Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой,
рассмотрев по требованию гражданина А.В. Булычева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.В. Булычев оспаривает конституционность подпункта "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", согласно которому военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Кроме того, в своей жалобе заявитель ставит вопрос о конституционности применения судами общей юрисдикции в его деле статьи 324 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в которой закреплен порядок вынесения судьей определения об отказе в передаче кассационной жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, а также статьи 328 данного Кодекса, предусматривающей основания для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
По мнению заявителя, уволенного с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, применение в его деле судами общей юрисдикции подпункта "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку нарушает его право быть уволенным с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 1 статьи 51 названного Федерального закона (по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе).
Ставя под сомнение конституционность положений статей 324 и 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заявитель указывает на неправомерное рассмотрение судом его кассационной жалобы в порядке, предусмотренном указанным Кодексом, тогда как оспаривавшиеся в кассационном порядке вынесенные по делу с его участием судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций были вынесены в соответствии с гражданским процессуальным законодательством. По его мнению, такое применение судом кассационной инстанции указанных норм противоречит статье 5 "Осуществление правосудия только судами" ГПК Российской Федерации и части 4 статьи 1 "Предмет регулирования настоящего Кодекса" Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Оспариваемые законоположения применены в деле заявителя судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные А.В. Булычевым материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Оспариваемый заявителем подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" имеет целью упорядочивание отношений по прекращению военной службы и не предполагает возможности произвольного избрания основания увольнения военнослужащего со службы без учета фактических обстоятельств, предшествовавших его увольнению. Такое правовое регулирование, обусловленное объективными потребностями организации военной службы, в равной мере распространяющееся на всех военнослужащих, не может расцениваться как нарушающее права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Оценка же правильности выбора основания увольнения А.В. Булычева с военной службы, а также допустимости увольнения военнослужащего по указанному основанию с учетом обстоятельств конкретного дела заявителя связаны с установлением и исследованием фактических обстоятельств, что не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
2.2. Рассмотрение судами заявленного А.В. Булычевым в суде общей юрисдикции требования об оспаривании действий (бездействия) органов военного управления с введением в действие 15 сентября 2015 года Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является предметом регулирования данного Кодекса (пункт 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Поскольку на основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 8 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений), оспариваемые законоположения не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Булычева Алексея Владимировича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 марта 2016 г. N 492-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Булычева Алексея Владимировича на нарушение его конституционных прав подпунктом "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", статьями 324 и 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был