Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. N 2-АПГ16-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Барулевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Горстройзаказчик" о признании недействующими строк N 400164, 428655, 428675, 428676, 428825, 429023, 429024 приложения 1 и строк N 9170, 9351, 9352, 9354 временного разрешенного использования N 1 приложения N 2 к приказу Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 г. N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области",
по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Горстройзаказчик" на решение Вологодского областного суда от 14 декабря 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителей закрытого акционерного общества "Горстройзаказчик" Васильевой Г.Б. и Сибирцевой Е.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда следует оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
закрытое акционерное общество "Горстройзаказчик" (далее - ЗАО "Горстройзаказчик", заявитель, общество) обратилось в Вологодский областной суд с заявлением о признании недействующими с момента опубликования строк N 400164, 428655, 428675, 428676, 428825, 429023, 429024 приложения 1 и строк N 9170, 9351, 9352, 9354 временного разрешенного использования N 1 приложения N 2 к приказу Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 г. N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области".
В обоснование заявленных требований общество ссылается на несоблюдение административным ответчиком процедуры проведения и утверждения результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, а также порядка опубликования приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 г. N 206 (далее - приказ N 206) и его приложений.
Заявитель полагает, что кадастровая стоимость арендованных им земельных участков установленная в оспариваемой части приказа значительно превышает их рыночную стоимость.
Решением Вологодского областного суда от 14 декабря 2015 г. в удовлетворении заявления ЗАО "Горстройзаказчик" отказано.
В апелляционной жалобе ЗАО "Горстройзаказчик" просит отменить судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
На апелляционную жалобу прокуратурой Вологодской области, Управлением Росреестра по Вологодской области и Департаментом имущественных отношений Вологодской области поданы возражения, в которых указывается на законность принятого судом решения.
Департаментом имущественных отношений Вологодской области подано ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии его представителей. Представители Управления Росреестра по Вологодской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области, ООО "Активные Бизнес Консультации", Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" и прокуратуры Вологодской области в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом извещены. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Как следует из материалов дела, приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 г. N 206 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области по состоянию на 2 июня 2012 г. в соответствии с приложением 1 -3 к приказу.
В пунктах 400164, 428655, 428675, 428676, 428825, 429023, 429024 приложения 1 к приказу N 206, определена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: 35:24:0501010:92 площадью 8900 кв.м в размере 126 595 558 руб.; 35:24:0501009:139 площадью 21551кв.м в размере 329 521 901 кв. 83 коп.; 35:24:0501012:90 площадью 15703 кв.м в размере 187 366 625 руб. 70 коп.; 35:24:0202005:102 площадью 4933 кв.м в размере 75 083 663 руб. 77 коп.; 35:24:0501009:115 площадью 13851 кв.м в размере 196 308 283 руб. 86 коп.; 35:24:0501009:138 площадью 16571 кв.м в размере 253 376 058 руб. 43 коп.; 35:24:0501012:91 площадью 15460 кв.м, в размере 184 467 174 руб., принадлежащих на праве аренды ЗАО "Горстройзаказчик", государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования "Город Вологда".
В строках N 9170, 9351, 9352, 9354 временного разрешенного использования N 1 приложения N 2 к приказу определено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Вологодской области, в отношении следующих кадастровых кварталов: 35:24:0202005, 35:24:0501009, 35:24:0501010, 35:24:0501012.
Поскольку арендная плата за пользование земельными участками рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельных участков, общество обратилось в суд с заявлением о признании недействующими с момента опубликования строк N 400164, 428655, 428675, 428676, 428825, 429023, 429024 приложения 1 и строк N 9170, 9351, 9352, 9354 временного разрешенного использования N 1 (далее - ВРИ N 1) приложения N 2 к приказу Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года N 206.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, признавая нормативный правовой акт в оспариваемых частях не противоречащим федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и отказывая заявителю в удовлетворении его требований, правомерно исходил из следующего.
Полномочия органов государственной власти в части принятия решений по проведению государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества урегулированы Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Согласно статье 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводиться по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления.
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Статьей 60 Устава Вологодской области предусмотрено, что систему исполнительных органов государственной власти Вологодской области образуют Правительство области и органы исполнительной государственной власти области.
В соответствии с пунктом 3.1.6 Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области Департамент принимает решения о проведении государственной кадастровой оценки земельных участков и утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление Росреестра по Вологодской области) 2 июня 2012 года сформировало перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Вологодской области.
Работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Вологодской области проводились ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в соответствии с государственным контрактом N 85Д/2012 на выполнение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель от 15 августа 2012 г., заключенным Управлением Росреестра по Вологодской области с ФГУП.
По результатам проведенных работ ООО "Активные Бизнес Консультации" составлен 7 ноября 2012 г. отчет N ГКОЗНП-35-2012 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, на территории Вологодской области, который получил положительное экспертное заключение экспертного совета Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" от 14 ноября 2012 г. N ЭК-161012/1 и признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Приказом от 27 декабря 2012 г. N 206 Департамент имущественных отношений Вологодской области утвердил результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области.
В силу пункта 3 приказа N 206, приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
В соответствии со статьей 5 и пунктом 2 статьи 6 Закона Вологодской области от 2 мая 2011 г. N 2506-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных актов области" (в действующей на тот момент редакции), официальным опубликованием нормативного правового акта области является первая публикация его полного текста в областной газете "Красный Север", а датой вступления в силу - со дня его обнародования (официального опубликования).
Приказ N 206 опубликован в областной газете "Красный Север" 18 января 2013 г. N 7. Приложения 1, 2, 3 к приказу опубликованы поэтапно, в связи с большим объемом информации, начиная с 19 января 2013 г. по 9 июля 2013 г. в газете "Красный Север". Информация об утвержденных результатах кадастровой оценки в полной версии (в том числе и приложений к приказу) также была размещена на официальном сайте органа исполнительной государственной власти одновременно с опубликованием приказа в газете "Красный Север".
Судом первой инстанции правомерно сделан вывод, что такой способ опубликования приказа позволил обеспечить населению публичного образования и иным лицам возможность ознакомиться с его содержанием, что согласуется с позицией постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части". Кроме того, результаты предыдущей кадастровой оценки, утвержденные постановлением Правительства Вологодской области от 30 декабря 2009 г. утратили свою силу с 18 января 2013 г., в связи с чем с этой даты применялись результаты кадастровой оценки земель, утвержденные приказом N 206.
Представленное обществом экспертное заключение от 7 декабря 2015 г., выполненное экспертом-оценщиком А. о проверке отчета о результатах государственной кадастровой оценки от 7 ноября 2012 г. N ГКОЗНП-35-2012, не является надлежащим доказательством, поскольку экспертиза проведена на основании копии отчета, переданного заказчиком - обществом на бумажном носителе и электронной версии отчета. Эксперт не проводил анализ на достоверность документации заказчика. Экспертное заключение составлено на основе анализа представленной версии отчета, что является нарушением требований пункта 11 Федерального стандарта оценки ФСО N 5, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 4 июля 2011 г.
При указанных обстоятельствах, выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам, являются законными и обоснованными, в связи с чем оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Вологодского областного суда от 14 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционной) жалобу закрытого акционерного общества "Горстройзаказчик" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. N 2-АПГ16-3
Текст определения официально опубликован не был