Вопрос: Временно пребывающие иностранцы вправе работать в России только на основании патента. Но процедура получения патента - долгая и трудоемкая. Поэтому многие компании, которые заинтересованы в иностранных работниках, обращаются к посредникам за помощью в оформлении патента будущим работникам или продлении патента действующим работникам. В услуги посредников входит: помощь в подготовке документов и организованной сдачи их в миграционный центр, помощь в оформлении медстраховки, помощь в прохождении тестирования по русскому языку, помощь в прохождении мед. анализов (в ускоренном варианте) и т.п. Такие услуги в среднем стоят 20-30 тыс. рублей. Просим вас разъяснить, вправе ли компания списать эти услуги, если из собственных средств оплачивает их за будущих или действующих работников?
Ответ: Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве "..." сообщает следующее.
1 Согласно пункту 1 статьи 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) работодатели или заказчики работ (услуг) имеют право привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при наличии у такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с данным Федеральным законом.
Для получения патента иностранный гражданин в течение тридцати календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию должен представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, в частности:
документы, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека;
документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации (подпункты 5; 6 пункта 2 статьи 13.3 Закона N 115-ФЗ).
В соответствии с абзацами 2 и 3 статьи 327.3 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) наряду с документами, предусмотренными статьей 65 ТК РФ, при заключении трудового договора поступающий на работу иностранный гражданин предъявляет работодателю договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации и разрешение на работу или патент.
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии их связи с деятельностью, направленной на получение дохода.
Кроме того, следует учитывать, что в соответствии со статьей 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы, или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
На основании пункта 25 статьи 255 Кодекса перечень расходов на оплату труда является открытым при условии, что расходы, произведенные в пользу работника, предусмотрены трудовым договором и (или) коллективным договором.
При этом пунктом 21 статьи 270 Кодекса также установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).
Таким образом, при признании в целях налогообложения прибыли расходов, указанных в обращении, следует исходить из вышеприведенных положений действующего законодательства РФ.
Государственный советник |
Е.А. Круглова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо УФНС России по г. Москве от 23 марта 2016 г. N 16-15/029019 "О разъяснении налогового законодательства"
Текст письма опубликован в региональном выпуске газеты "Учет. Налоги. Право в Москве" от 12-18 апреля 2016 г. N 14