Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.П. Селивоненко к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.П. Селивоненко оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации":
подпункта 6 пункта 1 статьи 28, в соответствии с абзацем первым которого трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
статьи 28.1, пунктом 1 которой установлено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, в частности в соответствии с пунктами 7-14 статьи 14) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1-10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
пункта 3 статьи 30, которым установлено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года право на определение расчетного размера трудовой пенсии с применением повышенного размера отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (от 1,4 до 1,9) независимо от места жительства предоставлено лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 данного Федерального закона.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы, увязывая возможность исчисления пенсии с применением повышенного размера отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации независимо от места проживания пенсионера с наличием у него по состоянию на 1 января 2002 года страхового стажа не менее 25 лет (для женщин - 20 лет), ущемляют его конституционные права, поскольку противоречат утратившей силу лишь с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ статье 31 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", абзацем первым которой было установлено, что лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, пенсия назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения за пенсией.
Оспариваемые положения были применены в деле заявителя судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Абзац первый подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (аналогичная норма воспроизведена в пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года) определяет условия назначения трудовой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста лицам, осуществляющим трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Такое правовое регулирование направлено на реализацию права на досрочное пенсионное обеспечение названной категории граждан, в равной мере распространяется на всех лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также выехавших на постоянное жительство за пределы указанных территорий, а потому само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Положение пункта 1 статьи 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обеспечивает реализацию пенсионных прав лиц, занятых на соответствующих видах работ и в определенных местностях, и также не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии, в том числе исчисления расчетного размера пенсии при оценке пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года с учетом повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации. Положение пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" направлено на обеспечение сохранения права граждан на применение повышенного отношения среднемесячной заработной платы застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации при установлении расчетного размера пенсии по состоянию на 1 января 2002 года для лиц, выехавших за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в равной степени распространяется на лиц, которые приобрели пенсионные права до 1 января 2002 года, и также не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Проверка же соответствия норм одного закона другому закону не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Селивоненко Сергея Петровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 марта 2016 г. N 501-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Селивоненко Сергея Петровича на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 6 пункта 1 статьи 28, статьи 28.1 и пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был