Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму Министерства труда
и социальной защиты РФ
от 11 декабря 2015 г. N 16-2/10/П-7704
Методические рекомендации
по оказанию содействия в поиске подходящей работы выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, относящимся к категории инвалидов
Нормативной и правовой основой содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (далее - образовательные организации), являются:
- Конвенция ООН "О правах инвалидов" от 13.12.2006*(1);
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"*(2);
- Федеральный закон от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"*(3);
- Федеральный закон от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"*(4);
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ*(5);
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"*(6);
- распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 N 1921-р "О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования*(7);
- постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы";
- приказ Минтруда России от 04.08.2014 N 515 "Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности";
- приказ Минтруда России от 23.08.2013 N 380н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования"*(8);
- приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры"*(9);
- Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на 2015 год (первоочередные меры), утвержденный заместителем Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец 22.04.2015 N 2466п-П8;
- План мероприятий на период 2015-2017 годов по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, утвержденный заместителем министра образования и науки Российской Федерации А.А. Климовым 31.08.2015 N АК-67/05вн;
- Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утверждены 08.04.2014 N АК-44/05вн);
- Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса, от 26.12.2014 N 06-2412вн;
- Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования от 20.04.2015 N 06-830в.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названных Методических рекомендаций следует читать как "N 06-830вн"
Деятельность образовательной организации по содействию трудоустройству выпускников образовательных организаций, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, реализуется через структурное подразделение, которое помогает студентам и выпускникам определиться с направлением дальнейшей занятости и построить траекторию своей карьеры. Одним из основных критериев работы такого структурного подразделения является в том числе повышение количества трудоустроенных выпускников с инвалидностью и ОВЗ, а также их закрепление на рабочих местах.
Содействие трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях предполагает:
- создание материально-технической базы для работы с инвалидами и лицами с ОВЗ в структурном подразделении, отвечающем за содействие в трудоустройстве;
- проведение системной, комплексной профориентационной работы с обучающимися и будущими абитуриентами в случае, если это профессиональная образовательная организация или образовательная организация высшего образования;
- формирование баз данных обучающихся и выпускников, относящихся к категории инвалидов или лиц с ОВЗ;
- формирование базы данных партнерских организаций, оказывающих содействие в трудоустройстве инвалидов и лиц с ОВЗ.
Структурное подразделение, оказывающее содействие в трудоустройстве инвалидам и лицам с ОВЗ, должно быть архитектурно доступно, помещения оснащены с учетом потребностей людей с инвалидностью различных нозологических групп.
Структура и требования к кадровому составу такого подразделения устанавливаются образовательной организацией на основании локального нормативного акта. Квалификационные требования к работникам определяются на основании раздела "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" приказа Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих"*(10) (далее - приказ Минздравсоцразвития России N 1н) и раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" приказа Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих"*(11). В случае отсутствия должности в приказе Минздравсоцразвития России N 1н обязательным требованием к сотруднику подразделения является наличие высшего образования без предъявления требований к стажу работы или наличие среднего профессионального образования и стажа работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.
В штатном расписании должны быть ставки психолога, дефектолога (олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога), ассистента, тьютора, социального педагога и других специалистов, обеспечивающих профессиональную ориентацию и содействие в поиске работы.
Источники финансирования работы структурного подразделения, оказывающего содействие в трудоустройстве, в том числе инвалидам и лицам с ОВЗ, определяются образовательной организацией самостоятельно.
Основные направления работы с обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ в части системного выстраивания индивидуальной траектории карьеры и содействия трудоустройству:
- профессиональная ориентация, профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный подбор, профессиональный отбор, профессиональная, производственная и социальная адаптация;
- системная работа в части выстраивания индивидуальной карьеры и содействия трудоустройству;
- организация и проведение психологического и профессионального тестирования;
- проведение тренингов, деловых профориентационных игр, ярмарок учебных и рабочих мест, справочно-информационных бесед, профессиональных экскурсий, конкурсов, выставок и сочинений на тему выбора профессии.
Возможно также создание производственных и творческих мастерских с целью привития профессиональных навыков и выявления склонностей.
Системная работа с обучающимися, относящимися к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, начинается с внесения в базу данных информации о группе инвалидности, нозологии, степени ограничения возможностей, сведений индивидуальной программы реабилитации, о профессии, специальности, направлении подготовки, по которым студент обучается, об увлечениях (хобби), о желании получить дополнительное образование (с указанием направлений), о требованиях к будущей работе. Данная информация может быть получена методом анкетирования или собеседования.
Содействие трудоустройству предполагает совместную деятельность кураторов групп, заместителей деканов/директоров по работе со студентами, ответственных за профориентационное содействие трудоустройству, волонтеров, работников структурного подразделения, ответственного за сопровождение обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, работников структурного подразделения, ответственного за содействие трудоустройству.
Одной из основных проблем трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ является их низкая степень социализации. Проведение постоянной разъяснительной работы, вовлечение в социально-культурную жизнь образовательной организации позволяют снять многие психологические барьеры и повысить уровень социализации.
При проведении мероприятий, связанных с трудоустройством, следует организовывать встречи с работодателями, а также выпускниками образовательной организации, относящимися к категории инвалидов, которые успешно трудоустроились и ведут полноценный образ жизни. Необходимы проведение ярмарок вакансий, различных тренингов, направленных на повышение мотивации к труду, организация экскурсий на предприятия, вовлечение в производственную деятельность и проекты социального предпринимательства.
Работа с психологом при самоопределении и построении индивидуальной карьеры является важным этапом в процессе трудоустройства. Ниже приведены методы профессиональной психодиагностики, которые могут быть использованы психологом-профконсультантом:
1) беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
2) открытые беседы-интервью (с возможностью отвлечения от заранее заготовленных вопросов);
3) опросники профессиональной мотивации (для инвалидов и лиц с ОВЗ, выбирающих массовые профессии, то есть пригодные для большинства);
4) опросники профессиональных способностей (используются применительно к профессиям с особыми условиями труда: при работе с объемными опросниками для удобства проведения и обработки желательно отдавать предпочтение их компьютерным версиям, а также использовать возможности группового тестирования);
5) личностные опросники (раскрывают поступки человека в ответственные моменты жизни, диагностируют способности осмысления своей жизни, самооценки, структуры ценностей и т.п., способствуют самопознанию лица с инвалидностью и ОВЗ, самоопределению на основе более глубоких знаний о себе);
6) психофизиологические обследования;
7) "профессиональные пробы" в специально организованном учебном процессе (требуют материальных затрат на создание мастерских, обеспечение вовлеченности фирм и организаций - потенциальных работодателей).
Важным аспектом содействия трудоустройству являются методы морально-эмоциональной поддержки инвалидов и лиц с ОВЗ:
1) группы общения (в профориентации чаще используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия, но не для решения собственно профконсультационных проблем);
2) тренинги общения (позволяют инвалидам и лицам с ОВЗ освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу и различных деловых контактах);
3) методы индивидуальной и групповой психотерапии (позволяют лицу с инвалидностью и ОВЗ лучше осознать смысл выбираемой деятельности или процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением);
4) различные положительные примеры самоопределения (повышают уверенность лица с инвалидностью и ОВЗ в принципиальной возможности разрешения своих проблем);
5) конкурсы или праздники труда, повышающие престиж конкретных профессий.
С целью проведения производственной практики как первого этапа будущего трудоустройства обучающихся, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, в образовательной организации должна быть проведена дополнительная работа с предприятиями, которые рассматриваются как места прохождения практики. Такая работа предполагает проведение переговоров с руководством предприятий о готовности принять на практику инвалидов и лиц с ОВЗ. При этом обязателен выезд на предприятие сотрудника структурного подразделения, ответственного за организацию практики, с целью выяснения наличия на предприятии специальных условий труда с учетом нозологической группы и группы инвалидности обучающегося, а также предварительной беседы с коллективом и проведения разъяснительной и подготовительной работы. При прохождении производственной практики должно быть организовано сопровождение обучающегося на предприятии лицом из числа представителей образовательной организации либо из числа работников предприятия.
Если у образовательной организации есть структурные подразделения, ведущие производственную деятельность, производственные и творческие мастерские, бизнес-инкубаторы и т.д., то в них может быть организовано прохождение производственной практики при создании специальных условий труда. Проведение производственной практики в указанных подразделениях позволяет развить не только профессиональные компетенции, но и навыки самозанятости и предпринимательства.
Перспективным механизмом содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ является производственно-адаптационная практика, то есть специально организованная работа студентов-инвалидов в режиме неполной занятости в течение одного или более свободных от учебных занятий дней в неделю на предприятиях возможного трудоустройства. Эта практика носит индивидуальный характер и предназначена для успевающих студентов. Производственная адаптация обычно организуется в виде дополнительной практики на старших курсах с учетом требований, предъявляемых к практикам в образовательной организации. Цели такой практики для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ:
- создание дополнительной мотивации для успешного освоения образовательной программы;
- обеспечение интеграции в профессиональное сообщество; овладение своей профессиональной деятельностью на месте возможного трудоустройства с функционально ориентированной подготовкой к выполняемым в будущем задачам;
- приобретение опыта самостоятельной трудовой деятельности при социальной интеграции в профессиональной среде;
- закрепление полученных теоретических знаний и применение их в трудовой деятельности;
- индивидуальный подбор и обустройство рабочего места для последующего трудоустройства и занятости на постоянной основе после окончания образовательной организации.
Производственно-адаптационная практика проводится на основе договоров, заключенных между образовательной организацией и предприятиями, деятельность которых отражает специфику направления подготовки студента-инвалида и подразумевает возможность будущего трудоустройства.
Деятельность структурных подразделений по содействию в трудоустройстве выпускников должна включать предоставление услуг для студентов с инвалидностью и ОВЗ по дополнительному обучению. Задачей такого обучения должно стать привитие навыков самопрезентации, грамотного составления резюме, социальной и психологической адаптации в коллективе. С целью формирования предпринимательских компетенций рекомендуется проводить обучение по основам менеджмента и предпринимательской деятельности, юридической и финансовой грамотности, бизнес-планированию и т.п.
В целях создания условий для расширения возможностей трудоустройства выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья органам исполнительной власти субъектов РФ следует на основании приказа Минтруда России от 08.05.2015 N 287 "О мониторинге реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" в соответствующие сроки представлять в Минтруд России информацию:
- о формах обучения, включая программы дистанционного обучения, выпускников образовательных организаций 2015 года из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями и специализации образования;
- о потребности выпускников образовательных организаций 2015 года из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в трудоустройстве;
- о работе органов службы занятости по подбору для выпускников образовательных организаций 2015 года из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями сферы и вида деятельности (включая специальное оборудование рабочего места) в соответствии с их профессиональным образованием, опытом работы, навыками и умениями;
- о трудоустройстве выпускников образовательных организаций 2015 года из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
- о реализации мер, направленных на трудоустройство и развитие предпринимательской деятельности незанятых выпускников образовательных организаций 2015 года из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, включая услуги по сопровождению.
Органам службы занятости субъектов РФ подбор сферы деятельности необходимо осуществлять с учетом сведений об образовании, профессиональной квалификации, состоянии здоровья (на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида) по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда, овладение которыми повышает возможность выпускников, относящихся к категории инвалидов, быть интегрированными в общество и конкурентоспособными на рынке труда.
В случае затруднения выпускников, относящихся к категории инвалидов, в выборе сферы поиска подходящей работы им может быть предложена государственная услуга по профессиональной ориентации с целью выявления видов профессиональной деятельности, занятости и компетенций, позволяющих выполнять работу по конкретным профессиям (специальностям), наиболее соответствующим их опыту, индивидуальным способностям и возможностям, а также физическим и психологическим качествам.
В целях оказания содействия в поиске подходящей работы выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, относящимся к категории инвалидов, органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, а также в сфере содействия занятости населения, необходимо повышать эффективность взаимодействия с учреждениями медико-социальной экспертизы, общественными организациями инвалидов, объединениями работодателей и другими заинтересованными организациями, осуществляющими деятельность в области профессиональной реабилитации, профессиональной ориентации и содействия трудоустройству инвалидов.
Организация работы с потенциальными работодателями предполагает ведение базы данных предприятий, готовых трудоустраивать инвалидов, специализированных предприятий инвалидов, а также предприятий, имеющих квоты на трудоустройство указанной категории. В базе данных необходимо аккумулировать информацию по количеству вакансий для соответствующих нозологических групп, созданных специальных условиях труда# по видам деятельности.
Наиболее распространенным способом взаимодействия образовательных организаций и работодателей является организация ярмарок вакансий. На подобных мероприятиях представители предприятий проводят собеседования и индивидуальные консультации с претендентами на рабочее место, ведут разъяснительную работу, информируют о созданных для лиц с инвалидностью и ОВЗ специальных условиях труда. При посещении ярмарок вакансий, проводимых вне образовательной организации, специалисты, ответственные за содействие трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ, должны удостовериться в том, что не возникнет проблем с архитектурной доступностью, а также будет обеспечена возможность коммуникации между представителями работодателей и трудоустраивающихся.
Взаимодействие с общественными организациями инвалидов (Всероссийским обществом инвалидов, Всероссийским обществом глухих, Всероссийским обществом слепых) и их отделениями в субъектах РФ позволяет образовательным организациям расширить возможности трудоустройства выпускников-инвалидов, поскольку такие общественные организации имеют как собственную производственную базу, так и информацию о вакансиях в конкретном субъекте РФ.
Важным аспектом деятельности структуры, ответственной за содействие в трудоустройстве, является организация сопровождения выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ при трудоустройстве и адаптации на рабочем месте. Для этого рекомендовано за каждым лицом с инвалидностью и ОВЗ при трудоустройстве и во время адаптационного периода на рабочем месте закреплять специалиста из образовательной организации.
______________________________
*(1) См. Образование в Документах. - 2013. - N 11. - С. 18-19.
*(2) См. Официальные документы в образовании. - 2007. - N 16, 17.
*(3) См. Официальные документы в образовании. - 2009. - N 13-15.
*(4) См. Образование в Документах. - 2012. - N 1. - С. 14-33.
*(5) См. Официальные документы в образовании. - 2015. - N 1, 2.
*(6) См. Официальные документы в образовании. - 2012. - N 17. - С. 4-8.
*(7) См. Официальные документы в образовании. - 2012. - N 33. - С. 70-78.
*(8) См. Образование в Документах. - 2014. - N 1. - С. 102-112.
*(9) См. Официальные документы в образовании. - 2014. - N 14. - С. 45-66.
*(10) См. Официальные документы в образовании. - 2011. - N 15. - С. 53-71.
*(11) См. Официальные документы в образовании. -2011. - N 1. - С. 4-63.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 декабря 2015 г. N 16-2/10/П-7704 "О Методических рекомендациях... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.