероприятий по реализации федеральных законов |
проекты постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, проекты приказов федеральных органов исполнительной власти |
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативное правовое регулирование в установленной сфере деятельности, Минэкономразвития России |
18. |
Подготовка предложений по совершенствованию механизмов досудебного (внесудебного) разрешения споров, возникающих в ходе и по итогам проведения мероприятий по контролю |
ноябрь 2016 г. |
доклад в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций |
Министр Российской Федерации Абызов М.А., Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, Минэкономразвития России, Минюст России |
19. |
Внесение изменений в типовую форму приказа о проведении проверки в части совершенствования порядка организации и проведения проверок |
сентябрь 2016 г. |
проекты ведомственных актов |
Минэкономразвития России |
20. |
Законодательное закрепление необходимости принятия положения о каждом виде государственного контроля (надзора), административного регламента осуществления каждого вида государственного контроля (надзора), установление их структуры и содержания |
июнь 2016 г. |
проект федерального закона |
Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия |
21. |
Нормативное правовое закрепление включения в единый реестр проверок информации о проверках, проводимых: ФАС России при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства; Минюстом России при осуществлении проверок в сфере нотариата; органами государственного контроля (надзора) в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (кроме контроля в финансово-бюджетной сфере и контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе) |
июнь 2016 г. |
проект федерального закона |
Минэкономразвития России, ФАС России, Минюст России |
сентябрь 2016 г. |
проект постановления Правительства Российской Федерации |
|||
22. |
Поэтапное размещение (в период до конца 2018 года) в едином реестре проверок информации: о проверках по всем видам контроля (надзора), не подпадающих под действие норм Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", за исключением тех из них, которые связаны с обеспечением обороны страны, национальной безопасности Российской Федерации и защитой от терроризма; о таких видах контрольно-надзорных мероприятий (помимо проверок), которые создают юридически значимые последствия для подконтрольных субъектов |
февраль 2017 г., далее - раз в полгода |
доклад в Правительство Российской Федерации (с планом-графиком поэтапного размещения) |
Минэкономразвития России, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия |
23. |
Внесение изменений в методические рекомендации по повышению результативности и эффективности проверок по итогам внесения изменений в законодательство о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле |
март 2017 г. |
методические рекомендации, рассмотренные подкомиссией по совершенствованию контрольно-надзорных функций и одобренные Правительственной комиссией по проведению административной реформы |
Минэкономразвития России |
III. Разработка и внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорных органов | ||||
24. |
Определение основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и органов, ее осуществляющих, и плана-графика реализации пилотного проекта по разработке и внедрению системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и органов, ее осуществляющих |
апрель 2016 г. |
проект распоряжения Правительства Российской Федерации |
Минэкономразвития России |
25. |
Реализация мероприятий пилотного проекта, направленных на разработку и внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и органов, ее осуществляющих, включая формирование системы сбора информации о результативности и эффективности исполнения контрольно-надзорных функций |
в соответствии с планом-графиком по реализации мероприятий пилотного проекта |
план-график по реализации мероприятий пилотного проекта |
Минэкономразвития России, МЧС России, Рослесхоз, Роспотребнадзор, ФМБА России, Росздравнадзор, Россельхознадзор, Ростехнадзор, Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации |
26. |
Обобщение итогов реализации пилотного проекта с предложениями о корректировке и дальнейшем внедрении системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и органов, ее осуществляющих, с проектом акта Правительства Российской Федерации, в том числе учитывающим необходимость закрепления ожидаемых конечных общественно значимых и ключевых показателей результативности и эффективности в документах стратегического планирования, а также с предложениями о необходимости установления показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и органов, ее осуществляющих, в нормативном правовом акте Президента Российской Федерации |
сентябрь 2016 г. |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минэкономразвития России, МЧС России, Рослесхоз, Роспотребнадзор, ФМБА России, Росздравнадзор, Россельхознадзор, Ростехнадзор, Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации |
27. |
Определение показателей результативности осуществления федерального государственного контроля (надзора) |
ноябрь 2016 г. |
проект указа Президента Российской Федерации |
Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей |
28. |
Внедрение системы оценки эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности и органов, ее осуществляющих, применительно ко всем видам государственного контроля (надзора) |
в течение года со дня принятия Указа Президента Российской Федерации, предусмотренного позицией 27 настоящего раздела |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
IV. Систематизация и актуализация обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю, включая исключение устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований | ||||
29. |
Разработка методических рекомендаций по составлению перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора), а также типовой формы перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю |
июнь 2016 г. |
проекты методических рекомендаций и типовой формы перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, представленные для одобрения в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций |
Минэкономразвития России, Минюст России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
30. |
Составление перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, размещение их на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, в сети "Интернет" и регулярное обновление информации об указанных актах |
2-месячный срок со дня одобрения подкомиссией по совершенствованию контрольно-надзорных функций методических рекомендаций, указанных в позиции 29 настоящего раздела |
проекты ведомственных актов, доклады федеральных органов исполнительной власти в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций |
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей |
31. |
Размещение текстов правовых актов, содержащих обязательные требования, на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, в сети "Интернет" |
4-месячный срок со дня одобрения подкомиссией по совершенствованию контрольно-надзорных функций методических рекомендаций, указанных в позиции 29 настоящего раздела |
доклад в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций |
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия |
32. |
Оценка полноты перечня и текстов правовых актов содержащих обязательные требования, размещенных на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, в сети "Интернет" |
декабрь 2016 г., далее - по мере необходимости с ежегодным представлением докладов |
доклад в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций |
рабочая группа по совершенствованию нормативно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности подкомиссии по совершенствованию контрольно-надзорных функций, Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
33. |
Разработка предложений по установлению порядка составления перечня обязательных требований, в том числе по исключению устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований |
июль 2016 г. |
доклад в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций |
Министр Российской Федерации Абызов М.А., Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации, Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации |
34. |
Разработка планов-графиков федеральных органов исполнительной власти по актуализации обязательных требований по каждому виду государственного контроля (надзора), в том числе по исключению устаревших, избыточных и дублирующих обязательных требований |
сентябрь 2016 г., далее - в соответствии с планами-графиками |
проект плана-графика федерального органа исполнительной власти, представленный на одобрение в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций, доклад о реализации плана-графика, представленного в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций |
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей |
35. |
Разработка предложений по определению особенностей установления новых обязательных требований |
ноябрь 2016 г. |
доклад в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций |
Министр Российской Федерации Абызов М.А., Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минюст России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
36. |
Подготовка предложений по устранению устаревших, избыточных и дублирующих обязательных требований в сфере пожарной безопасности |
май 2016 г. |
доклад в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций |
МЧС России, Ростехнадзор, Минстрой России, Минтранс России, Минприроды России, Росприроднадзор, Рослесхоз с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей
|
37. |
Подготовка предложений по устранению дублирующих обязательных требований в сфере обеспечения безопасных условий труда |
май 2016 г. |
доклад в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций |
Минтруд России, Роструд, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, ФМБА России с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей и общероссийских объединений (ассоциаций) профсоюзов |
38. |
Подготовка предложений по устранению устаревших и избыточных обязательных требований в трудовой сфере |
декабрь 2016 г. |
доклад в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций |
Минтруд России, Роструд, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, ФМБА России с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей и общероссийских объединений (ассоциаций) профсоюзов |
39. |
Подготовка предложений по устранению устаревших, избыточных и дублирующих обязательных требований в сфере оборота пищевой продукции |
май 2016 г. |
доклад в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций |
Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росрыболовство с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей
|
40. |
Подготовка предложений по устранению устаревших, избыточных и дублирующих обязательных требований в сфере обеспечения экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при размещении и эксплуатации производственных объектов |
май 2016 г. |
доклад в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций |
Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Ростехнадзор с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей |
41. |
Совершенствование порядка осуществления государственного земельного надзора в части разграничения компетенции уполномоченных органов при осуществлении государственного земельного надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о недопущении самовольного занятия земельных участков, об обязательном использовании земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства и огородничества |
июнь 2016 г. |
проект постановления Правительства Российской Федерации |
Минэкономразвития России, Минсельхоз России, Минприроды России, Росреестр с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей |
V. Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований | ||||
42. |
Разработка методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, в том числе в целях выявления и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций, а также повышения результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, и по публикации результатов указанных обобщения и анализа |
июль 2016 г. |
проект методических рекомендаций, представленный в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций |
Минэкономразвития России |
Установление порядка обобщения правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, ее анализа, в том числе в целях выявления и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций, а также повышения результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, и публикации результатов указанных обобщения и анализа |
сентябрь 2016 г. |
проекты ведомственных актов, отчеты в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций |
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия |
|
44. |
Разработка методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований |
сентябрь 2016 г. |
проект методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, проект доклада в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций |
Министр Российской Федерации Абызов М.А., Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации, Минэкономразвития России |
45. |
Подготовка и реализация программ профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований |
декабрь 2016 г. |
программы профилактических мероприятий, доклады федеральных органов исполнительной власти в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций |
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей |
46. |
Подготовка методических рекомендаций по составлению перечня типовых нарушений обязательных требований с их классификацией (дифференциацией) по степени риска причинения вреда вследствие нарушений обязательных требований и тяжести последствий таких нарушений |
май 2017 г. |
проект методических рекомендаций, представленный для одобрения в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций |
Минэкономразвития России, Министр Российской Федерации Абызов М.А., заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
47. |
Составление перечня типовых нарушений обязательных требований с их классификацией (дифференциацией) по степени риска причинения вреда вследствие нарушений обязательных требований и тяжести последствий таких нарушений |
декабрь 2017 г. (по отдельному плану-графику) |
перечень типовых нарушений, доклад федерального органа исполнительной власти в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций |
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей |
48. |
Законодательное закрепление возможности вынесения контрольно-надзорными органами предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований |
июнь 2016 г. |
проект федерального закона |
Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия |
49. |
Подготовка предложений по формированию системы оценки качества деятельности контрольно-надзорных органов с участием хозяйствующих субъектов и граждан |
сентябрь 2016 г. |
доклад в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций |
Министр Российской Федерации Абызов М.А., Минэкономразвития России, Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации |
VI. Подготовка предложений по оптимизации контрольно-надзорных функций, в том числе по выявлению и устранению избыточных и дублирующих функций | ||||
50. |
Предложения по формированию типовой модели организации контрольно-надзорной деятельности на региональном и муниципальном уровнях |
сентябрь 2016 г. |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Министр Российской Федерации Абызов М.А., органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
51. |
Определение структуры (матрицы) функций и полномочий органов контроля (надзора) на федеральном, региональном и муниципальном уровнях |
декабрь 2016 г. |
доклад в Правительственную комиссию по проведению административной реформы с учетом предложений, содержащихся в докладе, предусмотренном позицией 50 настоящего раздела |
Министр Российской Федерации Абызов М.А., федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия |
52. |
Определение закрытого перечня видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установление порядка его изменения |
февраль 2017 г. |
проект федерального закона, подготовленный по итогам реализации мероприятий, предусмотренных позициями 50 и 51 настоящего раздела |
Минэкономразвития России, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия |
53. |
Подготовка предложений по оптимизации структуры и сокращению численности контрольных и надзорных органов, их объединению по сферам деятельности, уточнению и исключению дублирования функций |
июнь 2016 г. |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Министр Российской Федерации Абызов М.А., Минэкономразвития России, Минтруд России, Минфин России, Минюст России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
54. |
Разработка регионального стандарта (методических рекомендаций) по реализации контрольно-надзорных полномочий субъектами Российской Федерации |
октябрь 2017 г. |
доклад в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций с учетом предложений, содержащихся в докладе, предусмотренном позицией 50 настоящего раздела |
Минэкономразвития России, Министр Российской Федерации Абызов М.А., органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
VII. Формирование научно-образовательной базы в интересах контрольно-надзорных органов, в том числе обеспечивающей подготовку и регулярную переподготовку кадров | ||||
55. |
Разработка отраслевых планов исследований в области риск-ориентированной контрольно-надзорной деятельности |
май 2016 г. |
проекты ведомственных актов |
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия |
56. |
Реализация отраслевых планов исследований в области риск-ориентированной контрольно-надзорной деятельности: создание стандартов, разработка требований, контрольно-надзорных мероприятий и др. |
июль 2017 г. |
доклад в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций |
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия |
57. |
Создание реестра результатов научно-исследовательской деятельности в различных отраслях для обеспечения контрольно-надзорных мероприятий |
ноябрь 2017 г. |
реестр результатов научно-исследовательской деятельности в различных отраслях для обеспечения контрольно-надзорных мероприятий, представленный в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций |
Минобрнауки России, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия |
58. |
Определение потребности в профессиональной переподготовке и повышении квалификации государственных гражданских служащих государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия |
ежегодно, не позднее 30 апреля |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минтруд России, Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия |
59. |
Анализ практики осуществления надзора органами прокуратуры за деятельностью органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля |
февраль 2017 г. |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Генеральная прокуратура Российской Федерации (по согласованию) |
60. |
Организация дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, в части использования при организации и проведении контрольно-надзорных мероприятий риск-ориентированного подхода, а также методическое обеспечение профессиональной служебной деятельности указанных федеральных государственных гражданских служащих |
февраль 2017 г., далее - ежегодно |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минтруд России, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия |
61. |
Подготовка следующих предложений по повышению качества отбора претендентов на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия: детализированные квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, с целью включения в справочник квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим, опубликованный на официальном сайте Минтруда России в сети "Интернет"; внесение изменений в ведомственные правовые акты, устанавливающие методики проведения конкурса на замещение должности гражданской службы и квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими указанных федеральных органов исполнительной власти; подготовка оценочных заданий для проверки соответствия претендентов и гражданских служащих квалификационным требованиям для замещения должностей гражданской службы |
ноябрь 2017 г. |
проекты ведомственных актов |
Минтруд России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия |
VIII. Развитие информационных систем и совершенствование межведомственного взаимодействия в целях обеспечения осуществления контрольно-надзорной деятельности | ||||
62. |
Определение порядка запроса и получения, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации, находящихся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, при организации и проведении проверок органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля |
апрель 2016 г. |
проект постановления Правительства Российской Федерации |
Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
63. |
Определение перечня документов и (или) информации, необходимых органам государственного контроля (надзора), органам муниципального контроля при организации и проведении проверок, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций |
апрель 2016 г. |
проект распоряжения Правительства Российской Федерации |
Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
64. |
Реализация технических мероприятий по обеспечению межведомственного взаимодействия при организации и проведении проверок |
по отдельному плану |
доклад в подкомиссию по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее - подкомиссия по информационным технологиям) |
Минэкономразвития России, Минкомсвязь России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
65. |
Доведение до федеральных органов исполнительной власти информации, необходимой для доработки ведомственных информационных систем в части взаимодействия с единым реестром субъектов малого и среднего предпринимательства |
май 2016 г. |
информация ФНС России, размещенная на официальном сайте ФНС России в сети "Интернет" |
ФНС России |
66. |
Разработка предложений по информационно-аналитическому обеспечению контрольно-надзорной деятельности, включающей описание и роли межведомственных государственных информационных систем (федеральных государственных информационных систем "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", государственной автоматизированной информационной системы "Управление", единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, единого реестра проверок) и ведомственных государственных информационных систем, схемы обмена данными между указанными системами |
август 2016 г. |
доклад в подкомиссию по информационным технологиям |
рабочая группа по развитию информатизации контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации подкомиссии по совершенствованию контрольно-надзорных функций |
67. |
Разработка методических рекомендаций по информатизации контрольно-надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти, включающих описание подходов к ведению реестра объектов, к автоматизации процессов проведения проверок, планированию и учету контрольных мероприятий, основанных на риск-ориентированном подходе, схемы интеграции с межведомственными федеральными государственными информационными системами (в том числе с федеральной государственной информационной системой "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", единым реестром субъектов малого и среднего предпринимательства, единым реестром проверок) |
декабрь 2016 г. |
доклад в подкомиссию по информационным технологиям |
Минэкономразвития России, Минкомсвязь России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
68. |
Разработка и внедрение единой модели справочников, использующихся в информационных системах, обеспечивающих поддержку контрольно-надзорной деятельности (в том числе в федеральных государственных информационных системах "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", государственной автоматизированной информационной системе "Управление", в едином реестре проверок) |
декабрь 2016 г. |
доклад в подкомиссию по информационным технологиям |
Минэкономразвития России, Минкомсвязь России |
69. |
Интеграция государственной автоматизированной информационной системы "Управление", федеральных государственных информационных систем "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", единого реестра проверок, автоматизированной системы формирования сводного плана проведения плановых проверок и согласования внеплановых проверок, единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в целях обеспечения возможности автоматизированного формирования отдельных показателей форм федерального статистического наблюдения 1-контроль "Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и 1-лицензирование "Сведения об осуществлении лицензирования" |
декабрь 2016 г. |
доклад в подкомиссию по информационным технологиям |
Минэкономразвития России, Минкомсвязь России, Федеральное казначейство |
70. |
Участие в разработке функциональных требований к развитию единого реестра проверок в части предусмотренного позициями 21 и 22 настоящего раздела расширения перечня видов контрольно-надзорных мероприятий, информация о проверках в рамках которых подлежит включению в единый реестр проверок |
июнь 2017 г. |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минэкономразвития России, Минкомсвязь России |
71. |
Разработка и внедрение в федеральную государственную информационную систему "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" функциональных возможностей, позволяющих обеспечить полное машиночитаемое описание контрольно-надзорных функций |
сентябрь 2017 г. |
доклад в подкомиссию по информационным технологиям |
Минэкономразвития России, Минкомсвязь России |
72. |
Разработка и внедрение в федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" функциональных возможностей, позволяющих получить в общедоступной части портала сведения о контрольно-надзорных функциях, содержащиеся в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", в личном кабинете юридического лица, индивидуального предпринимателя - сведения, содержащиеся в действующих информационных системах, в том числе в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", едином реестре проверок |
декабрь 2017 г. |
доклад в подкомиссию по информационным технологиям |
Минкомсвязь России, Минэкономразвития России |
73. |
Разработка облачного решения, обеспечивающего автоматизацию основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций |
декабрь 2016 г. |
доклад в подкомиссию по информационным технологиям |
Минкомсвязь России, Минэкономразвития России |
74. |
Разработка комплекта необходимых документов, регламентирующих использование облачного решения, обеспечивающего автоматизацию основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций, предоставление доступа к данному решению федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в соответствии с разработанными регламентами |
март 2017 г. |
доклад в подкомиссию по информационным технологиям |
Минкомсвязь России, Минэкономразвития России |
IX. Мероприятия по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности, предусмотренные отдельными поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации | ||||
75. |
Подготовка предложений по устранению избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов |
сроки и ответственные исполнители установлены поручением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N ДМ-П13-8410 в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N Пр-2508 |
||
76. |
Внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих применение к субъектам малого и среднего предпринимательства административного наказания исключительно в виде предупреждения при первичном выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий допущенных ими нарушений с одновременной выдачей предписания об устранении этих нарушений |
сроки и ответственные исполнители установлены поручением Правительства Российской Федерации от 29 января 2016 г. N ИШ-П13-383 в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 26 января 2016 г. N Пр-115 |
||
77. |
Внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих обязательную идентификацию личности заявителя при рассмотрении органами контроля (надзора) жалоб, в том числе направленных в форме электронного документа |
сроки и ответственные исполнители установлены поручением Правительства Российской Федерации от 29 января 2016 г. N ИШ-П13-383 в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 26 января 2016 г. N Пр-115 |
||
78. |
Подготовка проекта федерального закона о федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации |
сроки и ответственные исполнители установлены поручением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2016 г. N ДМ-П36-496 в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N Пр-2724 |
IV. Перечень правовых актов Российской Федерации, в которые должны быть внесены изменения или которые должны быть приняты в связи с реализацией "дорожной карты"
I. Перечень правовых актов Российской Федерации, в которые должны быть внесены изменения
1. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. N 215 "Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)".
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)".
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок".
7. Постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации об осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора).
8. Приказ Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
9. Приказы федеральных органов исполнительной власти об изменении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора).
II. Перечень правовых актов Российской Федерации, которые должны быть приняты
1. Федеральный закон о федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации.
2. Указ Президента Российской Федерации об установлении показателей результативности контрольно-надзорной деятельности и органов, ее осуществляющих.
3. Постановление Правительства Российской Федерации о порядке применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в России на 2016-2017 гг. В дальнейшем основные направления такой деятельности будут прописаны на законодательном уровне. Принятие базового законопроекта прописано и в "дорожной карте".
В план включены меры по повышению уровня защищённости охраняемых законом ценностей за счёт обеспечения соблюдения обязательных требований. Также предусматривается снижение при проведении государственного и муниципального контроля административных и финансовых издержек граждан и организаций, занимающихся предпринимательской и другими видами деятельности. Будет существенно оптимизирована структура контрольно-надзорных органов.
Сплошной контроль должен быть заменен риск-ориентированным подходом. При этом внимание концентрируется на наиболее опасных по потенциальным нарушениям и размеру возможного ущерба объектах контроля. Добросовестный бизнес, деятельность которого не связана с рисками для общества, должен быть освобожден от административной опеки контролирующих органов. Для предпринимателей будет сформирован исчерпывающий реестр обязательных требований, которые они должны соблюдать. Для этого предстоит проанализировать, какие требования предъявляются к ним сейчас, не дублируют ли они друг друга. В перспективе планируется внедрить систему наглядных и понятных "чек-листов" требований. Необходимо исключить ситуацию, когда различные контролирующие органы "по кругу" проверяют у предпринимателей одно и то же.
Планируется перейти на современные информтехнологии и взаимодействие контрольно-надзорных органов с бизнесом на базе дистанционного информационного обмена.
Распоряжение Правительства РФ от 1 апреля 2016 г. N 559-р
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 апреля 2016 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 апреля 2016 г. N 15 ст. 2118