Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Московской трехсторонней
комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений
от 25 февраля 2016 г.
О ситуации на рынке труда города Москвы, потребности и эффективности использования иностранной рабочей силы
По итогам выборочного обследования населения численность экономически активного населения города Москвы в ноябре 2015 года составила 7 152,1 тыс. человек, в их числе 7 026,6 тыс. человек, или 98,2% экономически активного населения были заняты в экономике и 125,5 тыс. человек (1,8%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда классифицируются как безработные). Уровень занятости в городе Москве в среднем за сентябрь-ноябрь 2015 года составил 74,0%, по этому показателю столица занимает третье место среди регионов России.
Ситуация на рынке труда города Москвы находится под постоянным контролем службы занятости. Реализация мероприятий подпрограммы "Развитие рынка труда и содействие занятости населения" Государственной программы города Москвы "Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы" на 2012-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 11.10.2011 N 477-ПП, в 2015 году велась с участием заинтересованных органов исполнительной власти и социальных партнеров и направлена на решение одной из основных ключевых задач - содействие гражданам в трудоустройстве.
В еженедельном режиме Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (далее - Департамент) проводится мониторинг высвобождения и неполной занятости работников. За 2015 год в службу занятости сведения о предполагаемом высвобождении 113,2 тыс. работников в связи с сокращением штата или ликвидацией организации представили 3 543 организации города (в 2014 году - соответственно 94,4 тыс. работников и 2 549 организаций).
По состоянию на 01.01.2016 по инициативе работодателей работали на условиях неполного рабочего времени 15,0 тыс. человек, 2,4 тыс. человек находились в простое (на 01.01.2015 - 3,0 тыс. человек и 0,6 тыс. человек соответственно).
За 2015 год преимущественно (более 80% намеченных к высвобождению) сведения представлялись из организаций, относящихся к таким видам экономической деятельности, как финансовая деятельность (24,7%), транспорт и связь (14,4%), государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение (13,4%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (12,1%), здравоохранение (11,4%), образование (5,9%).
Для оказания содействия в трудоустройстве высвобождаемым работникам в 2015 году организовано 82 временных консультационных пункта, проконсультировано 21,1 тыс. увольняемых работников, предложено 21,7 тыс. вакансий для трудоустройства.
Общее число обращений в службу занятости населения города Москвы в 2015 году составило 1 876,4 тыс. человек или 26,6% от численности экономически активного населения (в 2014 году - соответственно 1 432,3 тыс. человек и 20,2%), что свидетельствует востребованности услуг службы занятости. В поисках работы обратилось 218,9 тыс. человек (в 2014 году - 177,9 тыс. человек), всем обратившимся в службу занятости в поисках работы было оказано содействие в трудоустройстве, трудоустроено 170,7 тыс. человек или 78,0% от обратившихся (в 2014 году - 137,1 тыс. человек или 77,0%).
Для содействия в трудоустройстве граждан, снижения численности безработных Департаментом в 2015 году реализовывались следующие активные программы содействия занятости:
- оплачиваемые общественные работы и временное трудоустройство (27,0 тыс. безработных и ищущих работу граждан);
- профессиональная ориентация граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства (96,8 тыс. человек);
- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда (8,2 тыс. человек);
- психологическая поддержка безработных граждан (9,2 тыс. человек);
- профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования безработных граждан (7,4 тыс. человек);
- профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования женщинами в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (743 человека);
- содействие самозанятости безработных граждан (получили консультации - 10,6 тыс. человек, организовали собственное дело - 343 человека).
В 2015 году службой занятости организовано и проведено 283 ярмарки вакансий, которые посетило 122,8 тыс. человек, приняли участие 2,6 тыс. работодателей, оказано 172,3 тыс. консультационных услуг, нашли работу 8,7 тыс. человек.
В течение 2015 года в банке данных службы занятости ежедневно имелось от 93,3 до 135,8 тыс. вакансий (в 2014 году - от 139,3 до 227,0 тыс. вакансий). По сравнению с началом 2015 года количество вакансий в базе данных службы занятости уменьшилось на 4,8 тыс. единиц. На 01.01.2016 их количество составило 134,5 тыс. единиц.
Более 90% вакансий было представлено организациями, относящимися к таким видам экономической деятельности, как государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение (31,4%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (22,6%), строительство (21,9%), транспорт и связь (5,4%), оптовая и розничная торговля: ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (5,1%), обрабатывающие производства (4,4%). Из общего числа вакансий 61,4% - вакансии для рабочих, 15,4% - вакансии, на которые работодатели планируют привлекать иностранных работников.
Среди рабочих профессий устойчивый спрос сохраняется на вакансии водителя автомобиля, каменщика, арматурщика (строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы); среди служащих - на вакансии военнослужащего (рядовой и сержантский, младший командный и офицерский состав), менеджера, механика, рекламного агента, техника. Сохраняется высокий спрос на низкоквалифицированную рабочую силу: уборщика (в том числе производственных и служебных помещений, территорий, мусоропроводов), подсобного рабочего, дворника.
За 2015 год отмечался устойчивый рост численности зарегистрированных безработных и уровня регистрируемой безработицы. Численность зарегистрированных безработных увеличилась на 15 417 человек или на 53,9%, с 28 629 человек до 44 046 человек, уровень регистрируемой безработицы - с 0,40% до 0,62%. Коэффициент напряженности на рынке труда города вырос с 0,29 до 0,43 человек на вакансию.
По итогам 2015 года были отмечены следующие негативные явления на рынке труда города Москвы:
- рост высвобождения работников из организаций города;
- рост численности и уровня зарегистрированной безработицы;
- снижение количества вакансий, заявленных работодателями в службу занятости.
Демографические процессы, в части старения населения, как по России в целом, так и по Москве, в частности, оказывают существенное влияние на количественную и качественную составляющую трудовых ресурсов города Москвы. Численность населения города Москвы в трудоспособном возрасте год от года сокращается. В этой связи работодатели Москвы вынуждены привлекать к трудовой деятельности работников из регионов Российской Федерации, а также стран СНГ и дальнего зарубежья, а поскольку Москва является регионом с высоким уровнем заработной платы, значительным и разнообразным предложением рабочих мест, развитой социальной инфраструктурой, большое число граждан из других регионов Российской Федерации желает трудоустроиться именно в столице.
В настоящий момент Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы (постановление Правительства Москвы от 08.09.2015 N 566-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы"). Наибольшее количество иностранных работников в 2015 году привлекалось в строительную отрасль, в оптовую и розничную торговлю, а также в сферу предоставления прочих услуг, а самое значительное количество ИРС привлекалось из Турецкой Республики (8094 чел.), Китая (3512 чел.) и Кореи (2732 чел.).
В общем числе иностранных работников, осуществлявших трудовую деятельность на территории города Москвы в 2015 году, доля иностранных работников из стран с визовым режимом въезда, привлекаемых по квоте, составила 6,9% (22 454 иностранных работника).
Для определения потребности работодателей в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, действует коллегиальный орган - Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников (далее - Комиссия) из числа представителей Московской Федерации профсоюзов, Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей), заинтересованных отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города Москвы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" приказом Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 24.12.2015 N 1394 утверждена Методика оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в субъекте Российской Федерации.
Методика предназначена для анализа влияния иностранной рабочей силы (далее - ИРС) на основные показатели рынка труда города Москвы и прочие показатели, связанные с пребыванием ИРС на территории города Москвы, и учитывает ИРС:
с разрешениями на работу (выданными как с учетом, так и без учета установленной городу Москве квоты);
с патентами на работу (у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также у физических лиц);
без получения разрешений на работу или патентов.
Проект Методики разрабатывался в соответствии с рекомендациями Минтруда России с участием заинтересованных региональных и федеральных органов исполнительной власти и социальных партнеров, прошел научную экспертизу и апробацию и учитывает особенности применения Методики в городе Москве. Таким образом, Методика основывается на данных, которые представляются Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы, Мосгорстатом, УФМС России по г. Москве, ГУ МВД России по г. Москве, Государственной инспекцией труда в городе Москве.
Анализ привлечения ИРС за 2014 год проведен согласно Методике по трем показателям:
1. Влияние иностранной рабочей силы на напряженность на рынок труда.
2. Влияние иностранных граждан на криминогенную обстановку в городе Москве.
3. Уровень безопасности условий труда иностранной рабочей силы.
По данным Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, за анализируемый период с 2011 по 2014 годы, численность зарегистрированных безработных в расчете на одного иностранного работника уменьшилась, а общий уровень безработицы в городе не превысил уровня общей безработицы в Российской Федерации, кроме того сократилось число рабочих мест, занятых ИРС и совпадающих со структурой безработных. Таким образом, жители города Москвы не претендуют на занятые мигрантами рабочие места с низкими профессионально-квалификационными требованиями и соответствующей оплатой труда.
Что касается влияния ИРС на криминогенную обстановку в городе Москве, то по данным ГУ МВД России по г. Москве, число преступлений по расследованным уголовным делам, совершенных иностранными гражданами в г. Москве с 2011 по 2014 годы, примерно в 2 раза превышало темпы роста общей численности преступлений, совершенных в городе Москве (рост 11,5% и рост 5,3%, соответственно). В относительном выражении доля преступлений, совершенных иностранными гражданами к общей численности преступлений, совершенных в городе Москве за анализируемый период также незначительно возросла. Число зарегистрированных преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан снизилось почти на одну пятую, незначительно сократилась и доля таких преступлений в общей численности преступлений. Число административных правонарушений, связанных с привлечением ИРС к трудовой деятельности, возросло примерно на одну пятую, увеличилась также их доля в общей численности административных правонарушений. Численность иностранных граждан, подвергшихся административному выдворению или депортации возросла за вышеуказанный период в 6 раз, что свидетельствует о повышении эффективности деятельности правоохранительных органов по борьбе с нелегальной миграцией.
Относительно уровня безопасности условий труда иностранной рабочей силы, то по данным Государственной инспекцией труда в городе Москве за период с 2012 по 2014 гг. уровень производственного травматизма со смертельным исходом по городу Москве незначительно снизился. Среди ИРС подобные страховые случаи практически не фиксируются. В 2013 году было выявлено 22 таких случая, в 2014 г. - 18 случаев травматизма со смертельным исходом произошедших, главным образом, в строительной сфере (снижение на 18%).
<< Назад |
||
Содержание Решение Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 февраля 2016 г. "О ситуации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.