Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2016 г. N 274)
Уровень высшего образования
Подготовка кадров высшей квалификации
Специальность
55.09.01 Режиссура аудиовизуальных искусств (по видам)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ подготовки кадров высшей квалификации в ассистентуре- стажировке по специальности 55.09.01 Режиссура аудиовизуальных искусств (по видам) (далее соответственно - программа ассистентуры-стажировки, специальность).
II. Используемые сокращения
В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ПК - профессиональные компетенции;
УК - универсальные компетенции;
ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;
сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.
III. Характеристика специальности
3.1. Получение образования по программе ассистентуры-стажировки допускается только в образовательных организациях, высшего образования (далее - организация).
3.2. Обучение по программе ассистентуры-стажировки в организациях осуществляется в очной форме обучения.
Объем программы ассистентуры-стажировки составляет 132 зачетные единицы (далее - з.е.), вне зависимости от применяемых образовательных технологий, реализации программы ассистентуры-стажировки с использованием сетевой формы, реализации программы ассистентуры-стажировки по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.
3.3. Срок получения образования по программе ассистентуры-стажировки:
в очной форме, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 2 года. Объем программы ассистентуры- стажировки в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 66 з.е.;
при обучении по индивидуальному учебному плану срок устанавливается организацией самостоятельно, но не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья организация вправе продлить срок не более чем на один год по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения. Объем программы ассистентуры-стажировки за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану не может составлять более 75 з.е.
3.4. При реализации программы ассистентуры-стажировки организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
3.5. Реализация программы ассистентуры-стажировки возможна с использованием сетевой формы.
3.6. Образовательная деятельность по программе ассистентуры-стажировки осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.
3.7. Реализация программ ассистентуры-стажировки, разработанных в соответствии с ФГОС ВО по специальности 55.09.01 Режиссура аудиовизуальных искусств (по видам), осуществляется по следующим видам: режиссура игрового кино- и телефильма, режиссура неигрового кино- и телефильма (документального, научно-популярного), режиссура анимации и компьютерной графики, режиссура телевизионных программ, режиссура мультимедиа.
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу ассистентуры-стажировки
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу ассистентуры-стажировки, включает:
педагогический и учебно-воспитательный процессы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
профессиональную деятельность по созданию произведений в области режиссуры аудиовизуальных искусств (по видам).
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу ассистентуры-стажировки, являются обучающиеся организаций, осуществляющих образовательную деятельность, аудиовизуальная продукция в различных формах ее существования, авторы-создатели аудиовизуальной продукции, творческие коллективы, съемочные группы, производящие компании в сфере аудиовизуальных искусств, актеры, исполнители, технические средства кино- и телепродукции, продуктов мультимедиа, кино, средства массовой информации (далее - СМИ), информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), организации культуры, профессиональные ассоциации.
4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу ассистентуры-стажировки:
педагогическая деятельность;
художественно-творческая и производственная деятельность;
просветительская деятельность.
Программа ассистентуры-стажировки направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.
4.4. Выпускник, освоивший программу ассистентуры-стажировки, готов решать следующие профессиональные задачи:
педагогическая деятельность:
преподавание творческих дисциплин по профилю и специальных дисциплин смежных специальностей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
выполнение ассистентской работы в специальном классе руководителя мастерской;
осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов педагогического процесса, участие в методической работе организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
развитие и сохранение художественных традиций отечественных школ режиссуры;
художественно-творческая и производственная деятельность:
создание творческого произведения (фильма, мультимедиа продукта, телевизионной постановки или передачи) для кино-, телеиндустрии с использованием современных технологий;
работа в составе творческого коллектива в процессе всех этапов производства в качестве режиссера;
творческая интерпретация произведений различных видов искусств при создании художественного образа;
просветительская деятельность:
участие в разработке и реализации просветительских проектов в целях популяризации лучших образцов кинематографа и телевидения, в том числе совместных творческих проектов с творческими группами других образовательных организаций и организаций культуры.
V. Требования к результатам освоения программы ассистентуры-стажировки
5.1. В результате освоения программы ассистентуры-стажировки у выпускника должны быть сформированы универсальные и профессиональные компетенции.
5.2. Выпускник, освоивший программу ассистентуры-стажировки, должен обладать следующими универсальными компетенциями:
готовностью овладевать информацией в области исторических и философских знаний для обогащения содержания своей педагогической и художественно-творческой деятельности (УК-1);
способностью видеть и интерпретировать факты, события, явления сферы профессиональной деятельности в широком историческом и культурном контексте (УК-2);
способностью свободно анализировать исходные данные в области культуры и искусства для формирования суждений по актуальным проблемам профессиональной деятельности (педагогической и художественно-творческой) (УК-3);
способностью аргументировано отстаивать личную позицию в отношении современных процессов в области аудиовизуальных искусств (УК-4);
способностью свободно пользоваться иностранным языком как средством профессионального общения (УК-5).
5.3. Выпускник, освоивший программу ассистентуры-стажировки, должен обладать профессиональными компетенциями:
педагогическая деятельность:
способностью преподавать творческие дисциплины на уровне, соответствующем требованиям федеральных государственных образовательных стандартов в области аудиовизуальных искусств (ПК-1);
способностью самостоятельно разрабатывать и применять методы и средства обучения (ПК-2);
способностью анализировать актуальные проблемы и процессы в области художественного образования, применять методы психолого-педагогических наук и результаты исследований в области педагогики в своей педагогической деятельности (ПК-3);
способностью разрабатывать и применять современные образовательные технологии, выбирать оптимальную цель и стратегию обучения, создавать творческую атмосферу образовательного процесса (ПК-4);
способностью формировать профессиональное мышление, внутреннюю мотивацию обучаемого, систему ценностей, направленных на гуманизацию общества (ПК-5);
способностью критически оценивать и осмысливать собственную педагогическую деятельность (ПК-6);
художественно-творческая и производственная деятельность:
владеть средствами и методами режиссуры экранных произведений, выполнять работу по подготовке и созданию в качестве режиссера (ПК-7);
способностью формировать самостоятельный тип мышления, позволяющий принимать решения независимо (ПК-8);
способностью к руководству творческо-производственным коллективом в области аудиовизуальных искусств и сотворчеству с его представителями (ПК-9);
способностью владеть основами проектной деятельности и самостоятельно оценивать ее результаты (обозначать цель проекта, выделять его этапы, соответственно этапам обозначать задачи проекта, вести мониторинг проекта, управлять ресурсами проекта) (ПК-10);
способностью уметь работать в соответствующих видах и формах аудиовизуальных искусств (ПК-11);
готовностью использовать в своей профессиональной деятельности новейшие разработки и методики по соответствующему профилю в аудиовизуальных искусствах и в смежных областях художественного творчества (ПК-12);
способностью проявлять креативность профессионального мышления, находить нестандартные художественно-технические и управленческие решения (ПК-13);
способностью работать с технологиями современного производства аудиовизуальных продуктов, использовать в работе современные приемы и оборудование (ПК-14);
просветительская деятельность:
готовностью участвовать в культурной жизни общества, создавая художественно-творческую и образовательную среду (ПК-15);
готовностью разрабатывать и реализовывать собственные и совместные с участниками творческих групп просветительские проекты в целях популяризации аудиовизуальных искусств в широких слоях общества, в том числе и с использованием возможностей СМИ и сети "Интернет" (ПК-16).
5.4. При разработке программы ассистентуры-стажировки все универсальные и профессиональные компетенции включаются в набор требуемых результатов освоения программы ассистентуры-стажировки.
5.5. При разработке программы ассистентуры-стажировки организация вправе дополнить набор компетенций выпускников в части программы, формируемой участниками образовательных отношений.
5.6. При разработке программы ассистентуры-стажировки требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.
VI. Требования к структуре программы ассистентуры-стажировки
6.1. Структура программы ассистентуры-стажировки включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную).
6.2. Программа ассистентуры-стажировки состоит из следующих блоков:
Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
Блок 2 "Практики", который в полном объеме относится к вариативной части программы.
Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации "Режиссер аудиовизуальных искусств высшей квалификации. Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе".
Структура программы ассистентуры-стажировки
Таблица
6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы ассистентуры-стажировки, являются обязательными для освоения обучающимся. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы ассистентуры-стажировки, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).
6.4. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы ассистентуры-стажировки, и практики обеспечивают освоение выпускником профессиональных компетенций с учетом конкретного вида (видов) деятельности в различных организациях.
Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы ассистентуры-стажировки, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО.
После выбора обучающимся дисциплин (модулей) и практик вариативной части они становятся обязательными для освоения обучающимся.
6.5. В Блок 2 "Практики" входит производственная практика.
Типы производственной практики:
педагогическая практика;
творческая практика.
Способы проведения производственной практики:
стационарная и (или) выездная.
Организация вправе предусмотреть в программе ассистентуры-стажировки иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.
Практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.
Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.
6.6. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит подготовка к процедуре защиты и процедура защиты выпускной квалификационной работы, состоящей из двух отдельно оцениваемых частей: представление творческо-исполнительской работы (проекта) по видам, указанным в пункте 3.7 настоящего ФГОС ВО, и защита реферата.
6.7. При разработке программы ассистентуры-стажировки обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов от объема вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)" .
6.8. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 10 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.
VII. Требования к условиям реализации программы ассистентуры-стажировки
7.1. Общесистемные требования к реализации программы ассистентуры- стажировки.
7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической работы обучающихся, предусмотренной учебным планом.
7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети "Интернет", как на территории организации, так и вне ее.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет".
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации*.
7.1.3. В случае реализации программы ассистентуры-стажировки в сетевой форме требования к реализации программы ассистентуры-стажировки должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы ассистентуры-стажировки в сетевой форме.
7.1.4. В случае реализации программы ассистентуры-стажировки на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы ассистентуры-стажировки должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).
7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.
7.2. Требования к кадровым условиям реализации программ ассистентуры- стажировки.
7.2.1. Реализация программы ассистентуры-стажировки обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы ассистентуры-стажировки на условиях гражданско-правового договора.
7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу ассистентуры-стажировки, должна составлять не менее 70 процентов.
7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу ассистентуры-стажировки, должна составлять не менее 50 процентов.
7.2.4. К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, почетные звания в области искусства и культуры (Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, Заслуженного работника культуры Российской Федерации, заслуженного или Народного артиста (СССР, республик в составе бывшего СССР, России)), лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере.
7.2.5. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (спецификой) реализуемой программы ассистентуры-стажировки (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), в общем числе работников, реализующих программу ассистентуры-стажировки, должна составлять не менее 10 процентов.
7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы ассистентуры-стажировки.
7.3.1. Минимально необходимый для реализации программы ассистентуры- стажировки перечень материально-технического и учебно-методического обеспечения включает в себя специально оборудованные помещения для проведения учебных занятий, в том числе:
полный производственно-технологический комплекс - съемочный павильон, съемочную и осветительную аппаратуру, а также материально-техническое обеспечение режиссерской мастерской (учебной аудитории): декорационное оборудование - одежда сцены; стандартные декорационные элементы, подиум, затемнение окон, шкафы для хранения реквизита и оборудования; стационарные осветительные приборы на потолочных и настенных креплениях, пульт управления светом, звуковые динамики, усилитель, микшерский пульт с возможностью коммутации различных источников сигнала, комплект оборудования для воспроизведения фонограмм; видеомонитор и оборудование для воспроизведения аудиовизуальных произведений в различных форматах;
мастерские режиссуры телевидения - видеокамеры, штативы, пульт видеомикшерский с соответствующей коммутацией, видеомониторы, микрофоны выносные динамические, микрофоны конденсаторные (петличные), видеопроектор, экран проекционный переносной, фон хромокейный (мобильный) со стойками 3x4м, осветительные приборы для фона;
учебные залы на 30-50 мест, оборудованные кинопроекторами и соответствующими экранами, с возможностью воспроизведения объемного звука с полным дистанционным управлением показа с места преподавателя;
съемочный павильон, оснащенный специальным оборудованием: две профессиональных цифровых камеры с аксессуарами, штативы под камеры, монитор выносной с комплектом аккумуляторов, комплект радиостанции, свет стационарный со штативами, штативы осветительные, радиомикрофоны (петличные), камеры вещательного формата, аппаратно-студийный комплекс с хромакейным фоном, микрофонные пушки, ручные микрофонные штативы ("удочки"), персональный компьютер с программным обеспечением нелинейного монтажа, с профессиональными компьютерными программами, коммутация для всех видов оборудования);
съемочный павильон со специальным оборудованием: две камеры цифровые профессиональные для обеспечения каждой съемочной работы с комплектом объективов, форматные маски и стекла, накамерный монитор, просмотровый монитор, операторская тележка, кран-стрелка, рельсы для тележки (5 звеньев и 2 поворота), колориметр, набор осветительного оборудования со штативами: два комплекта приборов с лампами накаливания 2000 Вт, 5000 Вт; Кино Фло 2x4, осветительный прибор Кино Фло 4x4, два комплекта осветительных приборов 150 Вт (типа Дедалайт);
аудитории, оборудованные компьютерным оборудованием с соответствующим программным обеспечением для покадровой съемки, видеокамерами, стабилизаторами питания, мультстанками с системой креплений для приборов освещения, осветительным оборудованием для объемно-кукольного павильона и для павильона перекладки;
павильон "виртуальная студия" общей площадью не менее 50 кв.м, с соответствующим оборудованием, включая станцию "Виртуальная студия" ST/090;
классы компьютерных технологий и компьютерной графики с соответствующим программным обеспечением: класс компьютерного монтажа Final Cut, Avid;
учебный монтажно-тонировочный комплекс, оборудованный в соответствии с современными стандартами, в состав которого должны входить: студии речевого и шумового озвучивания, аппаратные многоканального звукового монтажа для киновидеопродукции, перезапись во всех современных киноформатах, перезапись для видеопродукции;
телевизионный учебный комплекс;
видеотеку;
просмотровый зал, оснащенный проекционным оборудованием, обеспечивающим показ в различных форматах;
фонотеку.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).
7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе ассистентуры-стажировки.
7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.
7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы ассистентуры-стажировки.
7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы ассистентуры-стажировки должно осуществляться в объёме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и специальности с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 1272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2015 г., регистрационный N 39898).
_____________________________
* Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243, N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84; N 27, ст. 3979; N 29, ст. 4389, ст. 4390), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2016 г. N 274 "Об утверждении федерального государственного образовательного... |