Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. N 18-АПГ16-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Барулевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Кубанская энергосбытовая компания" о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 9 сентября 2015 г. N 60/2015-э "Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии", по апелляционной жалобе Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 26 октября 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей заявителя Нефедьевой О.Ю., Ширикова М.С., представителей Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края Нечесова Ю.В., Уланова Р.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество "Кубанская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Кубаньэнергосбыт", общество) обратилось в Краснодарский краевой суд с заявлением о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 9 сентября 2015 г. N 60/2015-э "Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии".
Решением Краснодарского краевого суда от 26 октября 2015 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Региональная энергетическая комиссия - Департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее - Комиссия) обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Относительно апелляционной жалобы ОАО "Кубаньэнергосбыт" представило возражения и дополнительные пояснения к возражениям.
В судебное заседание представители прокуратуры Краснодарского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее и дополнительные пояснения к расчету сбытовой надбавки, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
ОАО "Кубаньэнергосбыт" с 18 октября 2006 г. является гарантирующим поставщиком электрической энергии. Приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 22 января 2007 г. N 9-э включено в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков электрической энергии с зоной деятельности - Краснодарский край и Республика Адыгея.
Приказом Комиссии от 29 декабря 2014 г. N 93/2014-э "Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии" на основании экспертного заключения от 17 декабря 2014 г. N 211-э ОАО "Кубаньэнергосбыт" установлены величины сбытовых надбавок, доходности продаж и коэффициенты параметров деятельности на 2015 год.
При установлении соответствующих величин органом регулирования проведен анализ экономически обоснованных затрат гарантирующего поставщика.
Согласно приложению к указанному приказу сбытовая надбавка гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО "Кубаньэнергосбыт" на 2015 год по тарифной группе потребителей "население" и приравненные к нему категории потребителей на 1 полугодие 2015 года составила 0,28829 руб./кВтч, на 2 полугодие 2015 г.- 0,19241 руб./кВтч; по тарифной группе потребителей "сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии" за 1 полугодие 2015 г. составила 0,26075 руб./кВтч, на 2 полугодие 2015 г - 0,32057 руб./кВтч.
Приказом Комиссии от 9 сентября 2015 г. N 60/2015-э в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 11 мая 2015 г. N 458 "Об утверждении изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования порядка определения объемов покупки мощности на оптовом рынке для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей и объемов покупки мощности организацией по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью" (далее - постановление Правительства РФ от 11 мая 2015 г. N 458) установлены новые величины сбытовых надбавок и коэффициент параметров деятельности общества на 2 полугодие 2015 года.
Согласно приложению к данному приказу сбытовая надбавка гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО "Кубаньэнергосбыт" на 2 полугодие 2015 года по тарифной группе потребителей "население" и приравненные к нему категории потребителей составила 0,010 руб./кВтч; по тарифной группе потребителей "сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии" - 0,45344 руб./кВтч.
По мнению заявителя, органом регулирования при принятии оспариваемого приказа нарушена процедура установления цен (тарифов) в электроэнергетике; размер сбытовой надбавки на 2 полугодие 2015 года по тарифной группе потребителей "сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии" не соответствует размеру сбытовой надбавки по данной тарифной группе, подлежащему установлению в соответствии с постановлением от 11 мая 2015 г. N 458.
Также, по мнению общества, органом регулирования, согласно экспертному заключению от 10 августа 2015 г. N 159-э, необоснованно внесены корректировки в расчет выпадающих доходов в части исключения величины некомпенсированных расходов, повлиявших на уменьшение размера необходимой валовой выручки общества на 110 326,63 тыс. руб.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции указал на то, что оспариваемый приказ не соответствует требованиям законодательства в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и нарушает права и законные интересы общества.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов).
Пунктом 4 Основ ценообразования предусмотрено, что установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Законом об электроэнергетике и нормативными правовыми актами, в том числе устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков.
В силу пункта 35 Правил регулирования цен (тарифов) тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 7 Правил регулирования цен (тарифов) цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев.
Согласно пункту 2 Основ ценообразования периодом регулирования является период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы).
Подпунктами "а" и "б" пункта 4 постановления Правительства РФ от 11 мая 2015 г. N 458 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предписано принять решение об установлении (пересмотре) с 1 июля 2015 г. единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для населения и приравненных к нему категорий потребителей, а также об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков в отношении сетевых организаций.
В соответствии с пунктом 8 Правил регулирования цен (тарифов) в случае если пересмотр цен (тарифов) и (или) их предельных уровней осуществляется в течение финансового года в соответствии с актом Правительства Российской Федерации либо в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации, дело об установлении цены (тарифа) и (или) ее предельного уровня не открывается, а материалы при необходимости запрашиваются соответствующими регулирующими органами.
Пунктом 24 Правил регулирования (цен) тарифов предусмотрено что, в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных настоящими Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также, исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных, в том числе для установления действующих цен (тарифов).
Размер сбытовой надбавки общества на второе полугодие 2015 года для тарифной группы потребителей "сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии" пересмотрен тарифным органом в середине финансового года, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 мая 2015 г. N 458, а также, как это следует из экспертного заключения от 10 августа 2015 г. N 159-э, во исполнение письма Контрольно-ревизионного управления ФСТ России от 16 марта 2015 г. N 4-1620 об устранении выявленных замечаний при установлении сбытовых надбавок ОАО "Кубаньэнергосбыт", в результате чего из расчета выпадающих доходов предприятия на 2015 год исключены величины некомпенсированных расходов за январь-февраль 2015 года в размере 110 326,63 тыс. руб.
Вместе с тем, постановление Правительства РФ от 11 мая 2015 года N 458 обязывало органы регулирования субъектов Российской Федерации произвести перерасчеты тарифно-балансового решения исходя из нового утвержденного прогнозного баланса.
Во исполнение указанного постановления Правительства РФ приказом ФСТ России от 28 мая 2015 г. N 1083-э внесены изменения в сводный прогнозный баланс, которым изменены объемы покупки мощности для потребителей, относящихся к категории "население". Остальные показатели баланса остались неизменны.
Однако, оспариваемым приказом уменьшена величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика для категории "сетевые организации, приобретающие электрическую энергию в целях компенсации потерь".
Экономически обоснованные расходы по статьям затрат и величины прибыли общества на 2015 год по итогам 2013 года определены экспертным заключением от 17 декабря 2014 г. N 211-э, в котором, в частности, были учтены выпадающие доходы общества за 2013 год в размере 141 646,26 тыс. руб.
Согласно экспертному заключению от 11 августа 2015 г. N 159-э при установлении оспариваемым приказом величины сбытовых надбавок, коэффициентов деятельности общества органом регулирования внесены корректировки в расчет плановых затрат предприятия на 2015 год, а также снижена необходимая валовая выручка с 2 860 815,28 тыс. руб. до 2 750 448,65 тыс. руб.
Ссылка органа регулирования, изложенная в экспертном заключении от 10 августа 2015 г. N 159-э, на необходимость внесения корректировки в расчет выпадающих доходов в размере 110 326,63 тыс. руб. для целей устранения выявленных Контрольно-ревизионным управлением ФСТ России замечаний, изложенных в письме от 16 марта 2015 г. N 4-1620, является необоснованной, поскольку обязанность исполнения такого характера писем действующим законодательством в области ценорегулирования не предусмотрена.
При принятии решения по данному делу суд апелляционной инстанции учитывает положения пункта 7 Основ ценообразования, в соответствии с которым при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К таким необоснованным расходам, относятся, в том числе учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы).
В этой связи, изменение объема балансовых показателей, с учетом приказа ФСТ России от 30 января 2015 г. N 101-э, может быть учтено в последующем периоде регулирования.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Краснодарского краевого суда от 26 октября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. N 18-АПГ16-1
Текст определения официально опубликован не был