Стандарт ОАО "РЖД" СТО РЖД 1.09.008-2008
"Комиссионный осмотр моторвагонного подвижного состава. Порядок проведения"
(утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 31 июля 2008 г. N 1634р)
Дата введения - 1 августа 2008 г.
Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает порядок проведения комиссионного осмотра моторвагонного подвижного состава: электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсового автобуса (далее - МВПС), квалификацию исполнителей, контролирующих содержание МВПС.
Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО "РЖД", филиалами ОАО "РЖД", эксплуатирующими МВПС, при организации и проведении комиссионного осмотра.
Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО "РЖД".
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.0.003-74 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация
ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Основные термины и определения
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 27.002, ГОСТ 15467, ГОСТ 16504, ГОСТ 18322, [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 комиссионный осмотр: Комплекс мероприятий по проверке технического, противопожарного и санитарно-гигиенического состояния МВПС, а также выполнения в депо требований руководств по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.
3.2 инвентарный парк МВПС: Количество единиц МВПС в распоряжении железной дороги и приписанного к соответствующим моторвагонным депо и состоящего из эксплуатируемого и неэксплуатируемого парка.
Примечания
1 Учет инвентарного парка МВПС ведут в секциях.
2 3а секцию МВПС принимают:
- у электропоездов серий ЭР1, ЭР2, ЭР2 всех индексов, ЭТ2, ЭТ2 всех индексов, ЭД2Т, ЭД4, ЭД4 всех индексов, ЭР9, ЭР9 всех индексов, ЭД9 всех индексов - один моторный и один прицепной промежуточный (головной) вагоны, серии ЭД6 - один моторный вагон и два прицепных (один из них головной) вагона, серии ЭР200 - два моторных вагона (крайние секции - два моторных и один прицепной головной вагон); у электропоездов заводского исполнения с нечетным числом вагонов - один моторный и один прицепной вагоны, а также один моторный и два прицепных вагона;
- у дизель-поездов серии Д1 (четырехвагонный), Д2, МДП4 - один моторный (головной) и один прицепной вагоны; серии Д1 (шестивагонный) и ДР1 всех индексов - один моторный (головной) и два прицепных вагона, ДЛ2 - один моторный (головной) и 5 прицепных вагонов;
- у автомотрис серии АЧ2 - один моторный (головной) и два прицепных вагона, рельсовых автобусов серии РА1 - один моторный (головной) вагон, серии РА2 - два моторных (головных) вагона и один прицепной вагон.
3 Исходя из условий эксплуатации, по разрешению Управления пригородных пассажирских перевозок Департамента пассажирских сообщений, согласованному с Департаментами управления перевозками и корпоративной информатизации, состав секций может изменяться.
3.3 эксплуатируемый парк МВПС: МВПС, занятый в пассажирском движении местного и пригородного сообщений, находящийся под техническими операциями, на техническом обслуживании, в ожидании работы как на станционных путях, так и на путях основного и оборотного депо.
4 Общие положения
4.1 Настоящий стандарт обеспечивает выполнение требований пункта 12.5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [2]. Опасные и вредные производственные факторы по ГОСТ 12.0.003, воздействующие на персонал при комиссионном осмотре, не должны превышать значений, установленных для них соответствующими нормативными документами.
4.2 Комиссионный осмотр МВПС проводят комиссии, которые создают в каждом депо на период проведения комиссионного осмотра. Как правило, в депо создают одну комиссию.
В случае, если в составе депо имеется территориально удаленное подразделение, к которому приписан МВПС, допускается по решению руководства Дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении, службы пригородных перевозок (далее - Дорожная пригородная дирекция) железной дороги (далее - дорога) создавать в таком подразделении комиссию на общих основаниях.
4.3 Весенний комиссионный осмотр МВПС проводят с 1 апреля по 31 мая. Начало осеннего комиссионного осмотра 1 сентября, окончание - в сроки, установленные инструкцией по подготовке к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах ОАО "РЖД" [3].
4.4 В зависимости от климатических # и размеров парка начальник дороги (его заместитель) имеет право уточнить сроки проведения комиссионного осмотра по каждому депо в пределах сроков, указанных в 4.3.
4.5 Определение и учет МВПС, подлежащего комиссионному осмотру, проводят в соответствии с Инструкцией по учету наличия, состояния, ремонта, технического обслуживания, работы и использования тягового подвижного состава [4].
5 Весенний и осенний комиссионные осмотры
5.1 Формирование комиссий
5.1.1 Весенний и осенний комиссионные осмотры эксплуатируемого парка проводят в соответствии с приказом начальника дороги. В приказе указывают мероприятия по подготовке парка МВПС дороги к комиссионному осмотру, для каждого депо определяют сроки и порядок проведения комиссионных осмотров, а также назначают председателей комиссий и их заместителей. Приказ начальника дороги должен быть выпущен не позднее, чем за 20 дней до начала комиссионного осмотра.
5.1.2 На основании приказа начальника дороги начальник Дорожной пригородной дирекции издает приказ о проведении комиссионного осмотра МВПС.
В приказе устанавливают:
- сроки проведения комиссионного осмотра;
- определяют мероприятия по подготовке депо и парка МВПС к комиссионному осмотру, конкретных исполнителей по всем мероприятиям, персональный состав комиссий;
- порядок проведения комиссионного осмотра парка депо.
Перечень организационно-технических мероприятий и обязательных работ, подлежащих выполнению при подготовке и проведении комиссионного осмотра, приведен в приложении А. Приказ должен быть издан не позднее, чем за 15 дней до начала комиссионного осмотра.
До начала комиссионного осмотра начальник Дорожной пригородной дирекции должен провести совещание с участием председателей комиссий и начальников депо с рассмотрением на нем задач и порядка проведения комиссионного осмотра.
5.1.3 Председателей комиссий и их заместителей при осеннем комиссионном осмотре МВПС назначают из числа руководителей и специалистов Дорожной пригородной дирекции, старших приёмщиков (приёмщиков) МВПС и заместителей начальников депо по ремонту из других депо дороги. По согласованию с Управлением пригородных пассажирских перевозок Департамента пассажирских сообщений ОАО "РЖД" допускается назначать председателями комиссий при осеннем комиссионном осмотре начальника (заместителя начальника) депо приписки МВПС.
Председателями комиссий и их заместителей при весеннем комиссионном осмотре МВПС назначают, как правило, начальников депо, их заместителей или старших приёмщиков (приёмщиков). Допускается назначать председателей комиссий из числа лиц, назначаемых председателями при осеннем комиссионном осмотре МВПС.
5.1.4 Членами комиссии могут быть назначены заместители начальника депо, главный инженер, старший приёмщик (приёмщик) МВПС, начальник технического отдела (главный технолог), инженер по охране труда и технике безопасности, заведующий химико-технической лабораторией, старшие мастера участков по ремонту МВПС, а также (при необходимости) работники дистанций сигнализации и связи, обслуживающие устройства безопасности и радиосвязи, в должности не ниже старшего электромеханика (по согласованию с руководителями соответствующих дистанций). В состав комиссии должны быть включены инженеры-технологи, мастера и машинисты-инструкторы. По усмотрению начальника Дорожной пригородной дирекции в состав комиссии могут быть включены представители органов пожарного надзора и санитарно-эпидемиологического надзора по согласованию с их руководством.
5.1.5 Приказом начальника депо должны быть распределены обязанности между членами комиссии и установлена их ответственность за осмотр конкретных узлов МВПС. Допускается выполнение одних и тех же обязанностей в комиссии несколькими работниками по графику. При необходимости члены комиссии могут освобождаться от основных производственных обязанностей (полностью или частично).
5.2 Подготовка к проведению комиссионного осмотра
5.2.1 В приказе депо по подготовке к весеннему (осеннему) комиссионному осмотру должно быть предусмотрено выполнение следующих мероприятий:
- подготовка и утверждение перечня МВПС с учетом требований 5.2.2;
- проведение анализа надежности работы узлов и систем каждой секции МВПС за период от предыдущего комиссионного осмотра, планирование мер по улучшению технического состояния парка;
- закрепление МВПС, эксплуатируемого при сменной езде, за локомотивными бригадами и машинистами-инструкторами для приведения в надлежащее состояние их внешнего вида;
- составление и утверждение календарных планов предъявления МВПС комиссиям.
5.2.2 Перечень МВПС, подлежащего весеннему (осеннему) комиссионному осмотру, должен быть составлен с учетом планов капитального ремонта, текущего ремонта ТР-3, модернизаций, планов выпуска в эксплуатацию и отставления в запас, планов исключения МВПС из инвентарного парка.
Весеннему (осеннему) комиссионному осмотру не подлежит МВПС:
- находящийся в капитальном ремонте, если выпуск в эксплуатацию запланирован после окончания комиссионного осмотра;
- запланированный к отправке в капитальный ремонт в период проведения комиссионного осмотра;
- находящийся в текущем ремонте ТР-3 или запланированный к отправке в текущий ремонт ТР-3 в период проведения комиссионного осмотра, если выпуск в эксплуатацию запланирован после окончания комиссионного осмотра;
- подлежащий исключению из инвентарного парка согласно плану в период проведения комиссионного осмотра;
- ожидающий исключения из инвентарного парка согласно инструкции по учету [4];
- находящийся в запасе ОАО "РЖД" и резерве железной дороги в случае хранения его на базах запаса.
Примечание - Постановка и требования к документированию и содержанию МВПС запаса ОАО "РЖД" и резерва дороги по приложению Б.
5.2.3 Во время весеннего (осеннего) комиссионного осмотра допускается отставлять в запас ОАО "РЖД" или резерв дороги только МВПС, прошедший комиссионный осмотр. МВПС, выпускаемый в течение весеннего или осеннего комиссионного осмотра в эксплуатацию из запаса или резерва, подлежит комиссионному осмотру.
Если МВПС выпускают в эксплуатацию после модернизации в период проведения комиссионного осмотра, он должен быть осмотрен после окончания модернизации.
5.2.4 Перечень МВПС, подлежащего комиссионному осмотру, для депо должен быть составлен по номерам МВПС, для дороги - обобщенным с разбивкой по депо и сериям. К перечню прилагают справку о МВПС, не подлежащем комиссионному осмотру. По каждому МВПС, не подлежащему комиссионному осмотру, справка должна содержать сведения о причинах, по которым он не подлежит комиссионному осмотру, и о месте его дислокации. Справка дороги должна быть обобщенной с разбивкой по депо и сериям.
5.2.5 Перечень МВПС, подлежащего комиссионному осмотру в депо, должен быть представлен на утверждение в Дорожную пригородную дирекцию дороги не позднее, чем за 7 рабочих дней до начала комиссионного осмотра. Деповские и составленный на их основе дорожные перечни должны быть утверждены начальником Дорожной пригородной дирекции дороги не позднее, чем за 5 рабочих дней до начала комиссионного осмотра. В случае корректировки планов ремонта и модернизации МВПС или пересмотра договоров на аренду МВПС допускается изменять в ходе комиссионного осмотра утвержденные перечни по согласованию с Управлением пригородных пассажирских перевозок Департамента пассажирских сообщений ОАО "РЖД".
Об утверждении перечня МВПС дороги, подлежащего комиссионному осмотру Дорожная пригородная дирекция извещает Управление пригородных пассажирских перевозок Департамента пассажирских сообщений ОАО "РЖД" по факсу, телеграфу или электронной связи. При этом передают информацию о количестве единиц МВПС, подлежащего комиссионному осмотру и не подлежащего комиссионному осмотру, группируя их по причинам.
5.2.6 Анализ технического состояния каждой секции МВПС эксплуатируемого парка проводят на основе сведений об эксплуатации и ремонте МВПС, содержащихся в книгах (журналах) форм ТУ-28, ТУ-29, ТУ-152 и других формах первичной документации по локомотивному хозяйству (приложение В), результатов диагностики, измерений величин износа деталей, лабораторных анализов рабочих жидкостей и смазок за период от предыдущего комиссионного осмотра.
5.2.7 На основе проведенного анализа по 5.2.1 и 5.2.6 для МВПС должен быть составлен и утвержден начальником депо перечень работ с указанием по каждой секции:
- номенклатуры и объемов работ;
- сроков их выполнения;
- видов ремонта (технического обслуживания);
- привлекаемого дополнительного производственного персонала и закрепление его по видам работ;
- материально-технического обеспечения работ.
Сроки устанавливают таким образом, чтобы работы были завершены до предъявления МВПС комиссии.
Допускается проводить работы по восстановлению внешнего вида на МВПС, находящемся в эксплуатируемом парке, если это не нарушает его работоспособности. При выполнении работ, например окрасочных, требующих отставки МВПС от эксплуатации, он должен быть переведен в число неисправных.
5.2.8 В депо на весь период проведения весеннего (осеннего) комиссионного осмотра с учетом 5.2.1 и 5.2.2 составляют календарный план предъявления МВПС комиссии, который передают в Дорожную пригородную дирекцию, для составления дорожного плана с разбивкой по депо.
Календарный план составляют таким образом, чтобы комиссионный осмотр МВПС совмещался с текущим ремонтом ТР-2, ТР-1. Допускается проводить комиссионный осмотр МВПС на техническом обслуживании ТО-3 при отсутствии возможности постановки его на ТР-1. Комиссионный осмотр МВПС, прибывшего или выпущенного в период комиссионного осмотра из капитального ремонта, текущих ремонтов ТР-3 или ТР-2, должен совмещаться с первым ТО-3 или ТР-1 после выпуска в эксплуатацию.
5.2.9 МВПС, отставленный в краткосрочный резерв (без консервации), перед предъявлением комиссии должен быть выпущен в эксплуатацию.
5.2.10 Комиссионный осмотр МВПС должен проводиться только при его нахождении в депо приписки. Не допускается предъявлять комиссии МВПС, находящийся в пункте оборота, другом депо, на ремонтном предприятии или станционных путях.
Допускается на основании приказа начальника дороги проводить комиссионный осмотр приписного парка МВПС в другом депо дороги при условии наличия смотровых канав и технологической оснастки цехов, обеспечивающей выполнение ТО-3 и ТР-1.
5.3 Порядок проведения комиссионного осмотра и оценка состояния МВПС
5.3.1 На комиссионный осмотр должен ставиться подготовленный по 5.2.8 МВПС (отдельные секции). В зависимости от хода комиссионного осмотра календарный план может корректироваться. Откорректированные недельные планы должны направляться дежурному по депо для организации своевременного захода МВПС в депо.
5.3.2 Комиссия оценивает по каждой секции МВПС техническое, противопожарное и санитарно-гигиеническое состояние и качество содержания его локомотивной бригадой. На основании изучения документации (приложение В) и полученных по 5.2.6 сведений о надежности работы сборочных единиц и систем МВПС эксплуатируемого парка и непосредственного комиссионного осмотра, комиссия делает заключение о состоянии МВПС (секции) и его готовности к устойчивой работе в соответствующий период.
5.3.3 Допускается предъявлять комиссии МВПС, находящийся в эксплуатируемом парке, если после проведения текущего ремонта ТР-1 или ТР-2 прошло не более 15 суток.
5.3.4 Соблюдение установленной технологии и качество выполнения операций технического обслуживания или ремонта, члены комиссии проверяют, как правило на ТО-3 или ТР-1.
5.3.5 МВПС предъявляют комиссии для комиссионного осмотра после выполнения регламентных работ (диагностики, измерения величин износа деталей и проведения лабораторных анализов горюче-смазочных материалов). Замечания членов комиссии об обнаруженных при комиссионном осмотре дефектах и недостатках заносят в книгу формы ТУ-28. Результаты комиссионного осмотра МВПС фиксируют в книге формы ТУ-28 в произвольной форме с приложением всех выполненных замеров, с оформлением протокола. Пример оформления протокола приведен в приложении Г.
5.3.6 Оценки за техническое, противопожарное и санитарно-гигиеническое состояние МВПС и содержание его локомотивной бригадой выставляют на заседании комиссии в составе всех ее членов. Представители аппарата управления ОАО "РЖД", управления и отделения дороги вправе присутствовать на заседаниях и принимать участие в работе комиссии. Председатель комиссии принимает решение о выставлении оценки с учетом высказанных мнений всех членов комиссии.
5.3.7 Техническое состояние МВПС может быть оценено как отличное - пять баллов, хорошее - четыре балла, удовлетворительное - три балла или неудовлетворительное - два балла.
Положительные оценки ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно") могут быть выставлены при условии, что обнаруженные комиссией дефекты устранены в течение установленной нормы продолжительности ремонта или технического обслуживания, с которым совмещается комиссионный осмотр, а осмотренный МВПС соответствует требованиям эксплуатационной документации на него, объем записанного ремонта не превышает регламентный объем текущего ремонта ТР-2, ТР-1 или технического обслуживания ТО-3, на котором был проведен комиссионный осмотр.
Оценку "отлично" выставляют, если все эксплуатационные характеристики МВПС близки к оптимальному предельному значению, узлы и системы работают без отказов, а износ их деталей не превышает значений, допускаемых при выпуске из текущего ремонта ТР-3. Оценку "хорошо" выставляют, если износ деталей узлов и систем комиссионно осмотренного МВПС не превышает значений, допускаемых при выпуске из текущего ремонта ТР-2. Оценку "удовлетворительно" выставляют, если эксплуатационные характеристики МВПС находятся в допустимых пределах, а износ деталей узлов и систем не превышает установленные для эксплуатации браковочные значения.
Оценку "неудовлетворительно" выставляют в случае обнаружения комиссией дефектов, которые невозможно устранить в течение установленной продолжительности технического обслуживания или текущего ремонта, с которым совмещается комиссионный осмотр.
5.3.8 Оценка технического состояния МВПС должна учитывать совокупность отдельных оценок технического состояния его составных частей. Отдельно оценивают состояние:
- экипажных (ходовых) частей;
- тяговых и вспомогательных электрических машин;
- электрического оборудования;
- тормозного оборудования;
- устройств и систем, обеспечивающих безопасность движения (приборов безопасности), и радиосвязи;
- оборудования кабин управления.
Кроме того, для МВПС с дизельной силовой установкой оценивают состояние:
- дизеля;
- вспомогательных систем и их приводов.
5.3.9 Оценка за общее техническое состояние МВПС является итоговой. Она не может быть выше самой низкой оценки, выставленной за состояние одной из составных частей МВПС, за исключением оценок за состояние оборудования кабин управления. Оценка за общее техническое состояние может превышать не более чем на один балл оценку за состояние кабин управления, если она снижена за состояние узлов, непосредственно не влияющих на безопасность движения и поддержание температурного режима в кабине.
5.3.10 При оценке технического состояния обращают внимание на:
- износ, ослабление и проворот бандажей колесных пар, износ моторно-осевых подшипников, тягового редуктора, наличников челюстных букс, предохранительных устройств и других изнашивающихся деталей;
- состояние главной рамы (несущего кузова), рам тележек, тормозной рычажной передачи и исполнительных механизмов дисковых тормозов, гасителей колебаний, карданной передачи, резинометаллических упругих элементов, окрасочного слоя кузова и ходовых частей;
- износ коллекторов, состояние якорных подшипников, щеткодержателей, изоляции выводных и соединительных кабелей, изоляции обмоток тяговых электродвигателей (при невозможности объективной оценки - по наработке от последней пропитки);
- состояние электрической аппаратуры и электрических цепей, в том числе подвижных частей электроаппаратов, изоляции силовых кабелей и проводов вспомогательных цепей, пусковых, тормозных резисторов;
- износ подшипников коленчатого вала и других изнашивающихся деталей дизеля, отсутствие течей масла, топлива и воды, выбег турбокомпрессоров, расход топлива и масла;
- состояние систем для охлаждения воды и масла дизеля, вентиляторов охлаждения электрических машин, гидромеханических и механических редукторов, валопроводов, гидростатических приводов, компрессоров.
При оценке технического состояния узлов и систем МВПС необходимо обращать также внимание на состояние других не указанных ответственных деталей. При этом следует оценивать возможность их безотказной работы или необходимость проведения ремонта исходя из степени износа деталей и результатами диагностирования.
5.3.11 Дополнительно должна быть оценена подготовка МВПС для работы в сезонных (летних или зимних) условиях на соответствующих (весеннем или осеннем) комиссионных осмотрах по техническим указаниям [5], [6], обращая особое внимание на работу систем обеспечения комфорта и безопасности пассажиров (работа систем вентиляции, калориферного отопления, регулирование температурного режима, санитарно-гигиенические условия, скрытое видеонаблюдение, связь пассажиров с локомотивной бригадой, обеспечение экстренной эвакуации).
5.3.12 Противопожарное состояние МВПС может оцениваться как удовлетворительное или неудовлетворительное.
Оценка "удовлетворительно" может быть выставлена, если состояние МВПС соответствует инструкции по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе [7]. В противном случае выставляется оценка "неудовлетворительно".
В случае если противопожарное состояние МВПС признано неудовлетворительным из-за состояния составных частей систем пожаротушения или пожарной сигнализации, оценка за общее техническое состояние также должна быть выставлена "неудовлетворительно".
5.3.13 Содержание МВПС закрепленной локомотивной бригадой может быть оценено как отличное - пять баллов, хорошее - четыре балла, удовлетворительное - три балла или неудовлетворительное - два балла. В случае если МВПС эксплуатируют при сменной езде, оценивают подготовку к комиссионному осмотру назначенными локомотивными бригадами.
5.3.14 Результаты комиссионного осмотра МВПС оформляют протоколом в книге формы ТУ-28. Протокол размещают после записей о выполнении технического обслуживания или ремонта, в том числе данных о результатах проведенной диагностики, измерения величин износа деталей и выполнения лабораторных анализов. В протоколе фиксируют дату составления и указывают вид комиссионного осмотра: "весенний (осенний) комиссионный осмотр".
В протокол заносят выявленные при комиссионном осмотре дефекты и недостатки, а также замечания в части соблюдения установленной технологии и качества выполнения операций при проверке по 5.3.4. Дефекты и недостатки члены комиссии заносят в соответствующие графы книги формы ТУ-28. Об устранении дефектов в соответствующих графах мастер или бригадир делает отметки. После устранения замечаний с отметками об этом записывают выставленные оценки за техническое состояние (в том числе оценки по видам оборудования и итоговая оценка), противопожарное состояние, содержание МВПС локомотивной бригадой. Оценки должны сопровождаться пояснениями о причинах их снижения. Протокол подписывают председатель и члены комиссии с указанием должностей, фамилий и ини
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стандарт ОАО "РЖД" СТО РЖД 1.09.008-2008 "Комиссионный осмотр моторвагонного подвижного состава. Порядок проведения" (утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 31 июля 2008 г. N 1634р)
Текст документа приводится по изданию ОАО "РЖД" (Москва, 2008 г.)
Дата введения - 1 августа 2008 г.
1 Разработан Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (ВНИКТИ)
2 Внесен Департаментом пассажирских сообщений ОАО "РЖД"
3 Утвержден и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 31.07.08 N 1634р
4 Введен впервые
Учетный регистрационный номер ____________