Минобрнауки России совместно с Фондом социально-культурных инициатив под председательством Медведевой С.В. рекомендует провести в общеобразовательных организациях Урок мужества, посвященный Всероссийской общественно-государственной инициативе "Горячее сердце", в день Торжественной церемонии награждения лауреатов 17 февраля 2016 года (далее - Урок мужества).
Целью проведения Урока мужества является формирование представлений об ответственном гражданском поведении детей и молодежи на примерах отважных поступков их сверстников, а также неравнодушного отношения к людям, нуждающимся в помощи, участия в деятельности общественных объединений, направленных на заботу о представителях старшего и младшего поколений.
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных организациях Урока мужества прилагаются.
Приложение: на 5 л. в 1 экз.
|
В.Ш. Каганов |
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных организациях Урока мужества, посвященного Всероссийской общественно-государственной инициативе "Горячее сердце" в день Торжественной церемонии награждения лауреатов 17 февраля 2016 года
Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Паралимпийским комитетом России, Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, общественными объединениями третий год поддерживает проведение Фондом социально-культурных инициатив Всероссийской общественно-государственной инициативы "Горячее сердце" (далее - Инициатива).
Инициатива направлена на выражение общественного признания и благодарности детям и молодежи в возрасте до 23 лет, детским и молодежным общественным объединениям и организациям, которые бескорыстно приходят на помощь нуждающимся в ней людям, являясь примером мужества и отваги.
Содержание Инициативы позволяет объединить усилия органов государственной власти и общественных организаций в вопросах гражданского, нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Общая идея Инициативы - героизм, честь, сила воли, неравнодушие, - те качества, которые характеризуют гражданскую позицию личности и получают общественное признание в современной России.
Значимость и актуальность Инициативы обусловлены необходимостью поиска методов и средств решения проблем патриотического и нравственного воспитания детей и молодежи: формирования духовно-нравственных качеств, гражданственности и патриотизма, уважения к правам и свободам человека, развития социальной и гражданской активности, участия в проектах и программах общественно значимой деятельности.
Урок мужества является наиболее действенным средством обсуждения с обучающимися представлений о мужестве, долге, физической и нравственной готовности оказать помощь, чести, ответственности.
Целью Урока мужества является развитие представлений обучающихся об ответственном гражданском поведении детей и молодежи на примерах отважных поступков их сверстников.
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
мотивация обучающихся к проявлению неравнодушного, ответственного отношения к различным жизненным ситуациям;
включение обучающихся в социально полезную деятельность, используя примеры "горячих сердец" России;
организация взаимодействия обучающихся с молодежными и детскими общественными объединениями, некоммерческими организациями, институтами гражданского общества;
повышение познавательного интереса обучающихся к социально значимой общественной деятельности, направленной на заботу о представителях старшего и младшего поколения, а также неравнодушного отношения к людям, нуждающимся в помощи.
Содержательное наполнение Урока мужества представляет собой диалог, дискуссию о нравственных, гражданских ценностях, возможностях изменения окружающей действительности к лучшему. Образовательная часть Урока мужества иллюстрируется героическими примерами лауреатов Инициативы. Использование информационных технологий в ходе подготовки и проведения Урока мужества позволит вызвать глубокий эмоциональный отклик в душах детей, познакомить их с судьбами сверстников из различных субъектов Российской Федерации.
Особо следует акцентировать внимание обучающихся на событиях исторического наследия России, на подвигах защитников Отечества, страницы биографии которых демонстрируют активную гражданскую позицию, проявление в экстремальной ситуации, благородное преодоление трудностей. Содержание и форма проведения Урока мужества должны соответствовать поставленной цели и задачам воспитательного мероприятия.
Урок мужества позволит раскрыть понятия "патриотизм", "гражданственность", "подвиг", "героизм", "самоотверженность", "честь", "долг", включит обучающихся в дискуссию о неразрывной связи героической истории России и активного участия юных граждан в решении проблем ближайшего социального окружения.
Важными условиями при подготовке и проведении Урока мужества являются активность самих обучающихся, их заинтересованность в мероприятии, понимание его значимости, непосредственное участие обучающихся и их родителей во всех выбранных воспитательных формах работы. Результаты проведенного Урока мужества должны найти отражение на школьных сайтах, в общешкольном печатном органе, на информационных стендах образовательной организации.
Организация Урока мужества предполагает несколько этапов:
Этап подготовки:
изучение обучающимися информации и материалов Инициативы;
диагностика обучающихся: "Кто такие "горячие сердца" России?";
составление проектных заданий для обучающихся, иллюстративного материала к Уроку мужества;
подготовка оформления и места проведения Урока мужества;
приглашение гостей из числа представителей органов исполнительной и законодательной власти, руководства образовательной организации, учителей, родителей и молодых людей, отличившихся ответственным гражданским поведением.
Этап проведения Урока мужества:
Организационный момент: определение и обсуждение темы Урока мужества.
Содержательная часть. Информирование об Инициативе. Выступления представителей органов исполнительной и законодательной власти, руководства образовательной организации, учителей, родителей и молодых людей, отличившихся ответственным гражданским поведением.
Выступление проектных групп обучающихся по теме Урока мужества.
Подведение итогов. Рефлексия.
Этап последействия:
Размещение материалов на сайтах общеобразовательных организаций.
Обобщение результатов проектной деятельности.
Мотивация обучающихся к совершению добрых поступков и дел, включение в волонтерскую деятельность, разработку социально значимых проектов, участия в решении проблем, затрагивающих их права и интересы.
Оборудование: компьютер, проекционное оборудование, высказывания о героизме, благородстве, Почетная книга "Горячее сердце", иллюстративный материал об Инициативе и награжденных нагрудным знаком.
Урок мужества как вид воспитательной деятельности рекомендуется организовать на трех уровнях:
1-й уровень. Воспитательные мероприятия для обучающихся 1-4 классов, 5-6 классов, 7-9 классов, 10-11 классов.
2-уровень. Образовательная часть учебных занятий в рамках учебных предметов "История и обществознание". Экскурсии и посещение тематических выставок.
3-й уровень. Индивидуальная и групповая проектная и исследовательская деятельность обучающихся. Доклады обучающихся о результатах индивидуальных или групповых исследовательских проектов, направленных на выявление ответственного гражданского поведения.
Проектный подход при организации Урока мужества позволит объединить обучающихся, консолидировать воспитательный потенциал образовательной организации, задействовать вариативные формы и методы воспитательной работы. В проектной деятельности могут принять участие все обучающиеся с учетом их психолого-возрастных особенностей и уровневого подхода к результатам социального творчества обучающихся.
Рекомендуемые формы и методы организации Урока мужества
Необходимо использовать современные формы проведения урока: кино-урок, кино-викторины, диспут, дискуссия, путешествие во времени, презентация, литературная, историческая гостиная, виртуальная экскурсия, заочное путешествие с выполнением проектного задания, форум-театр и т.д.
С обучающимися 1-4 классов:
Основными формами проведения Урока мужества с младшими школьниками являются активные эмоциональные динамичные формы мероприятия: встречи с интересными людьми - почетными гостями, кино-викторины, презентации, конкурсы творческих работ "Горячие сердца".
С обучающимися 5-9 классов:
викторины, конкурсы, кино-просмотры, способствующие формированию интереса к сверстникам, совершившим подвиг в мирное время;
оформление веб-страницы школьного сайта о "Горячих сердцах";
сообщения обучающихся с использованием компьютерных презентаций;
проектная деятельность обучающихся;
конкурс творческих работ обучающихся: рисунков, сочинений, эссе, интервью;
С обучающимися 10-11 классов:
Диспуты: "Нужно ли рисковать собой ради спасения жизни других?";
виртуальные экскурсии "Горячие сердца", "Герои России", "Неравнодушные люди";
выполнение информационного или социального проекта;
презентации книги "Горячих сердец" 2014-2016 гг.;
кино-просмотры материалов о "Горячих сердцах".
Педагогическими и методическими условиями успешного проведения Урока мужества являются:
раскрытие личностного потенциала обучающихся;
опора на материалы инициативы "Горячие сердца";
использование наглядного материала, записей музыкальных произведений, мультимедийных презентаций, интернет-ресурсов.
Предлагаемые методические материалы можно использовать и при продолжении работы с обучающимися в рамках образовательных программ, программ патриотического и духовно-нравственного воспитания.
В 2015 году Фонд социально-культурных инициатив подготовил информационные материалы*, рассказывающие не только об участниках инициативы, но и поднимающие вопросы патриотизма, исторической связи поколений, неравнодушного отношения к окружающим людям, готовности и способности прийти на помощь. Они будут интересны и детям, и взрослым, а также могут стать предметом содержательного обсуждения, дискуссий.
Информационные материалы для проведения Урока мужества*
1. Официальный сайт Инициативы "Горячее сердце" http://cordis.fondsci.ru/
2. МГИК (Московский государственный институт кинематографии) http://massmedia.msuc.org/index.php?option=coim_content&view=article&id=6 70:q-q-&catid=1:2010-11-13-19-22-48&Itemid=18
3. МИР ТВ http://mirtv.ru/video/12872/
4. РОССИЙСКИЙ СОЮЗ СПАСАТЕЛЕЙ http://www.ruor.org/news/5505.html
5. ТЕЛЕКАНАЛ ЗВЕЗДА http://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201501310433-hp4y.htm
6. ТЕЛЕКАНАЛ ЗВЕЗДА http://www.youtube.com/watch?v=jY6Qm27LA1Y
7. ТЕЛЕКАНАЛ ЗВЕЗДА http://www.youtube.com/watch?v=irsmIfrsZnY
8. ТЕЛЕКАНАЛ ЗВЕЗДА http://www.youtube.com/watch?v=ef_9Pm7hcVY
9. ТЕЛЕКАНАЛ ЗВЕЗДА http://www.youtube.com/watch?v=QRY4j50nZz4
10. ТЕЛЕКАНАЛ ЗВЕЗДА http://www.youtube.com/watch?v=MDWm7FJ2-2M
11. ТЕЛЕКАНАЛ ЗВЕЗДА http://www.youtube.com/watch?v=y0fV292qJV8
12. ТЕЛЕКАНАЛ ЗВЕЗДА http://www.youtube.com/watch?v=G7oplN8HsnQ
13. ТЕЛЕКАНАЛ ЗВЕЗДА http://www.youtube.com/watch?v=wK7VRCMc7lg
14. ЕКАТЕРИНБУРГ ТВ https://youtu.be/UX8Ov07aRFc
15. ОРЛЕНОК ТВ https://youtu.be/PTqLjQboWJo
16. ОРЛЕНОК ТВ https://youtu.be/z1OQZGupV9k
Некоторые печатные СМИ (всего более 700 публикаций в СМИ и сети Интернет)
1. http://www.skc-fmba.ru/news/4606/
2. http://www.rfdeti.ru/news/9498-v-moskve-nagradili-pobediteley-pro ekta-goryachee-serdce
3. http://ug.ru/news/14343
4. http://www.ural.aif.ru/society/situation/1453902
5. http.//school19krsrm.ru/news/gorjachee_serdce/2015-03-02-252
6. http://plusinform.ru/main/6620-geroy-iz-tuvy-s-goryachim-serdcem.html
7. http://www.ruor.org/news/5505.html
Дополнительные источники
8. https://youtu.be/KSqJ1olhokk
9. https://youtu.be/xHKbs6E6dng
10. https://youtu.be/WaeE7vMP5NI
______________________________
* рекомендации будут размещены в электронном виде на сайте Инициативы и активны (доступны) для открытия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 января 2016 г. N ВК-50/09 "О проведении Урока мужества"
Текст письма официально опубликован не был